Выставка «Скульптуры, которых мы не видим» в московском Манеже повторно подверглась нападению православных активистов. Они считают часть экспонатов хулой на Бога. Гротескные изображения обнаженного Иисуса Христа и инсталляция с головой Иоанна Крестителя на тарелке из «Икеи» заведомо должны были вызвать неприятие верующих. Но, несмотря на это, они оказались в выставочном зале в двух шагах от Кремля. Почему это произошло — разбиралась «Русская планета».
Пустоты
На постаментах, где раньше стояли работы скульптора Вадима Сидура, теперь красные таблички: «Ввиду противоправных действий работа пострадала». 14 августа, после первого визита православных активистов из движения «Божья Воля», появились четыре такие таблички. А в четверг, 27 августа, их количество увеличилось еще на одну. По словам сотрудников музея, в выставочный зал зашли мужчина и женщина — сначала они спокойно смотрели экспозицию, а затем с криком сорвали очередной экспонат.
Лидер движения «Божья Воля» Дмитрий Энтео Цорионов сообщил РП о непричастности ко второму нападению. Но при этом выразил удовлетворение происшедшим: «Я не знаю, что это были за люди. Но их поступок говорит о том, что они не могут оставаться безучастными».
«Распятие», «Снятие с креста», «Вскрытие после снятия с креста», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — вот названия работ, которые Энтео в интервью РП назвал «кощунством» и «хулой на Господа и Богородицу». Все они, за исключением «Усекновения», выполнены Вадимом Сидуром в начале 70-х годов XX века, в основном это резьба по линолеуму. Православных возмутила фиксация автора на половых органах персонажей, в том числе Христа.
Сидур — фронтовик, умерший в 1986 году. На войне он получил тяжелую травму головы, чудом выжил и затем всю оставшуюся жизнь пытался отрефлексировать ужасы войны через творчество. Аннотация к выставке так объясняет увлеченность автора темой гениталий: пережив ужасы войны, он видел спасение в любви — отсюда частая тема секса и изображение половых органов. Интересно, что христиане советского периода признавали Сидура «своим» автором: он создавал скульптуры по библейским мотивам без надежды на публичные показы — они стояли в его мастерской.
<pre>Выставка «Скульптуры, которых мы не видим». Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»</pre>
«Усекновение главы Иоанна Крестителя» создано молодой художницей из Петербурга, скрывшейся под псевдонимом Megasoma Mars. Эта инсталляция из серии голов, созданных при помощи папье-маше, гипса, тканей, бисера и других материалов. Блогеры писали, что головы похожи на смесь египетских мумий и персонажей из сериала «Маппет-шоу».
Одна из голов сегодня находится на экспертизе вместе с другими поврежденными работами. Эксперты устанавливают степень повреждений, сообщили РП в Музейно-выставочном объединении (МВО) «Манеж».
Со своей стороны экспертов задействовал и Дмитрий Цорионов. По его запросу экспертная комиссия, которую возглавили Игорь Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, и Игорь Понкин, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте, по фотографиям составили заключение о представленных экспонатах.
«Налицо откровенное издевательство над образом религиозно почитаемого Иисуса Христа, — такое мнение составили эксперты о работах Сидура. — Публичная демонстрация указанного изображения направлена на унижение человеческого достоинства (верующих христиан) и оскорбление их религиозных чувств».
Читайте в рубрике «Культура»«В него невозможно было не влюбиться»Сегодня отмечает 85 лет режиссер, народный артист СССР Георгий Данелия
Они же высказались о работах художницы Megasoma Mars: «…вся семантика исследованных произведений связана с… антихристианскими интерпретациями библейской сцены усекновения головы Иоанна Крестителя и библейского образа Иоанна Крестителя. Следует отметить, что если бы даже объектом глумливых, издевательских манипуляций стал образ не головы религиозно почитаемого в христианстве лица, а, безотносительно религии, образ головы какого-то реального человека (к примеру, покойного Бориса Немцова), то и в этом случае такие манипуляции обоснованно было бы признать грубым уничижением, издевательством».
Полный текст этого заключения доступен на сайте «Русская весна».
<pre>Выставка «Скульптуры, которых мы не видим». Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»</pre>
На выставке побывал председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин. В работе художницы Megasoma Mars он увидел «оскорбление священного символа». При этом многие работы Сидура представителю Церкви понравились. «В них видны религиозные поиски, некая религиозная мука — вполне искренняя», — цитирует главу ОВЦО «Интерфакс».
Сто почему
Почему работы, которые заведомо могли вызвать неприятие верующих, оказались в одном из центральных выставочных залов страны, в двух шагах от Кремля? Была ли это заведомая провокация или следствие попустительства чиновников? Почему те же работы нельзя было выставить в одном из периферийных залов, чтобы не провоцировать верующих, — например, в музее Вадима Сидура, который тоже входит в состав МВО «Манеж»?
Эти вопросы «Русская планета» адресовала руководству Манежа и Департаменту культуры города Москвы, в чьем подчинении находится МВО. Получить ответы не удалось. В МВО «Манеж» отказались от комментариев до завершения экспертизы и следствия. Департамент культуры, получив запрос, на момент написания материала на него не среагировал.
Дмитрий Цорионов уверен, что выставка была сознательной провокацией, намеренно приуроченной к началу православного Успенского поста. Организаторов выставки он назвал «представителями другой религии, для которой хуление Христа является нормой».
Сложно допустить, что масштабная выставка прошла без одобрения и согласования с чиновниками. «Городские учреждения культуры согласовывают с департаментом каждое свое мероприятие, — объясняет сотрудник выставочного отдела одного из городских музеев (он попросил не называть свое имя, опасаясь давления). — В ряде случаев проекты выставок защищают, разбирая буквально по деталям. Музей отчитывается за бюджеты перед департаментом — то есть, чтобы потратить на выставку деньги, нужно сначала защитить проект».
Ситуация, когда чиновники не знали, что именно будут выставлять в Манеже, и не могли спрогнозировать последствия этой выставки, кажется чем-то из области фантастики, заключает собеседник РП.
<pre>Выставка «Скульптуры, которых мы не видим». Фото: Алексей Совертков / «Русская планета»</pre>
«Мы будем бороться за то, чтобы понесли ответственность все должностные лица, которые принимали решение о проведении этой выставки, — говорит Дмитрий Цорионов. — Это не должно сойти людям с рук, как было с"Тангейзером", где режиссер после скандальной постановки получил повышение». (Режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин после постановки оперы «Тангейзер», вызвавшей протесты верующих, получил предложение о работе в Большом театре. — РП.)
Видимость уступки
Вера Трахтенберг, куратор выставки «Скульптуры, которых мы не видим», одиноко курит у здания Манежа. Перед открытием экспозиции она давала большие интервью, где не скрывала: эротики будет много. «У Сидура… и эроса тоже достаточно, на выставке это будет видно в его графике. Причем эрос, скажем так, на грани, с пометкой 18+», — отрывок из ее беседы с изданием Interview. Но сейчас при появлении прессы она ощутимо нервничает: «Из какого вы издания? "Русская планета"? Без комментариев. Извините, ничего личного».
По информации Дмитрия Цорионова, более тысячи граждан уже написали заявления в органы правопорядка. Они настаивают на том, что выставка нарушает 148-ю статью УК о защите чувств верующих. Образцы заявлений опубликовали на своих сайтах православные общественные движения. Одновременно глава «Народного Собора» Олег Кассин потребовал у Генпрокуратуры и Следственного комитета проверить выставку на наличие порнографии. В ответ около 500 деятелей культуры подписались под открытым письмом, в котором требуют привлечь к уголовной ответственности православных активистов и обвиняют их в вандализме.
Внутри самой выставки изменений мало. Оставшиеся гипсовые головы топорщатся вываленными языками, бусинами глаз, разноцветными лентами, олицетворяющими кровь. Манеж сменил вывески под головами на более нейтральные. Теперь это не «Усекновение главы Иоанна Крестителя», а абстрактная «Голова № 4, 5, 6» — пока это единственная уступка музея чувствам верующих.
http://maxpark.com/user/33751/content/3663070
Комментарии
: -(((