Прослушка в России осуществляется без отчётов и уведомлений
В современной России — свобода и демократия. Конституция РФ гласит, что только суд может дозволять ограничивать право на тайну переписки и переговоров (статья 23.2). Правда, федеральный закон «О связи» позволяет дополнительно ограничивать это право в соответствии с законодательством. А там рукой подать и до ведомственных инструкций, в соответствии с которыми так любят действовать правоохранители. В результате реальность поворачивается к гражданам неожиданной стороной. Тотальный контроль, оказывается, перестал быть мифом. Поставленная на современную технологическую основу, слежка за гражданами приобрела грандиозные масштабы и стала бесперебойно работающей системой. Силовые органы Российской Федерации всё чаще прибегают к «оперативно-розыскным действиям», в ходе которой наши с вами мысли и поступки подвергаются безжалостной перлюстрации. Неприкосновенность частной жизни отошла в область красивых сказок. Ещё десять лет назад прослушка тех же телефонных переговоров была довольно обременительным занятием. Сотрудники «органов» должны были запастись решением суда, приехать с этим решением к оператору связи, и только после этого они могли в отдельной комнате на специальном оборудовании начать собственно прослушку вполне конкретного номера, оговорённого в судебном решении. Но в 2005 году ситуация разительно изменилась. Мининформсвязи выпустило приказ, обязывающий операторов связи обеспечить силовикам техническую возможность слушать телефонные разговоры и читать переписку граждан, не выходя из своих офисов. Операторы связи дисциплинированно выполнили это предписание — кому охота остаться без лицензии? — и с той поры сотрудники «органов» получили бесконтрольный дистанционный доступ ко всем нашим разговорам. Обязанность предъявлять решение суда формально осталась, но кому нужна морока с бумажками, если персональные данные — вот они? «После 2005 года к нам никто не ходит и ничего не предъявляет, — признаёт технический сотрудник одной из московских сотовых компаний. — Работает удаленный мониторинг, и мы просто не знаем, слушает сейчас кто-то наших абонентов или нет». Несколько позже те же правила были введены и для интернет-трафика. Ныне, спустя десять лет после выхода этого приказа, тотальный контроль доведён до технического и юридического совершенства. Суды выдают разрешения на перлюстрацию в автоматическом режиме, почти без отказов. Неудивительно, что количество ходатайств за последние 6 лет выросло в 4 раза. Можно и ещё больше — всё равно удовлетворят… Отчётность и разрешительная документация нужны в том случае, когда действия совершаются в рамках открытого уголовного дела. Поэтому правоохранителям выгодней проводить прослушку в рамках «оперативно-розыскных действий». Статистика красноречиво говорит об этом: в прошлом году разрешений на прослушку в ходе следственных действий выдано менее 200 тысяч, в ходе «оперативно-розыскных действий» — более полумиллиона.
Сторонники нынешней власти любят повторять аргумент, который представляется им убедительным. Честному человеку нечего скрывать, заявляют они. Если гражданин пытается сокрыть свои действия, например, пользуется средствами шифрования или анонимизации, то это автоматически означает, что данный гражданин имеет нечистые замыслы, намерен совершить нечто антиобщественное.
По сути это повторение известного изречения Геббельса:
"За идеей суверенитета людей скрывается самое бесчестное жульничество, которое не желает быть опознанным".
В этом простом тезисе сокрыто сразу несколько умолчаний, которые при ближайшем рассмотрении оказываются ложными.
Государство = общество. Сторонники перлюстрации молчаливо предполагают, что интересы государства тождественны интересам подавляющего большинства граждан. Но в реальной жизни интересы почти всех современных государств противоположны интересам большинства их граждан. Российское государство не является исключением. Как и американское, германское, французское и т.п., оно действует в интересах крупнейших монополий, олигархии и крупного чиновничества. Об этом красноречиво говорят действия российского правительства: уничтожение доступного здравоохранения, реформа образования, всемерное усиление полицейщины, введение поборов на капремонт и многое другое. В таких условиях граждане, решившиеся отстаивать своё право на честную и достойную жизнь, подвергаются преследованиям. Сокрытие информации от алчных чиновников и их слуг в погонах становится необходимым условием успеха общественной борьбы.
Чиновники честны. Приведённые выше примеры показывают, как государство стремится надуть своих граждан, как оно рассматривает их в качестве дойных коров. Но, помимо общей нацеленности государства, есть ещё отдельные чиновники со своими личными, вполне корыстными интересами. Нынешняя система тотального контроля даёт высокопоставленным чиновникам прекрасный инструмент для расправы с личными врагами, с конкурентами и просто с неугодными гражданами. Представьте себе, что «органы» по указке сверху отлавливают в Интернете или в телефонных разговорах негативные высказывания в адрес высокопоставленного взяточника или мэра-растратчика. В этом случае тоже надо устраивать стриптиз перед чиновниками?
Двойные стандарты. Заставляя граждан обнажаться и невозбранно копаясь в их персональной информации, государство в то же время запрещает доступ к той информации, которую сочло «опасной». При всём этом государство бдительно оберегает от граждан собственные секреты и секреты своих истинных владельцев — крупных корпораций. Один из наиболее ярких примеров — возмущение г-на Якунина, хозяина российских железных дорог, который назвал требование публично раскрыть доходы «неправомерным вмешательством» в его личную жизнь и пригрозил своей отставкой. После многомесячного скандала олигарх назвал какую-то цифру, но его декларации о доходах общественность так и не увидела. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку… Если бы российские власти открыто написали в своей конституции, что гражданин обязан предоставлять любые сведения о себе государственным органам, всё было бы честно. Но тогда диктаторский характер режима был бы всем очевиден. Поэтому — лицемерие и двойные стандарты…
Это лишь несколько наиболее характерных передёргиваний, которыми пользуются сторонники всесилия современного государства. О таких очевидных вещах как презумпция невиновности или морально-этические нормы и говорить не стоит.
Комментарии