Еще немного о несостоявшемся повороте северных рек
Только что здесь на сайте появилась статья, посвященная проблеме поворота северных рек, или хотя бы их части на юг, чтобы спасти от высыхания Аральское море. Автор пишет об истории этой идеи и попутно разбирает идеологию ее сторонников и противников. Я не стал все читать, так как кое что знаю о этом проекте и борьбе за его осуществление из первых рук. Я больше четверти века проработал в Карельском Институте леса АН СССР, и знаю об этой проблеме не понаслышке. В лаборатории лесоведения нашего института была создана группа, которая, по просьбе АН СССР проверяла последствия планируемого поворота северных рек.
В Карелии есть два больших озера Кончозеро и Укшозеро. Уровень их разнился метра на полтора и каждую весну вешние воды из Кончозера заливала 200-метровую каменную перемычку между озерами и подмывала трассу Ленинград - Мурманск. Дорожникам это надоело, и в начале 60-х годов узконаправленным взрывом они проделали в этой перемычке небольшую протоку, вернее расширили и углубили уже существующий ручей. Уровень Кончозера понизился примерно на метр, и дорогу весной перестало, наконец, заливать. Но понижение уровня озера влечет за собой и понижения уровня грунтовых вод на всех окрестных территориях.
Этим и воспользовались исследователи упомянутой группы лесоводов. Они брали тонким буром образцы стволовой древесины сосен и елей, росших на различном расстоянии от берега озера, и набрали огромную статистику. Также они привлекли к исследованиям почвоведов, чтобы детально разобраться, как изменился водный режим почвы после взрыва и изменения уровня озера.
Полученные результаты были удручающими. Прирост стволовой древесины сосен за время, прошедшее после взрыва, уменьшился на 20 – 60% в зависимости от местности и от расстояния до озера, и так и не выправился. Но это у сосны, имеющей достаточно пластичную корневую систему. А еловые леса кое-где просто засохли за прошедшие два десятилетия. То есть поворот северных рек на юг грозил огромными потерями деловой древесины, а кое-где мог просто привести и к экологической катастрофе. Стало ясно, что предлагаемое осуществление проекта было явно нецелесообразно и с экономической, и с экологической точек зрения.
Когда группа исследователей написала отчет о проделанной работе и отчиталась на ученом совете Института Леса, руководителя группы вызвали в Карельский обком КПСС. Вернее его вызывали дважды, причем во второй раз при разговоре присутствовал представитель ЦК КПСС, прилетевший из Москвы. Оба раза от руководителя темы требовали изменить или смягчить выводы исследования. Руководитель не согласился и руководство Академии Наук его поддержало, так что никаких карательных санкций ни к кому применено не было. Думаю, такие исследования последствий поворота северных рек проводились не только в нашем институте, и отмена реализации проекта была научно обоснована и оправдана.
Это свидетельствует также о том, что в руководстве Советского Союза были и разумные люди, любящие свою Родину и осознающие свою ответственность за судьбу страны и народа. Но беспредел 90-х показал, что эти люди были там в меньшинстве.
Комментарии