Османская империя – прибежище для изгнанников

На модерации Отложенный

Османская империя – прибежище для изгнанников Задолго до возникновения ООН и Комиссариата по делам беженцев при этой международной организации, Османская империя стала, по сути, первым государством, которое официально дало приют разного рода беженцам, вынужденным бежать со своих родных земель из-за преследований по национальному и религиозному признакам. В отличие от европейских государств Османская империя не была государством одной нации. Она гарантировала права религиозным и национальным меньшинствам, в то время как во всех остальных без исключения странах Европы они были вне закона. Даже обещания глав этих государств в отношении этих меньшинств не соблюдались. Яркий пример – Испания, откуда после реконкисты были изгнаны мусульмане и евреи, не смотря на договор, заключенный представителями этих общин с испанским королем Фердинандом. Османский султан Баязид II, сын знаменитого султана Мехмеда Фатиха, прислал за изгнанниками свой флот и около 100 тысяч испанских евреев были перевезены в Стамбул, Измир и Салоники, где с тех пор существовали огромные еврейские общины. Он также приказал беям всех приморских вилаетов оказывать максимальное содействие тем эмигрантам, которые хотели осесть на их территориях. Начиная с XVII века, Османская империя принимала у себя христиан-протестантов, бежавших от бушевавших тогда в Европе религиозных войн, в которых католики нередко уничтожали их целыми городами. В значительной степени эта практика базировалась на традициях кочевых тюрок-огузов и исламских обычаях гостеприимства, предписывавших принимать всех, кто обращается за помощью независимо от их вероисповедания. Иногда подобное гостеприимство могло приводить к поистине драматическим последствиям. Например, когда султан Кара Юсуф, правитель государства Кара Коюнлу, располагавшегося некогда на части территорий современного Ирака, Ирана, Турции, Азербайджана и Армении, и его союзник султан Ирака Ахмад Джалаир, разгромленные Тамерланом бежали к османскому султану Баязиду I, завоевателю Сербии. В ответ на требование Тамерлана выдать их султан ответил: «Я буду охранять князей, которые искали моего покровительства». Он вынужден был принять вызов и начать войну, защищая своих гостей. Война закончилась неудачей, а сам Баязид попал в плен, где и умер. Через полтора столетия свое прибежище при дворе султана Сулеймана Великолепного нашел противник иранского шаха Тахмаспа Элкас мирза.

Ему воздавали высокие почести, что вызвало протесты у части придворных. В ответ на их возражения султан Сулейман отвечал: «Мы делаем то, что требует престиж империи». Продолжая список царственных особ, нашедших убежище в Османской империи можно добавить в него и шведского короля Карла XII, укрывшегося в ее границах после поражения под Полтавой. С 1709 по 1714 он проживал в городе Бендеры. Российские послы добивались от турок выдачи шведского короля, но неизменно получали отказ. Кроме этого османы содержали весь двор Карла, в количестве 600 человек. После поражения войск Петра I от османов на реке Прут в условия мирного соглашения был включен пункт, гарантировавший безопасный проезд шведского монарха на родину по территории России. Но не только шведы и евреи находили убежище в границах Османской империи. В 18 веке многие русские люди, спасавшиеся от произвола царских властей, в том числе и старообрядцы, подвергавшиеся в России преследованиям за исповедание своей версии православия, нашли безопасное пристанище у османов. Центром их расселения стал район города Балыкшехир в провинции Манияс. Молокане – христианские сектанты, также бежавшие из России, нашли себе пристанище в районе города Карс. Даже старые враги османов – казаки, бежавшие в Османскую империю после разгрома князем Потемкиным по приказу Екатерины II знаменитой Запорожской сечи, были наделены землей и основали себе новую Сечь – Задунайскую, которую также называли «Турецкой». В 19 веке борцы за независимость Венгрии и Польши бежали в Османскую империю и поступали на службу в ее армию, образовывая целые поселения. Одно из них – Полонезкой, до сих пор существует недалеко от Стамбула, являя собой пример веротерпимости и толерантности. Можно привести еще один пример турецкого гостеприимства из обозримого исторического прошлого. После окончания Гражданской войны в России и поражения Белого движения его участники вместе со своими семьями нашли убежище в Турции, против которой многие из них воевали в Первую мировую войну. Около 200 тысяч российских беженцев в течение нескольких лет жили на турецкой земле, в основном в Стамбуле и Галлиполи. Большая часть из них потом уехала из Турции, но многие остались и здесь до сих пор проживают их потомки.      

 Ильдар Мухамеджанов