Новый «железный занавес» Европы

medyka_275x205-714x533.jpeg

Там, где процветающий Запад встречается с неблагополучным Востоком

ШЕГИНЫ, Украина – украинцы называют его кордоном, границей.

В то время как большинство стран ЕС не хотят злить Россию предоставлением Украине хотя бы долгосрочной перспективы членства в Евросоюзе, здесь остается граница между нестабильным постсоветским востоком и процветающим Европейским Союзом запада. Неутешительный намек для Украины.

Для украинцев одна из дорог в ЕС вьется через пешеходный приграничный пункт Шегины-Медыка на украинско-польской границе. Длинный проход, окаймленный высокими металлическими оградами, ведет сначала к украинскому КПП, затем – к польскому. Две очереди тянутся к польскому зданию: широкая – к [пункту] «Все паспорта» и калитка сбоку для граждан стран ЕС.

Водка, сигареты, бронежилеты

В благоприятный день переход из Украины в Польшу с европейским паспортом займет пятнадцать минут. В разгар сезона стояние в неевропейской очереди означает, по меньшей мере, двухчасовое ожидание, пропущенный поезд и ребра, помятые в толчее о металлические заграждения.

Большинство людей в очереди – торговцы, прозванные «муравьями» за то, что возят тяжелые баулы. Некоторые едут в Польшу с дешевыми сигаретами и водкой, другие возвращаются, нагруженные товарами, дефицитными или слишком дорогостоящими на Украине.

«У меня двенадцать банок масла и детская кроватка», - сообщает украинец, возвращающийся к своему начальнику, когда переполненный микроавтобус выезжает к границе из польского города Пшемысль. По дороге на восток он проезжает большие магазины с едой, утварью и электроникой. Для покупок «напоследок» возле приграничного пункта есть магазины сети продуктовых дисконтов Biedronka.

«Делать покупки за границей теперь намного дороже», - говорит одна женщина, стоящая в очереди к «Все паспорта», имея ввиду, что после того, как больше года назад ее страна была ввергнута в войну и экономический хаос, гривна сильно обесценилась в сравнении с евро. – «Но те, кто возвращаются с евро, здесь короли».

После начала конфликта с прорусскими сепаратистами на Донбассе, на границе появился новый вид «муравьев» - волонтеры, везущие на Украину бронежилеты и шлемы. Они обходят правила Евросоюза, провозя их по одному набору каждый. Польским пограничникам они говорят, что это для самозащиты.

Такой пугающей, как кажется сегодня, эта граница стала сравнительно недавно. Сто лет назад земли по обе стороны от нее были частью Галиции, многонациональной глубинки Австро-венгерской империи. Когда в 1918 году империя рухнула, этот район вместе с областным центром во Львове (сейчас Львiв, Украина) стал частью только что обретшей независимость Польши.

Границы не существовало до начала Второй мировой войны. Тогда польско-советская граница была перенесена западнее. Территории восточнее нее стали частью Украинской Советской Социалистической Республики, а большинство местных поляков безвозвратно переселили на западную сторону.

Несмотря на все разговоры о дружбе между социалистическими народами, международные контакты Украины и Польши не поощрялись. Граница стала своеобразным вторым «железным занавесом» внутри коммунистического блока, в добавление к первому, проходившему через Берлин.

Польские отпускники могли срезать дорогу через Западную Украину по пути в солнечную Болгарию, но не задерживаться там.

Коммунизм пал, а на смену ему пришел период условной открытости, длившийся до присоединения Польши к ЕС в 2004 году. Так как восточная граница Евросоюза была перенесена на восток, от германо-польской на польско-украинскую, Польша была вынуждена ввести визы для украинцев. С точки зрения ЕС, жесткие границы необходимы, чтобы уравновесить свободное передвижение внутри шенгенской зоны.

В наши дни для путешествия по ЕС украинцам нужна шенгенская виза. Соглашение между Варшавой и Киевом о «малом приграничном движении» позволяет украинцам, живущим возле границы, путешествовать без визы по приграничной зоне. У них в доступе находится Пшемысль и, что жизненно важно, большие придорожные склады-магазины. Наиболее соблазнительные города, такие как Краков и Варшава, находятся за пределами этого района.

Сегодня пересечение границы из Польши на Украину подобно шагу назад во времени. Даже нищее Подкарпатье в юго-восточном уголке Польши ушло на мили вперед. Оно получило большую выгоду от вступления Польши в ЕС и появившихся в связи с этим денег. В декабре Подкарпатье получило 2 миллиарда евро от фонда Европейского регионального развития, большая часть которых будет потрачена на транспортную инфраструктуру. На украинской же стороне границе даже автобусные остановки вопят об обновлении.

Говоря более обобщенно, эти очевидные различия отражают экономическое расхождение между Польшей и Украиной, начавшееся после падения коммунизма. Согласно статистике Всемирного банка, в 1990 году украинский ВВП на душу населения, выраженный в долларах США, составлял половину польского. На сегодняшний день украинский ВВП на душу населения несколько ниже, чем был в 1990 году, тогда как польский увеличился более чем вдвое.

Это сделало Польшу, не самую богатую по стандартам ЕС страну, символом процветания для украинцев. Они толпами валят на работу в Польшу, практически так же, как сами поляки едут в Великобританию за хорошими заработками. Однако для многих живущих на Украине граница и обескураживающий процесс получения визы означает, что Польша и другие страны ЕС остаются далекой мечтой.

Пропасть начинает расти

Преумножающиеся украинские невзгоды, связанные с экономикой и безопасностью, ознаменовывают дальнейший рост пропасти между Украиной и Польшей.

На украинской стороне границы притулился Львов. Столетие назад он был одним из великих центральных городов Европы, в котором бурлила интеллектуальная и культурная жизнь, простирались зеленые проспекты и находился оперный театр. В Советском Союзе Львов получил репутацию аванпоста европейской цивилизации.

В наше время во Львове остались все те же строения и улицы, однако после обретения Украиной независимости в 1991 году его развитие зашло в тупик, частично из-за жесткой границы, блокирующей потоки с востока и запада.

Никто из львовчан не сомневается, что их город находится в Европе, неважно, признает это Брюссель или нет. Напоминания об этом разбросаны буквально на каждом углу. Киоски продают «Товары из Европы»: банки с соусом песто из Италии, бульонные кубики из Польши, - основных пунктов назначения сезонных рабочих из Западной Украины.

На подъезде к границе радио ловит сигналы из Польши, от танцевальных ритмов до ультра-католического Радио Maryja. ЕС так близко, что почти можешь рукой достать, но в каком-то смысле, он далек как никогда.

Источник: Politico

Ino-News