"Нормандская встреча" без Путина

Над Кремлем не каплет?

24.08.2015 Проведение в Берлине очередной встречи в "нормандском формате" по Донбассу без Владимира Путина вызвало недоумение. О чем разговаривать в отсутствие стороны, в чьих руках, по практически единодушному мнению наблюдателей, находится ключ к урегулированию?

Одни аналитики увидели в отсутствии приглашения Путину публичный афронт. Высказывалось даже предположение, что он сильно обидится и немедленно прикажет своим клиентам на востоке Украины попытаться захватить еще что-нибудь.

Другие задаются вопросом: был ли сам Путин заинтересован в поездке в Берлин? Что он, собственно, имел бы там сказать?

Как любят выражаться в России, "сливать Донбасс" российский лидер явно не намерен. Выступить в роли адвоката ДНР и ЛНР, чего-то требовать от их имени - обвинят во вмешательстве во внутренние дела Украины или втянут в вязкую дискуссию о деталях.

Судя по выступлениям Сергея Лаврова, Дмитрия Пескова и других ньюсмейкеров, на сегодня позиция Кремля состоит в том, чтобы, наоборот, внешне дистанцироваться от ситуации. Мы стороной конфликта не являемся, это Киев не может поладить с частью своих сограждан, не понимаем, чего от нас хотят.

Тактика не новая. С 1994-го по 2008 год официальная Москва неизменно заявляла, что двумя руками за территориальную целостность Грузии, но будьте добры договориться об этом с Сухуми и Цхинвали. Что, они отказываются? Ну, значит, плохо стараетесь!

Ставка на замораживание

По мнению экспертов, ни большая война на Донбассе, ни его возвращение в Украину, ни присоединение по крымскому сценарию не отвечают интересам России, как их понимают в Кремле.

Ставка делается на затягивание в расчете на то, что неспособность Петра Порошенко и Арсения Яценюка покончить с кризисом вызовет недовольство украинцев и приведет к власти более приемлемое для Москвы правительство.

По большому счету, Россия заинтересована не в Донбассе, а в изменении Украины"Сергей Михеев, российский эксперт

"Это и не скрывается. По большому счету, Россия заинтересована не в Донбассе, а в изменении Украины", - заявил Русской службе Би-би-си вице-президент московского Центра политических технологий Сергей Михеев.

"Ключевым моментом Минских соглашений для нас является конституционная реформа, меняющая ситуацию на Украине и ведущая к новым выборам. Другая Украина может оставаться целостной вместе с Донбассом, а нынешняя Украина нам не интересна", - добавил он.

По словам директора Украинского института глобальных стратегий Вадима Карасева, в Киеве это прекрасно понимают.

"И поражение ДНР и ЛНР, и их переход на экономическое содержание России - неприятные варианты для Москвы. Самый лучший вариант, с ее точки зрения - впихнуть Донбасс в состав Украины на условиях широкой автономии, во главе с Захарченко и Плотницким, и переформатировать украинскую государственность. Если не выходит, остается замораживание", - говорит он.

"Где пряник"?

Существует мнение, что, ввиду переживаемых Россией экономических трудностей, Кремль заинтересован в скорейшем урегулировании на Донбассе и прекращении "войны санкций".

Однако Запад дает понять, что дополнительных санкций в случае сохранения статус-кво не будет, а те, что уже действуют, быстро не исчезнут даже в случае примирительных шагов со стороны Москвы.

В конце концов, помимо Донбасса, есть еще и Крым.

Запад не показывает поля для компромисса. В этих условиях нет стимула что-либо делать"Сергей Михеев

Сергей Михеев полагает, что Россия могла бы посодействовать возвращению ДНР и ЛНР в лоно Украины, но лишь в обмен на гарантии признания аннексии Крыма, нормализации отношений и снятия санкций.

"Запад не показывает поля для компромисса. Кнут есть, а пряник не прорисовывается. В этих условиях нет стимула что-либо делать", - полагает аналитик.

Существенных инициатив от Москвы в обозримом будущем ждать не следует, резюмируют эксперты: вероятно, Владимир Путин считает, что сказал все, что нужно, пусть теперь хлопочут другие, а ему спешить некуда.

Новая реальность

Тем не менее, берлинская встреча не беспредметна, полагают наблюдатели.

Реализация Минских соглашений зашла в тупик. Вероятно, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко должны в своем кругу, без Путина, обсудить эту новую реальность, считает Вадим Карасев.

Военного решения не просматривается, дипломатического тоже, надо решить, как действовать дальше"Вадим Карасев, украинский эксперт

"Военного решения не просматривается, дипломатического тоже, надо решить, как действовать дальше, можно ли в принципе вдохнуть новую жизнь в "Минск-2". Возможно, речь пойдет о том, что ситуация "ни войны, ни мира" - не самый плохой сценарий. То, что Петр Порошенко покинул столицу в День независимости сразу после военного парада, доказывает, что встреча нужна", - заметил аналитик.

"Не исключаю, что будут обсуждаться также экономические реформы в Украине, борьба с коррупцией и восстановление Донбасса", - добавил он.

Сергей Михеев также полагает, что, хотя в официальной повестке дня указан Донбасс, в центре внимания окажутся размеры и условия экономической помощи Украине.

"Берлин и Париж стремятся подчеркнуть свою незаменимую роль в политическом урегулировании и подтвердить статус главных спонсоров Киева. Они рассчитывали на другие бонусы, а тем временем решающим влиянием на Украине пользуются американцы", - предполагает российский эксперт.

Ни мира, ни войны

Некоторые комментаторы сравнивали позицию России в отношении Грузии с действиями человека, который дразнит собаку, чтобы она кинулась, и появился повод ее пристрелить.

Полномасштабных наступлений не будет. Все идет к замораживанию"Вадим Карасев

Сегодня большинство экспертов полагают, что Петр Порошенко не последует путем Михаила Саакашвили, хотя бы потому, что имеет перед глазами его опыт.

"Теоретически, можно предположить какую-то военную операцию со стороны Киева с целью срыва местных выборов [в самопровозглашенных ДНР и ЛНР соответственно 18 октября и 1 ноября], но ничего, кроме двух-трех тысяч убитых, это заведомо не принесет", - говорит Сергей Михеев.

Резкое обострение конфронтации со стороны России и сепаратистов аналитики тоже находят маловероятным.

"Возможны спорадические вспышки насилия, но полномасштабных наступлений не будет, - уверен Вадим Карасев. - Все идет к замораживанию. Не лучший вариант, но хороших на сегодня нет".