Россияне стали меньше снимать наличных в банкоматах
На модерации
Отложенный
Объем наличных рублей в банкоматах кредитных организаций за год сократился на 11%
Темпы сокращения наличности в банкоматах превышают темпы снижения численности банкоматов в России. По данным Центробанка, объем наличных рублей в банкоматах российских банков за год с 1 апреля 2014 по 1 апреля 2015 года сократился на 11% — с 469,8 млрд до 419,1 млрд рублей, а наличной валюты в них — на 14%: c $79,3 млн до $68,8 млн. Численность банкоматов за тот же период сократилась на 5% — с 234,9 тыс. до 223,5 тыс. устройств. Таким образом, падает и средний остаток в каждом банкомате (с 2 млн до 1,8 млн рублей).
Дело, однако, не только в ухудшении ситуации в финансовой сфере, а в комплексе причин. Среди факторов — переход международных платежных систем с фиксированной (40 рублей за операцию) на процентную комиссию (0,4–0,5% от суммы) в банкоматах, в результате чего банкам стало невыгодно загружать в устройства большие объемы наличности, особенно мелкие купюры. Кроме того, россиянам в целом снимают значительно меньше средств из-за сокращения реальных доходов.
— Официальная инфляция составила 16% к концу июля 2015 года в годовом выражении, а реальные доходы сократились на 3%, — отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максима Осадчий. — Объем наличных сокращается не только в банкоматах, но также в кассах банков и в целом в экономике. Так, на 1 июля 2015 года сумма наличных денег в рублях сократились за год в кассах банков на 5%, сумма наличных денег в обращении — на 1,8%.
Тренд по снижению наличных в аппаратах банков также продолжается: с 1 апреля по 1 июля 2015 года наличности в банкоматах стало меньше еще на 5,4 млрд (до 413,7 млрд рублей), а наличной валюты в них — уже $66,6 млн.
Еще одна причина снижение объема наличных в банкоматах — рост популярности карточных операций. Россияне за последние 4 года стали в два раза чаще оплачивать свои ежедневные покупки банковскими картами, и эта динамика прогрессирует, следует из майского отчета платежной системы MasterCard (доля на рынке платежных карт в РФ — 35%). Согласно обзору, доля тех, использующих банковские карты в основном для снятия наличных, продолжает снижаться: в 2014 году это 22% против 25% годом ранее. Также в документе говорится, что в РФ в целом выросла доля активных пользователей банковских карт — с 41% в 2013 году до 46% в 2014 году. Выросла частота использования карт для оплаты некрупных приобретений, постепенно снижается сумма среднего чека при оплате по карте: в 2014 году она составила 1438 рублей, что на 200 рублей меньше, чем в 2013-м.
Статистика ЦБ подтверждает эти наблюдения. По данным регулятора, к концу первого I квартала 2015 года число банковских карт на руках у россиян выросло на 4% в годовом выражении до 229,1 млн шт. Объем операций по ним существенно не изменился (2 трлн рублей за год), но уменьшилось количество транзакций населения по снятию наличных в банкоматах — с 761,7 шт. до 747,6 шт. Объемы снятия наличных в аппаратах банков остались на уровне 5 трлн рублей. Однако увеличилось число операций по покупке россиянами товаров/услуг с помощью карт: в I квартале 2014 года было совершено 1,3 млрд таких транзакций, в январе–марте 2015-го — 1,9 млрд.
Как отмечает аналитик UFS IC Илья Балакирев, количество денег, которое банки загружают в банкоматы, в основном определяется спросом на наличность со стороны клиентов банка.
— Этот спрос падает, причем есть несколько параллельных тенденций, — поясняет Балакирев. — Сейчас общеэкономическая ситуация приводит к тому, что у населения становится меньше денег в принципе, доверие к банкам также снижается. И в начале кризиса, поддавшись панике, ряд клиентов побежали снимать наличные с карт.
— Банкам выгодно, чтобы клиенты расплачивались картой, — отмечает директор департамента платежных систем СМП Банка Елена Биндусова. — Увеличение безналичных платежей сокращает расходы банка на инкассацию, а риск больших потерь после взлома банкомата снижается.
Банк имеет большую собственную эквайринговую сеть, через которую получает дополнительный комиссионный доход от операций по картам — от получателей платежей, то есть тех же магазинов и ресторанов. Что касается риска мошенничества, то и здесь нельзя судить однозначно, ведь есть и нечистые на руку служащие сферы услуг, но примерно с той же степенью вероятности можно наткнуться на электронные накладки в банкоматах, считывающие PIN-коды, — скиммеры или же фальшивки.
По словам начальника управления кассовых операций Тройка-Д банка Ольги Ухаревой, на объем загружаемой наличности повлияли и изменения на страховом рынке: рост страховой премии на каждый банкомат составил порядка 30%.
— Соответственно, банки выбирают более экономичные страховые тарифы с меньшей страховой премией и меньшей суммой застрахованной наличности в банкомате, что и отражается статистикой, — отмечает Ухарева. — Также в рамках ужесточения контроля над операциями по обналичиванию, банки устанавливают заградительные комиссии в некоторых тарифных планах по платежным картам, что снижает привлекательность использования платежных карт как средства снятия наличных, а следовательно, позволяет банкам уменьшить объем загрузки.
Начальник управления эксплуатации процессинга СДМ-банка Анна Стекольникова поясняет, что банк загружает наличность в банкоматы согласно определенной бизнес-модели конкретного аппарата.
— Если банкомат предусмотрен для выдачи заработной платы, то загрузка рассчитывается от фонда оплаты труда, — рассказывает Стекольникова. — Банк анализирует за предшествующие периоды операции по снятию наличных и принимает решение по номиналу купюр данного банкомата, а также по объему загрузки.
Как указывает зампред Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин, в кризис банки стали более внимательно относиться к распределению средств, ведь «деньги, которые лежат в банкоматах, — это неработающие деньги».
— Сказался и переход международных платежных систем с фиксированной (40 рублей за операцию) на процентную комиссию (0,4–0,5% от суммы) в банкоматах, и банкам стало невыгодно загружать в устройства большие объемы наличности, особенно мелкие купюры (izvestia.ru/news/586267), — добавил Андрюшкин.
Руководитель банковской секции Союза защиты прав потребителей «Финпотребсоюз» Михаил Беляев прогнозирует сохранение тренда на сокращение денег в банкоматах и самих банкоматных сетей.
— Огромная активность банков на долговом рынке указывает на мощные ожидания очередного кризиса ликвидности к концу года, и банкам выгоднее аккумулировать рубли и стимулировать их сохранение на своих счетах, — уверен Балакирев.
В апреле 2015 года директор департамента наличного и денежного обращения Банка России Александр Юров официально заявлял, что безналичные платежи по картам развиваются стремительно, однако часть населения всё равно предпочитает наличные (в основном это пожилые граждане и категория финансово неграмотных россиян, предпочитающих снимать все деньги с карты в день зарплаты, например). Директор аналитической группы по финансовым организациям агентства Fitch Ratings Александр Данилов указывает, что доля безналичных платежей в РФ до сих пор ниже, чем у ведущих стран мира.
— Россия плетется в хвосте паровоза с долей безналичных операций по картам в 4%, наряду с Мексикой (4%), Испанией (6%), Польшей (5%), Южной Африкой (6%), ОАЭ (8%), — указывает эксперт. — В развитых странах этот показатель превышает 50%.
Банк России рассчитывает существенно увеличить объем операций с использованием карт при помощи НСПК, официально заявил 5 июня 2015 года первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский.
— Сейчас 79% общего объема операций с использованием карт — это снятие наличных денег, в 2013 году показатель был равен 88%, ранее — еще больше, — отметил Лунтовский. — Это ненормально. Мы планируем изменить эту ситуацию с помощью Национальной системы платежных карт. В ближайшие годы у нас будет некий рывок в пользу внедрения безналичных платежей, — отметил Лунтовский.
Комментарии