Право на восстание и подавление

  • Во время беспорядков у стен Верховной рады погиб боец Нацгвардии – от осколка боевой гранаты, разорвавшего ему грудную клетку. Так написал в своем Фейсбуке помощник главы МВД Украины Антон Геращенко. Убийца задержан. Но вновь вспыхнула дискуссия о праве народа на восстание. 

    «У нас сейчас происходит узурпация власти. Таким образом народ имеет право на восстание», – заявил представитель «Правого сектора» Алексей Бык. Пару месяцев назад о включении в конституцию права на восстание говорил Олег Ляшко.

    Практически во всех государствах постсоветского пространства со знанием дела рассуждают о праве народа на восстание. И ссылаются при этом на Всеобщую декларацию прав человека: «Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать к восстанию против тирании и угнетения», – сказано в преамбуле этого важного документа.

    Особенно часто напирали на собственную легитимность – то есть, на законность государственного переворота, освященного Всеобщей декларацией прав человека, участники Майдана. Возможно, не последнего на Украине.

    Блаженнейший кардинал Любомир Гузар в дни острого противостояния в Киеве в прошлом году назвал право на восстание законом природы. На мой взгляд, своим авторитетом униат призвал к бунту не только свою паству из Галичины, но и остальных украинцев.

    Я попросил разъяснить юридические тонкости реализации этого права доктора юридических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Леонида Головко.
    Читать далее