Еврейский вопрос. (история с продолжением). Часть VIII
Мне в комментариях, мною уважаемый читатель Сергей Евгеньевич, указывал, что вообще национальный состав РСДРП (Б) был почти пропорциональным национальному составу Российской Империи.
И это правда. Никакого вообще еврейского преобладания не было в партии, за исключением верхушки. А в верхушке – исторически так сложилось. Вот именно поэтому мои реверансы на этом месте в адрес русских евреев начала 20-го века заканчиваются.
Гнобили их так, что можно было ждать бунта такой силы, что пугачевщина просто детским утренником показалась бы, но все закончилось немногочисленными комиссарами, к которым сами же соплеменники относились крайне подозрительно.
Ну а про то, что сахаропромышленнику Бродскому революция никаким боком не упиралась, и главные противники большевиков – меньшевики и эсеры по своему составу еще более «национальными» были, пропагандисты Деникина, естественно, молчали, как рыбы.
Когда же на Украине и в других местах оседлости, из которых евреев не вывезла царская администрация, во время иностранной интервенции начались всякие петлюровщины с вырезанием и грабежом населения местечек, то масса народа оттуда хлынула в центральные губернии, в основном, в столицы.
А дальше был НЭП, условия которого подходили мелкобуржуазной массе, как вода рыбе.
И опять евреи «злонамеренно» не пошли в промышленные рабочие, а стали практиковать свой гешефт.
Только вспомните, когда безработица в СССР была ликвидирована, и потом уже станете понимать, что и русским квалифицированным рабочим у станков мест не хватало, не говоря уже о том, чтобы принимать на завод неумеющего в руках напильника держать.
Но вот мелкобуржуазные промыслы требовали грамотности немного более высокой, чем бубне псалмов из церковных книг, поэтому после сворачивания НЭПа еврейское население стало преобладать в среде и технической, и художественной интеллигенции. А местечковое сознание добавило протекционизма к соплеменникам.
Ну все элементарно, как на рынках, которые под контроль азербайджанцев попали. С эти боролись постоянно, в том числе и евреи в Совнаркоме боролись. Кагановичу очень такое положение не нравилось, ему нужны были на транспорте профессионалы, а не протеже соплеменников. Мехлиса вообще выводили из себя всякие напоминания о национальной принадлежности, сразу отсекал: «Моя национальность – коммунист» - пошел вон отседова, землячок!
И, в конце концов, тема еврейского землячества к 50-м годам почти сдохла. Потом хлынула волна сионизма, но это, если читатели попросят, уже в отдельной статье…
Комментарии
Изворотлив землячек.