Индия: рукопожатие с дьяволом
Теги: индия,фашизм,история,вторая мировая война
Индия... Третья экономика мира. Лидер партии есеров Сергей Миронов уверен, что Россия просто обязана интегрироваться с этой страной.
"Нам необходимо понять, что если исключить несколько неприятных исторических моментов, Индия всегда была дружественной нам страной. Индийцы хорошо относятся к России и критически оценивают запад и его ценности", -считает лидер есеров.
Есть интересная статья по поводу этих самых неприятных моментов истории...
У многих обретение Индией независимости ассоциируется исключительно с именами Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру. Однако и Субхас Чандра Бос внёс заметный вклад в то, чтобы его родина избавилась от британского владычества. Правда, способ, который он для этого избрал, вызывает симпатии далеко не у всех.Жизненный путь этого деятеля напрочь опровергает представление об индийцах как пацифистах и «толстовцах», ожидающих благоприятного перерождения.
Чандра Бос был человек действия, непрерывно рвущийся в бой. Многочисленные поклонники называли его «нетаджи», что близко по смыслу понятиям «фюрер» и «дуче».
Получивший блестящее образование в университете Калькутты и в Кембридже выходец из многодетной бенгальской семьи всей душой ненавидел англичан и с молодости примкнул к борцам за независимость родины, вступив в Индийский национальный конгресс (ИНК). Незаурядные ораторские способности, решительность и принципиальность позволили ему быстро завоевать авторитет среди соратников, сравнявшись по популярности с признанными лидерами ИНК.
Если Ганди называли «отцом индийского пробуждения», то Чандру Боса – «отцом индийской революции». Он дважды избирался президентом ИНК и даже успел недолго побыть мэром Калькутты. Британские власти неоднократно арестовывали неистового пассионария, однако под давлением общественности были вынуждены отпускать его на свободу. У ворот тюрьмы сидельца неизменно встречали восторженные толпы сторонников с гирляндами цветов.
Скоро выяснилось, что двух «отцов» в одной семье быть не может. Радикал Бос разошелся во взглядах с тандемом Ганди – Неру на стратегию дальнейшей борьбы. Он категорически отвергал идею ненасильственного сопротивления и настаивал на создании широкого антиимпериалистического революционного фронта. После очередной ожесточенной перепалки на заседании ИНК мудрый Ганди, глядя на Боса, грустно заметил: «Мы должны плыть в разных лодках».
Нетаджи с симпатией относился к фашистским режимам в Германии и Италии и не скрывал восхищения Советским Союзом. Он был убеждён, что никакая демократическая система не способна преодолеть бедность и социальное неравенство в Индии, и только построение социалистического государства является единственным путём для национального возрождения.
Начавшуюся Вторую мировую войну Субхас Чандра Бос рассматривал как уникальный шанс для Индии.
Считая себя политическим последователем Гарибальди и Маццини, он как-то обмолвился в кругу единомышленников: «Если для независимости будет необходимо обменяться рукопожатием с дьяволом, я, не колеблясь, сделаю это». Вскоре такая возможность ему представилась.
В начале 1941-го в результате сложной комбинации Бос транзитом через Кабул и Москву оказался в Германии, где встретился с Гитлером, Гиммлером и Геббельсом. Немцам сотрудничество с популярным вождем индийского сопротивления показалось перспективным. В Берлине был создан «Свободный индийский центр», получивший статус временного правительства. Его рупором стала радиостанция «Азад Хинд» («Свободная Индия»), вещавшая на хинди, урду и английском.
Поездив по лагерям, где содержались соотечественники, попавшие в плен в Северной Африке, Чандра Бос сформировал из добровольцев Индийский легион численностью в три тысячи человек. Это воинство не отличалось дисциплиной и сплочённостью, между представителями различных этнических групп постоянно возникали конфликты, порой доходившие до поножовщины. Немцы не рискнули отправить теплолюбивых индийцев на русский фронт, до 1943-го легион базировался в Голландии, затем «оборонял» Атлантический вал в районе Бордо, откуда после высадки союзников более-менее организованно отступил в Эльзас. Там незадачливых смуглых вояк с эсэсовскими нашивками взяли в плен американцы и, недолго думая, передали «по принадлежности», англичанам. Судьба их была печальной.
Определённые планы с легионерами связывал абвер, рассчитывавший сформировать из них диверсионные группы для заброски в Индию с целью поднять там антибританское восстание при приближении германских войск. Однако после поражений под Сталинградом и Эль-Аламейном, поставивших крест на планах вермахта по прорыву к Индийскому океану, на эту идею плюнули.
Осознав, что немцы не смогут помочь в освобождении Индии, Чандра Бос отправился к японцам. Окопавшись в Сингапуре, он объявил о создании Временного правительства «Азад Хинд», распространившего свою юрисдикцию на ранее захваченные самураями Андаманские и Никобарские острова.
Из военнопленных и индийцев, живших в Малайе и Бирме, нетаджи стал собирать Индийскую национальную армию. Её «звездный час» наступил в марте 1944-го, когда японцы предприняли попытку вторжения в Бенгалию. Выступая перед строем бойцов, Чандра Бос произнес «Дили чало!» («На Дели!») и указал рукой на запад. По плану главы «Азад Хинд», при вступлении его армии в страну должно было начаться мощное антибританское восстание. Но расчёт нетаджи не оправдался. Поддержать его было просто некому: наступавших встречали обезлюдевшие деревни, выселенные англичанами. Уцелевшие жители, наслышанные о зверствах японцев в соседней Бирме, прятались в джунглях, избегая встреч с «освободителями».
В ожесточённых боях на Кохимском перевале и под Импхалом Индийская национальная армия была разбита и отступила. Решающую роль в её разгроме сыграли части британской армии, сформированные из индийцев. В мае 1945-го остатки воинства Боса сдались в Бирме 17-й индийской дивизии.
полностью >
Комментарии