"Страна утраченной эмпатии"
На модерации
Отложенный
Многие уже не раз обращали внимание, что у нас в России люди как-то на удивление толерантны к огласке различных случаев террора мирных граждан, садизма, пыток в милицейских отделениях и в тюрьмах, «судебным ошибкам», в результате которых невиновные люди получают невероятные сроки, и т.п.
Не раз отмечалось, что россияне удивительно спокойно переживают даже самые шокирующие вещи – скажем, случаи насилия и жестоких убийств детей.
В той же Европе – как, например, не так давно в Дании – публика гораздо более возбудима: их небольшие (по сравнению с российскими мегаполисами) города то и дело сотрясают многотысячные, порой даже стотысячные демонстрации и митинги, устраиваемые возмущенными гражданами, прознавшими, к примеру, об орудующей в стране банде педофилов-убийц или чем-то в этом роде. А что творится, если вскрываются факты пыток со стороны «правоохранителей»!
У нас же – тишина. Хотя в массовые медиа периодически проникают дикие, по европейским меркам, скандалы: то смерть арестованного по ложному обвинению Магнитского в тюрьме от пыток и отсутствия медпомощи; то не так давно вскрывшиеся факты пыток в Санкт-Петербургских и казанских отделениях милиции; то массовые убийства мирных женщин и детей по типу Кущевки…
Можно вспомнить и грандиозные катастрофы, связанные с человеческими жертвами – например, взрывы на шахтах или та же авария на СШГЭС – в западных странах такие жуткие по своим последствиям события тоже, как правило, становятся поводом для различных акций гражданского протеста.
Не говорим уж о таких весьма неоднозначных по результатам действий спецслужб терактах, как «Норд-Ост» и Беслан: во многих странах спецслужбы не смогли бы столь вольно отнестись к сохранности жизней заложников (в особенности женщин и детей) ИМЕННО потому, что побоялись бы сильного общественного резонанса.
Как видим, в России это не создало спецслужбам практически никаких проблем – никакого «низового» резонанса просто не было.
Примеров можно привести еще массу, их общая особенность – практическое отсутствие какой бы то ни было реакции российской «улицы», то есть рядовых граждан.
Все российские скандалы, связанные с пытками, убийствами детей, вопиющим глумлением судебной системы над невиновными людьми и пр., носят у нас чисто медийный характер, то есть они начинаются в прессе и в ней же, как правило, и заканчиваются.
Почему так? Почему мы, россияне, столь инертны в сравнении с другими такими же, как мы, «белыми людьми»?
Безусловно, на то есть причины юридические (несовершенство законодательства о митингах), политические (в стране неразвита политическая жизнь), исторические (после стольких лет большевизма у людей нет привычки собираться на самостийные митинги)… Но все-таки, как мне кажется, одна из важнейших причин – социально-психологическая.
А именно – у наших людей действительно есть значительные (в сравнении с тем же Западом) проблемы с эмпатией.
Что такое эмпатия
Вообще эмпатия – это качество, изначально присущее виду homo sapiens. Более того, есть она и у многих высших животных. Словари определяют эмпатию как «способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека». Говоря попросту, это способность чувствовать эмоцию другого.
Вполне возможно, что отдельной особи способность ощущать, скажем, боль и страдания другого существа особой радости не доставляют, однако ясно, что в принципе это качество весьма полезно для выживания вида: оно побуждает людей и зверей помогать более слабым и может служить лучшей сохранности популяции.
Более того, можно сказать, что в ряде случаев эмпатия действительно «прописана» в генах: например, все мы «запрограммированы» так, что плач ребенка внушает нам беспокойство, «действует на нервы», побуждает сделать что-нибудь для малыша. Детский плач действует на всех – независимо от того, любит или не любит детей тот или та, кто его слышит. Так уж задумала мать-природа, видимо, считая, что человекообразным обезьянам особенно важно всем миром заботиться о детях; слишком долог у них период взросления и, соответственно, относительной беспомощности…
А теперь давайте прочтем этот фрагмент из знаменитых «Писем Шолохова Сталину» - тех самых, где то ли автор, то ли не автор «Тихого Дона» описывал вождю особенности коллективизации на Кубани.
«Было официально и строжайше воспрещено остальным колхозникам пускать в свои дома ночевать или греться выселенных. Им надлежало жить в сараях, в погребах, на улицах, в садах. Население было предупреждено: кто пустит выселенную семью — будет сам выселен с семьей. И выселяли только за то, что какой-нибудь колхозник, тронутый ревом замерзающих детишек, пускал своего выселенного соседа погреться. 1090 семей при 20-градусном морозе изо дня в день круглые сутки жили на улице. Днем, как тени, слонялись около своих замкнутых домов, а по ночам искали убежища от холода в сараях, в мякинниках. Но по закону, установленному крайкомом, им и там нельзя было ночевать! Председатели сельских советов и секретари ячеек посылали по улицам патрули, которые шарили по сараям и выгоняли семьи выкинутых из домов колхозников на улицы.
Я видел такое, чего нельзя забыть до смерти: в хутаре Волоховском Лебяженского колхоза ночью, на лютом ветру, на морозе, когда даже собаки прячутся от холода, семьи выкинутых из домов жгли на проулках костры и сидели возле огня. Детей заворачивали в лохмотья и клали на оттаявшую от огня землю. Сплошной детский крик стоял над проулками. Да разве же можно так издеваться над людьми?!
Мне казалось, что это один из овчинниковских перегибов, но в конце января или в начале февраля в Вешенскую приехал секретарь крайкома Зимин. По пути в Вешенскую он пробыл два часа в Чукаринском колхозе и на бюро РК выступил по поводу хода хлебозаготовок в этом колхозе. Первый вопрос, который он задал присутствовавшему на бюро секретарю Чукаринской ячейки: «Сколько у тебя выселенных из домов?». «Сорок восемь хозяйств». «Где они ночуют?» Секретарь ячейки засмеялся, потом ответил, что ночуют, мол, где придется. Зимин ему на это сказал: «А должны ночевать не у родственников, не в помещениях, а на улице!». После этого по району взяли линию еще круче. И выселенные стали замерзать…»
Еще раз представим себе эту картину: богатое русское село. Мороз. На морозе слышны плач и стоны детей и матерей, которые в буквальном смысле замерзают заживо.
Эти крики и плач слушают целыми сутками станичники в своих теплых домах – но пускать замерзающих в свои дома НЕЛЬЗЯ, таков строгий приказ Советской власти…
На что это более всего похоже? Садизм, «перегибы на местах», «головокружение от успехов»? Безусловно, так. Но есть и еще кое-что. Вспомним описанный «эксперимент с шестью обезьянами» (см. статью "Психология совка"). Разве не похоже всё происходившее в станице – и видимо, еще в сотнях и тысячах подобных станиц, деревень, сел и аулов по всему коллективизируемому СССР – на какой-то безумный обучающий эксперимент? Эксперимент, в котором с людьми обращались примерно как с теми же обезьянами?
Чему же «обучали» станичников коммунисты? И вообще, что это за обучение – ведь выселенные женщины и дети, очевидно, заболевали и умирали.
«Обучали» не их. Для коммунистов выселенные «кулаки» - расходный материал. Истинный объект обучения, точнее НАУЧЕНИЯ, – те станичники, которые оставались в домах и потом должны были старательно работать на Советскую власть в колхозах и на стройках коммунизма.
Чему же их «научали»?
А именно этому – подавлять эмпатию. Так же, как наших шестерых обезьян учили подавлять естественное чувство голода, вызываемое видом аппетитных фруктов.
В обоих случаях налицо безусловный (!) рефлекс. Банан вызывает у здоровой обезьяны слюноотделение и желание его схватить; плач замерзающего у тебя под окном ребенка, как мы уже говорили, вызывает столь же безусловное желание что-то для этого ребенка сделать. Это Природа!
Однако большевики спор с природой считали для себя делом привычным.
«Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики». В данном случае – Шолохов не зря выяснил, что происходившее было не «инициативой с мест», а партийным указанием – партия четко указала, наличие какого чувства у своих колхозников считает абсолютно нежелательным.
Как видим, с теми, кто поддавался «животному» чувству и пускал несчастных в дом погреться, не церемонились ни минуты – тут же самих вышвыривали на мороз, вместе со всей семьей.
Именно это я и называю «созданием нового человека». Новый Человек, по мысли архитекторов Светлого Коммунистического Завтра, должен спокойно сидеть дома и, скажем, пить чай, никак не реагируя на плач и крики замерзающих прямо у него под окнами почти раздетых в мороз односельчан. Важно понять, что большевики в данном случае стремились «вырезать», удалить у будущих колхозников не сочувствие как таковое, а именно эмпатию – способность к чувству, к восприятию чувства других людей.
В дальнейшем, если мы посмотрим на историю СССР, в особенности – на историю так называемого «диссидентского движения», мы увидим, что «научение» не прошло даром. В точности как в нашем примере с обезьянами, в социуме закрепилось убеждение, что всем тем, кто находится в конфликте с государством «рабочих и крестьян», то есть «политическим», просто НЕЛЬЗЯ СОЧУВСТОВАТЬ.
Способы подавления эмпатии
Безусловно, в СССР применялись и другие способы «подавления эмпатии». Например – непременное «единогласие». Многими наблюдатели ретроспективно с удивлением отмечали, что при Советах государству и его партийным органам было недостаточно осудить какого-нибудь человека или «антипартийную группу» простым большинством голосов. Нет, решение непременно должно было бы быть единогласным, а в адрес «отщепенцев» со словами гнева и презрения должны были выступить чуть ли не все поголовно. Даже отказ проголосовать, сказавшись «больным», требовал особого гражданского мужества и рассматривался мемуаристами чуть ли не как подвиг, на который были способны единицы.
Почему это делалось? Какой был в этом психологический смысл?
Смысл все тот же – подавление эмпатии. Человек, на которого обрушилась вся мощь государственного или партийного аппарата, пусть даже он осужден за реальные грехи, априори вызывает сочувствие… точнее, должен вызывать его у тех, в ком еще жива способность к эмпатии.
И именно пробуждения эмпатии Советская власть стремилась всячески избежать. Потому и должен был всякий потенциальный «сочувствующий» с максимально возможным пылом осудить «отщепенца», проорать публично, что ему еще «мало дали», потребовать «расстрелять как бешеную собаку» и т.п. За натуральностью выражения «гнева» бдительно следили «старшие товарищи», и горе было тому, кто «осуждал» не слишком ретиво…
Отсюда же – неформальный, но явственный для всех запрет на любые контакты с «наказанным» властью.
Многочисленные мемуаристы советской поры рассказывали, как в моменты «опалы» вокруг них мгновенно образовывалось «безвоздушное пространство», все «друзья и коллеги» моментально испарялись из зоны видимости. Почему? Опять же – все были в курсе негласного правила, что с «наказанным» общаться нельзя, это табу. Откуда это «знание»? Да оттуда же, откуда у обезьян из эксперимента.
В некоторых мемуарах авторы с каким-то удивлением вспоминают о смельчаках, которые не покидали их даже в самые тяжелые моменты «опалы» - давали подработки, помогали с едой и одеждой – и их даже никто за это не наказывал!
Думается, тут тот же самый случай: экспериментаторы с брандспойтами давно уже думать забыли о своем «эксперименте» - а обезьяны все еще ходят голодными под связкой бананов, опасаясь, что к ним притронутся. «Таков обычай!»
В СССР также действовал еще один мощнейший механизм подавления эмпатии – это Советская Армия. Каждые полгода она поставляла в «народное хозяйство» миллионы молодых мужчин с надежно блокированной способностью к эмпатии.
Каким образом? Это достигалось «само» через господствовавший практически во всех воинских частях социально-психологический механизм «дедовщины».
Более подробно о «дедовщине» см. мое специальное исследование данного феномена, здесь же лишь отмечу, что «дедовщина» в армии, построенная на непрерывных издевательствах и унижениях, служит, в частности, прекрасным средством подавления эмпатии. В военской части, пораженной «дедовщиной», склонный к эмпатии военнослужащий просто не мог долго протянуть в казарме: постоянное лицезрение сцен насилия и унижения собственных «однополчан» этому мало способствует. В результате те призывники, кто изначально был мало склонен к эмпатии, «дубели» в армии окончательно. Те же, в ком эта способность оставалась жива, или вступали в безнадежный конфликт со всем «воинским коллективом», включая офицеров, и погибали (избиение «дедами», самоубийство), или же – подобно шолоховским станичникам – приучались успешно давить в себе непрошенные чувства.
Отступление о чувствах
Кстати, о непрошенных чувствах. Многие люди, мало знакомые с психологией, склонны считать эмоции вредными. Они, дескать, лишь мешают эффективно принимать решения и достигать поставленных целей, «путают» человека, «превращают его в размазню» и т.п. Вот, дескать, как было бы здорово, если б можно было у человека эмоции вообще отключить! Какой бы эффективный получился деятель, настоящий мачо или, на худой конец, женщина-вамп! Не правда ли?
Увы, не правда. Точнее сказать, дело обстоит прямо противоположным образом. В психиатрии психические расстройства, связанные с «отключением» эмоциональной сферы у больных, достаточно хорошо известны. Вызывается это, как правило, органическими поражениями головного мозга. Такие больные, в самом деле, не в состоянии испытывать практически никакие эмоции… но это вовсе не делает «эффективными биороботами».
Наоборот: главная проблема «безэмоциональных» больных заключается в том, что они вообще, оказывается, неспособны к действиям! Нет эмоций – нет мотивации, нет мотивации – нет действий. Главная проблема психиатров с больными без эмоций – научить их принимать хоть какие-то, самые простейшие решения, типа – есть кашу или овощи, лежать или стоять и т.п. Интеллектуально они, как правило, вполне сохранны, могут многое объяснить, обо всем поговорить, все обосновать… Единственное – сделать ничего не могут.
Не правда ли, есть что-то похожее на наш народ, «дорогих россиян»? Та же, удивляющая многих, вялость и апатия, неспособность отстаивать даже свои простейшие права. У нашего народа, как у социального организма, тоже, как видим, отключены эмоции… Точнее, то, что я бы назвал «Главной Социальной Эмоцией» - эмпатию. Нет эмпатии – нет и социальных действий. А ее в самом деле нет – она надежно блокирована.
Возможно, именно поэтому у нас в стране до сих пор находится в столь странном, полумертвом состоянии профсоюзное движение. Ведь в основе любых профсоюзных действий лежит СОЛИДАРНОСТЬ, а солидарность невозможна без эмпатии. Эмпатия – основа солидарности. Иначе зачем люди будут начинать забастовку, требуя, к примеру, вернуть работу своим уволенным товарищам?
Если нет эмпатии – то есть активного сопереживания тем, кому в настоящий момент еще хуже, чем тебе – тогда «эмпатоэктомированному» приходится прибегать к рациональным доводам, типа «если я не выступлю сейчас в поддержку уволенных, то завтра, возможно, уже уволят меня…» Проблема всех рациональных доводов в том, что они – как мы уже знаем от психиатров – не могут составлять надежной мотивационной основы. И понятно, почему: ведь на любой довод «за» всегда можно найти десяток «против» и еще сотню «не совсем за».
В итоге профсоюзники вяло обмениваются между собой различными доводами за и против, а профсоюз влачит в основном виртуальное существование…
Попытка самоанализа
Рассуждая об не совсем приятных особенностях собственного народа, всегда надо иметь в виду, что ты тем самым, в определенном смысле, выносишь приговор и самому себе. Ведь о чем мы сейчас говорим? По сути, о чем-то вроде «народного БИОСа». О неких «предпрограммах», заложенных в наше сознание и подсознание, по сути, еще до нашего рождения.
Значит, строго логически говоря, все это должно быть характерно и для меня самого. Я ведь тоже – часть народа. Значит, мой БИОС, если хотите, точно так же поврежден. Тот есть описанное «нарушение эмпатии» должно быть характерно и для меня самого…
Я думал над этим. И все время возвращался к своей большой работе над проблемой «дедовщины в армии». Я ведь действительно много копался во всем этом – разговаривал с дембелями, читал отчеты, делал классификации… В процессе ко мне периодически приходила шальная мысль, что «в этом есть что-то не то».
Я все-таки думаю, что человеку с нормальной эмпатией было бы чрезвычайно трудно перебирать все эти случаи стационарных издевательств, составляющих суть нашей армии; издевательств, поставленных «на поток», ставших системой. Описывать эту систему, выяснять ее целесообразность – зачем? Думаю, что для человека с развитым даром сопереживания все это было бы слишком тяжело «изучать». Возможно, в том, что я выбрал само это направление, проявляется этот внутренний порок – сниженная эмпатия.
Коммунистический парадокс
Из всего вышеизложенного есть одно следствие, которое можно даже счесть забавным. Очень похоже, что коммунистическая пропаганда имеет чрезвычайно мало шансов на успех именно у нас, в постсовке.
Почему? Ответ прост. Исторически и содержательно «красная» пропаганда чрезвычайно эмоциональна и даже слезлива. В сущности, она вся и построена на эксплуатации чувства «братства» и той же самой эмпатии. Вспомним хотя бы текст самой популярной революционной песни времен ВОСР – «Варшавянки»: «Мрет в наши дни с голодухи рабочий, станем ли, братцы, мы дальше молчать?»
В России 10-х годов прошлого века песня имела несомненный успех, звала людей на баррикады. Однако теперь, в 10-х годах века нынешнего, мы имеем народ, прошедший через долгое и целенаправленное «психическое моделирование» теми же коммунистами. И как теперь подействует на народ «Варшавянка»? Да никак, и это совершенно очевидно. Наши люди даже не поймут, о чем тут, собственно, речь. Мрет с голодухи какой-то рабочий… НУ И ЧТО? А какие, собственно, действия ожидаются от нас? Мы-то при чем тут?
Современные коммунисты, трогательно привыкшие действовать «по старинке», от подобных вопросов, совершенно ЕСТЕСТВЕННЫХ для Новых Людей, ими же и выведенных, буквально теряются. Однако современным россиянам действительно непонятно, чего от них добиваются россказнями о голодухе каких-то неведомых рабочих.
Увы, из этого видна и изначальная обреченность «голодовок» типа той, что затеял Шеин в своей Астрахани. «Голодовка протеста» - это вообще по самой своей сути акция, целиком нацеленная на людей с развитой эмпатией. «Человек голодает», «ему плохо», «у него, наверно, жуткая слабость», «он на грани смерти», «как это остановить??!» - вот какие мысли должны, по идее, давить на современников голодающего.
Однако у нас у всех в анамнезе – крики и плач полураздетых детей, замерзающих под окнами наших дедов. Почему они на них не реагировали, мы уже давно забыли, но точно помним, что реагировать НЕЛЬЗЯ. Конечно, в этой ситуации никакие голодающие шеины не имеют ни малейшего шанса привлечь наше внимание. Лишенный эмпатии постсоветский человек просто тупо, в полном недоумении смотрит на Шеина, откровенно НЕ ВРУБАЯСЬ, что этот человек хочет и зачем он это все делает. Смотрит недолго, а отворотив взгляд, забывает о нелепом голодающем навсегда.
Вспомним единственные по-настоящему массовые митинги последнего времени – Болотную и Сахарова. Чем они были вызваны? Что заставило МАССЫ выйти все-таки на улицы? Кому эти массы сочувствовали? Да никому, и в этом заключается второй величайший парадокс нашего времени. Ни пытки беззащитных, ни убийства детей в «нулевых» и начале «десятых» не заставили выйти и сотую часть «новых сердитых».
А что же их спровоцировало? Абсолютно РАЦИОНАЛЬНАЯ причина – то, что бюллетени не так посчитали. С ошибками. В сумме должно быть 100%, а по телевизору показали 146%. Это НЕПОРЯДОК.
У нас нет эмпатии, вот в чем дело. Мы не можем спорить с властью из-за ерунды наподобие человеческих страданий или, ха-ха, слезинки ребенка. А вот арифметические ошибки – это другое дело. Это МОЖНО. За указание на ошибки в расчетах даже тов. Сталин не расстреливал, а даже, бывало, и награждал… Как ни странно, но на откровенно лоялистский («ребята, вы неправильно считаете!») характер «протестов» зимой позапрошлого года обратили внимание очень немногие.
(с) С. Рощин
______________
Привожу статью полностью - с более чем спорной последней частью - относительно сегодняшнего дня. Я полностью согласна с основной мыслью автора, хотя и считаю "атрофию" эмпатии только частью куда более крупной беды.. И может там, в целом, а не части - и есть разгадка сегодняшней двойственности - истерического сочувствия "своим" и безжалостное забивание камнями "чужих"
Но что бы четко сформулировать то, о чем давно думается - нужно плотненько так сосредоточицца... А пока не выходит)
Комментарии
Замечу, что в Китае нет закона, запрещающего оказывать помощь.
Добавила бы, что
- с победой большевизма была отменена нравственность. Как мелкобуржуазное чувство. "Нравственно то, что служит победе коммунизма".
- Богоборческий режим, в результате которого "любить ближнего" стало запрещено, а уж "жизнь положить за други своя" - и подавно.
- Помимо армии, страна превратилась в зону, где половина мотала срок, а другая - надзирала.
Установки в такой среде закрепляли отсутствие эмпатии на уровне выживаемости. Себя и сейчас.
На гораздо низшем уровне, чем допустим, на царской каторге.
Только была отменена не нравственность
а отсечена культура в целом.
Россия до 17 - это не россия после
Русский до 17го - это не русский после.
Мы - страна, в которой не осталось культуры в принципе. То, что пытались насадить заново - чахлое, низкорослое и гнилое от самих корней...
И дальше уже не важно - есть ли человеческая этика, искусство, вера... В глобальном смысле "культура" все это коснецца только чудом уцелевших при отсечении.. На мой взгляд - так уцелевшие - вообще мутанты... если учесть фактор времени.
Для остальных - останецца невнятным суррогатом "культур-ки" в любом случае)
А эмпатию надо воспитывать и прививать с детского возраста как это происходит в Израиле. (см. http://maxpark.com/community/1039/content/3667477).
А воспитывать и прививать - да конечно нужно.. или просто - не тушить. Только вот - кому нужно и как?
Если мне - то у меня более чем в порядке в этом отношении и со мной и с близкими.
Но это ж не значит, что все вокруг волшебно... И на это все вокруг я воздействовать не могу.. и?
Попробуйте по этой http://maxpark.com/community/ukraine/content/3667309
А нужно это нормальному государству, семье и каждому человеку.
И сколько бы кто не писал, и не советовал - все останецца, как есть.. пока в самом обществе не родицца новое хорошо и плохо..
Так что..
Все эти наши тырнеты - только выпустить пар..
Вопрос же, что делать, когда политика этого самого государства - не такая политика - для меня по прежнему открыт...
Поздно плакать по волосам...
Осталось одно. Уезжать и детей увозить побыстрее.
Я уже 23г как уехал в Израль.
Старшее поколение через 5 лет восстановило свой соц.статус.
Среднее станут пенсионерами-миллионерами, а для младших уже райские условия жизни.
Я говорю об Израиле и оо своей семье.
,
Что делать я знал еще в 88 году. За это знание получил даже удостоверение на соц. иззобретениие, занесенное в союзный фонд.
Но тогда было время перемен и желание чего то сделать...
Сейчас другие - такие времена, что... можно решать только на личном уровне. См. ниже...
Причем - на многих и многих уровнях...
И решить, и выполнить!
Но это в Ваших силах!
В отличие от изменения власти страны!
да
Поясню, что значит "для внуков райская жизнь":
три языка, универ, путешествия по всему миру куда глаз положат, квартира со всем, более, чем необходимым, машина, возмож7ность легко переехать из города в город, найти в нем хорошую работу и квартиру (внучка переехала недавно. Еще работает техническим консульлтантом на крутом заводе в Ашдоде, но уже есть картира в Хайфе и договор на работу в старт-ап компании под Хайфой, чувство защищенности от полиции, судов, чиновников и лучшей медицины в мире. Добавлю, что кроме языков у них были различные осуществленные хобби. Синхронное плавание, танцы, изучение мат.логики,подводные бои, выход в море на яхтах, гитара, познательные и полезные (деловые) поездки по всей стране, летние международные лагеря как в стране, так и за рубежом. Они при такой загрузке и успехах не могли вырасти не замечательными людьми.
Они и выросли такими супер замечательными: внук - солдат в армии, а преподает военной дело будущим командирам (сам не пожелал военной каръеры). Похоже, что ему предложат взять уже 4ю группу и задержаться с увольнением...
Культура объединяет нацию, а культурность разъединяет.
Зато - /Культура объединяет нацию/
ДА - на все 500 процентов.. Культура - как кровь, как капилляры, пронизывающие всю ткань. В крови должны плавать понятия честь, милосердие, великодушие... Потому что, если это не так, если не передаецца с молоком матери - то, в общем, все равно, куда ходить... Любая филармония останецца только снаружи и под кожу не попадет)
То же самое с образованием. Образованность позволяет вести высокоинтеллектуальные дискуссии, в результате которых проблемы не находят решения, а только забалтываются.
Думаю, для вас понятнее всего будет разница между любовью и влюбленностью. Влюбленность удобна, она никаких обязательств не накладывает, но позволяет получать удовольствие.
Почему люди выбирают формальный вариант-лайт, вместо полноценного качества? Я думаю лень и быстротечность времени тому причиной. Встречают всегда по одежке, а скорость жизни стала такой, что суть человека мы рассмотреть не успеваем, но раз так, то зачем она вообще нужна? Вот и ходят граждане и гражданки слушать Рахманинова, но при этом обзывают простых людей "быдлом".
_
Время - примета общая.. Но теряет ли культуру в этом водовороте то, что ее не теряло никогда до? Особенно насильственно - как наша страна? В которой элита - цвет нации, пример для подражания и предмет национальной гордости - должны были в обязаловке иметь рабоче-крестьянские корни и партбилет до кучи. Неграмотность - как предмет гордости - поскоку так "ближе к народу" - это где ж еще такое было? Фальшь, двусмысленность во всем.. И время тут - только как фактор закрепления такой перевернутой "культуры". Результаты оч хорошо видны сейчас, в этих наших тырнетах... Сам образ мысли большинства - он вообще не предполагает, как этот зверь "культура" выглядит.. Простая цепочка нашего сознания (как пример): толерантность - терпимость - терпила (переходим на привычный национальный зековский) Вшивый интеллигент - 5я колонна - предатель. Бег по кругу - тока и делофф))))
Это вариант-лайт, закрепленный в сознании еще тогда, когда время никуда не спешило (повторюсь).
_
Извините, если путано - спешу...
И когда народ поделился таким образом, то оказалось что неуспешных слишком много, примерно в соотношении 1:10. И этот факт заставил призадуматься, как будто оно с самого начала не было понятно. Но думы не приводят к решению, потому что инстинкты удовлетворены, быть лучше чем 10 других - это хорошо. А лучше чем 100 - круто. И человек начинает кривить душой, говорит что хочет свободы и равноправия, но отлично понимает что это неосушествимо, потому что люди разные, они не могут быть равными.
И вот тут ему (мне) кто-то должен сказать - "прекрати врать". По идеи, это должна делать интеллигенция, она есть совесть нации, это ее общественная функция. Но интеллигент молчит, ибо хочет получить денег на спектакль. И вот тогда Вася с рабочей окраины озвучивает его подлинный статус - вшивый интеллигент и терпила.
_
равными - неосуществимо. С равными возможностями.. можно попытацца)
_
вот-вот... Это и есть вранье - интеллигенция - совесть нации. Во-первых - у нас совесть уже не в нашей культуре (какая, никакая - а российская культура заново все ж состоялась, иначе и быть не могло - только базировацца она стала в зоне телесного низа, а не духовного верха) Во-вторых - интеллигенция - а есть ли она сейчас как явление, которым когда то славилась Россия? Старая интеллигенция тщательно уничтожалась, новая... состоялась ли? Мне кажецца - нет. Единичные случаи не в счет. И это тоже к вопросам культуры.
Так что - даже если кто-то и говорит - его не слышат, и даже если делает - не видят, извращают смысл. Слишком многое сделано для дискредитации самого понятия "интеллигент" и планово-идеологически и самой "новой интеллигенцией" тоже...
Такая грустная история)
Общество действительно меняется, и роли социальных групп тоже. Сергей Юрский как-то сказал что интеллигенция должна просто исчезнуть, интеллектуалу сейчас нужны совсем другие качества, чем бородка клинышком. Я еще помню задумался - а была ли совесть нации у нас когда-либо? Скажем, крепостное право осудил один Тургенев в "Му-му", все остальные дождались отмены и только тогда кинулись изобличать. Это совсем не то что мы интцитивно понимаем под ролью творческих людей в обществе. На самом деле они просто работали в пропаганде, точно так же как и сегодня. И получается что интеллигенция в том виде, в котором мы ее знаем, не существует в природе, она есть только в публичном дискурсе, а в реальность если и выходит, то как тень отца Гамлета в самой отвратительной постановке, когда у нее джинсы торчат их под одежд )
_
"один Тургенев в "Му-му"" - мне кажецца, это ну оч сильно преувеличено.
Прикол в том, что "интеллигенция" в том виде - а не в виде интеллектуальности - по преданиям ваще наше, чисто русское изобретение... То, чем можно гордицца вместо создания велосипеда или чего то там еще - что все равно запатентовано не у нас.. Однако - имеем, что имеем. Ни бород тебе клинышком, ни совести нации.
Я повторюсь - я думаю, что Россия не имеет вообще этой прослойки (как явления) - интеллигенция. Единицы - не сила, не учитываем.
Так шта - все хорошо, движемся в духе времени, не станем заводить того, чего и не имели.
Я б тут еще об интеллигенции, которая таки была - но уже совсем сильно спешу) Может потом
При этом важно что мотивация определяется сутью культуры, а оценка намерений - формой. То есть, желания у нас возникают азиатские, но оцениваем мы их с точки зрения европейца. Жуткая картина. Но не все так плохо раз мы как-то живем, так что попробуем разобраться поглубже во всей этой хореографии. (***)
Но это все психология для 2-го класса, с ее помощью можно рассуждать о судьбе русского мужика, но невозможно ничего сделать практически полезного. Психология - это сугубо европейское явление, для анализа азиатского нутра нужен совсем другой взгляд, тут в центре стоит удовольствие, оно добро, а все что ему мешает есть зло и поэтому вызывает ревность, жадность, зависть и прочий негатив. Ничего не напоминает? Это же базовая концепция психоанализа, детище старины Зигмунда. То есть, азиатское начало расположено очень близко к основному инстинкту. (***)
Не согласна, что душа культуры не носит национальных черт... Они на самом деле - база, этот самый "телесный низ" культуры, основа пирамиды, если угодно... Это то, что мы привыкли называть менталитетом...
Азиатско-европейский коктейль - согласна. Но - повторю свою основную мысль.. Русская культура была отсечена от России. И сейчас мы не имеем той самом "души" - в обязательном существовании которой пришли к согласию. Из русских (как собирательное понятие) создан был Голем... Думаю, пояснять не нужно)
Потому, все, что возникает в "русской" среде - азиатское оно, европейское, или еще какое - оно в любом случае бездуховно и сползает своим уровнем куда то там, поближе к плинтусу...
_
)))) а африканцу - тоже нужен отдельный психоаналитик? А северным народам? Мне кажецца, вы так глубоко копнули - тока не там, где был клад зарыт, а под фонарем, где светлее))))
На свои слова обратите внимание, "Не согласна, что душа культуры не носит национальных черт". А что значит "национальные черты"? Это отпечаток нации или национальности? Нации в России никогда не было, а если говорить о национальности, то непонятно о какой. А все потому что "национальный" - это слово европейское. Дело не в слове, а в смысле, Европа давно прошла все то, над чем мы сейчас голову ломаем, еще 500 лет назад, в Эпоху Возрождения. И у них тогда тоже не было слова "национальный", оно появилось потом, в 17-м веке уже, это чисто технологическое понятие. А что у них было во времена Леонардо, как они себя идентифицировали? Надо это смотреть, а не технологию восстановления души разрабатывать.
_
Обратила, еще когда писала... Потому что, употребила бы слово "народ" Но, такой казус - "народная душа" для нас прозвучит, скорее, как душа массовая и где то классовая, оставив вот эту свою мультинациональную (конечно) составляющую за бортом.. Это, может, чистое имхо - но мне слышицца так..
_
можно смотреть, можно восстанавливать (хотя, это невосстановимо), можно попробовать новую отрастить еще раз (чем, кста, сейчас частично озадачен наш луноликий), а можно продолжать жить, как жили - без души, телесным низом. Это на самом то деле снимает фигову тучу проблем.. правда в обмен на определенное отупление, и все ж))))
/она называется психоанализ, и подходит нам абсолютно/
А тут нет ли противоречия? Поясните, плз)
Остальное я вам уже написал - про Достоевского и самолет.
Иначе говоря, гуманитарные науки - это не наука на самом деле, а некие локальные наработки. Если вы придете с Марксизмом к папуасам, вас скорее всего съедят.
Это я так ласково к тому, что все мы немножечко папуасы)))))))))
Кста, и что там не так с гендером в нашем королевстве?
Раз вы про душу говорите, то должны понять о чем речь.
Что-то не так, раз социум кривой. Это же фундамент, от него все здание перекашивает.
_
Нация загнана не потому что она русская -- да
а потому что власть чужеродная -- какая ж она чужеродная? Искомая, мечтаемая, родная (наконец то) *смеюсь, ежели что..
поддержание бедности населения, чтобы оно нуждалось в царе -- а это, мне кажецца, из вопросов о курице/яйце
Вариантов противодействия всего два -- не сурово ли так с вариантами?
нужен Герой -- он же Царь, ага... те же грабли, тока в профиль)
народ должен стать самодостаточным -- это как? Поясните пожалуйста.
С героем не получится -- а, может, и к лучшему?
"снизу"****в глубине сознания -- и как же этого достичь?
Раз вы про душу говорите -- ващет я про культуру, но сравнила ее с душой, если народ рассматривать как организм.. Душа человеческая мне видицца в форме надстроек над "примитивной материей", что ли... и вот там, где у вас по тексту от "снизу" - я не знаю, как без нее обойтись)
И у меня теорий готовых - не тока как все это исправить, а и просто переварить без потерь - тоже нет..
только тема не по касательной... Эта самая эмпатия - хоть и болезненная, но великая вещь.. без нее сострадание - актерство всего лишь..
возвращаясь к организму, культуре, душе (как всепроникающей субстанции) или капилярам, что тоже пронизывают весь организм - как без них?
Вы думаете, просто так страну ударили в православие лицом? Каков накал - обращали ж внимание?
Культурку по новой сажают.. пытаюцца, во всяком случае,
Идеям нужен хороший проводник...
Кста: а слово Теория Вас не смущает - на наших русских нивах то? ))))
"Теория" хорошее слово, для науки. В быту оно, конечно, не нужно, разве что в ироническом смысле.
Ок, с "теорией" понятно)) Давайте еще заклеймим "социологию" с "социумом", да и саму "культуру" не пощадим, да ить? ))))
_
На этой торжественной ноте, думаю, стоит закончить)
Спасибо за беседу)
"Слово отвратительно, в русском языке совершенно нежелательное." - это ж ваш тезис)))))) (для меня загадошный, если что) )))
У меня с определениями социума, социальными связями и их происхождением - как то попрзрачней...)))))) Суслик есть - ложки нет)))))
===
А с вами весело )
Абстрактное мышление бывает у бухгалтеров, вот им может не нравиться наращивание само по себе, без учета конкретики - что наращивать и зачем. Причем, среди счетных работников 90% женщин. А я говорю о наращивании того, что определяет культуру. Это как наращивать язык для красноречия.
/Символическое - это такая же категория, как и реальное/ - ахренеть, какая интересная мысль))) Гденить еще толкали? Поскоку - это точно на аналы тянет)))
/Вас же не удивляет что человек легко отличает добродушного зверька от ядовитой змеи/ - меня даже люди, которые отличают ядовитого зверька от добродушной змеи не удивляют... Они есть - хотя реже - поскоку умнее первых, а с умными всегда недобор))) Но не удивляют)
А вот о чем вы там дальше - обзовем для простоты опять нерусским словом фоносемантика - то по поводу нее бабушка давно надвое сказала... Хотя. лично для себя я вижу в ней смысл. Хотя и - мой смысл опять таки в корне расходицца с вашим - но чаще всего (зато) совпадает с официальным фоносемантическим анализом)))
...я в самом начале разговора написала вам "я все чаще замечаю, как люди тонут в терминах и их трактовках.." К сожалению вынуждена повторить... Это наш с вами случай. Может, перестанем уже в этом водоеме муть со дна поднимать в поисках "определений" и "пониманий"? Знаете, недаром ить школьникам определения нужно заучивать наизусть... заучит, повторит, а там, глядишь и поймет))))
Вот и хотелось бы напомнить, что слово "наращивание" употребилось рядом со словом "субстанция", и фраза носила не буквальный, а образный, иллюстративный характер... да ладно. Вижу уже - это ничего не изменит))))
===
Конечно толкал, и не я один, вся современная философия на этой мысли Лакана основана.
Я вам еще разок глаза открою, вы все еще сидите в капсуле Модерна, а он давно закончился, вместе с эпохой строительства паровозов )
Вы так панибратски и огульно с философией... что прям назревает вопрос об ученой степени))))
И так небрежны со стариной Лаканом, что это, несомненно, уже второе высшее со степенью, опять же...
Философ и психоаналитик? Правда же? Я не ошиблась в Вас? ))))
*Отбрыкивание - это не суслик, это ложка))))
А Ницше, Фрейд, Лакан, Делез .... Жижек - все эти пост-философы под тем или иным углом осмысливают одно и то же - мотивацию. Судя по технологичности ваших подходов к культуре, вы хорошо знакомы с менеджментом и понимаете что значит мотивация в управлении.
Могу даже предположить что вам приходилось заниматься корпоративной культурой, и поэтому вы ее проецируете на культуру социальную. Такой подход логичен, но он неправильный, потому что организация и социум - это слишком разные вещи.
Пробовали разные системы, но самой эффективной оказалась трех-полая, на ней и остановились. Как видите все просто и вполне пристойно.
Потому и был он садистом.
А потом, и коммунизм, и жидобанда Ленина внедрялись спецслужбами в Россию, для её уничтожения.
А эмпатия мешает уничтожать.
Потому и не слышно сейчас о дедовщине, что сместился вектор с уничтожения на созидание.
Сейчас мы не видим ничего такого , что заставит нас дёргаться, а увидим дёрнемся, мало не покажется.
А стенания пятой колонны по бедственному положению , по посадке Ходорковского , смерти Магницкого и прочее и прочее , это лабуда, на которую мы привыкли не обращать внимания.
Наоборот , раздражает деятельность навальных, боровых, каспаровых и прочей шушеры, которую бы сажать надо, но ситуация не даёт.
"....раздражает деятельность...." - наоборот реагируем отрицательно.
По моему нормально.