План “Междуморье”

Неделю назад в Польше прошли выборы, и новым президентом стал Анджей Дуда. Это событие важно не только для самих поляков, но и для всей Европы. Ведь Польша – довольно мощная и динамично развивающаяся страна, одинаково хорошо чувствующая себя и среди славян, и среди классических западноевропейских стран. Среди программных заявлений Дуды появился и такой термин – "Междуморье". Что это такое? Взгляните на карту:

Карта Междуморья

Проект конфедеративного государства, которое включало бы Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию, а также, возможно, Финляндию, впервые был выдвинут еще Юзефом Пилсудским после Первой мировой войны. Планы на тот момент скорее были больше похожи на мечты, но уже в 30-х годах в этом направлении начали делаться активные шаги. И если бы не вмешался Сталин, Восточная Европа могла бы выглядеть по-другому.

В конце 30-х и начале 40-х идея союза земель, лежащих между Балтийским, Черным, Эгейским и Адриатическим морями была возрождена правительством Польши в изгнании под руководством Владислава Сикорского. Затем о ней начал говорить погибший президент Польши Лех Качиньский. Однако планам не удалось реализоваться – 10 апреля 2010 года Качиньский вместе с представительной делегацией Польши внезапно погиб в авиакатастрофе под Смоленском.

Свежеизбранный президент Польши высказался за возрождение данного проекта конфедерации. Он отметил, что ключевая роль в проекте отводится не только Украине, а опираться он будет и на вновь открывшиеся возможности. Речь идет о водоразделе между Азией и Европой, а также о создании нового регионального противовеса, как регулятора сил и источника стабильности. Причем включение в план “Междуморье” Украины, скорее всего приведет к усилению партнерской роли США и Канады для Польши и Украины.

Британии не совсем нравится экономическое и политическое усиление Германии, которая ищет для себя союзников в том числе и в России, поэтому она поддержит план. Интерес к проекту может появиться и у Франции, которая поддерживала его и раньше.

На фоне войны на Донбассе и агрессии России в Европе наблюдается стремительное сближение позиций Польши, Украины и Прибалтики в вопросах интеграции и взаимного ответа на новые вызовы со стороны общего вероятного противника. На карте конфедеративного плана “Междуморье” присутствует и Беларусь после смены политического режима – впрочем, гибкий Лукашенко может частично войти в проект даже до смены власти.

Если через 10-15 лет Польша и Украина смогут объединиться политически и экономически, создав также и военный союз, они станут экономикой и государственностью в один ряд с такими странами как Германия, Британия и Франция, обогнав Россию. Политически же украино-польский союз будет иметь значительный вес в силу своего географического положения: своей территорией он почти полностью перекроет путь из Европы от Балтийского моря до черного в Азию. Разветвленная транспортная сеть Украины и Польши будут являться надежной опорой для передвижения товаров, являясь конечной точкой для “великого шелкового пути”, который строится сейчас Китаем. От этой конечной точки в Европе будет зависеть вся Азия, включая Китай, среднеазиатские республики и, конечно же, Россию.

Кроме того стоит отметить и немаловажный фактор интеллектуального и земельного потенциала региона. Украина уже сейчас по сути на пороге серьезных изменений, и ей ничего не мешает стать крупнейшей мировой житницей. Потенциальные возможности украинских земель позволяют обеспечивать продукцией не только Европу, но и Россию, а также Китай. По интеллектуальному капиталу Украина занимает одно из первейших мест в Европе.

Важно также отметить и возросшее военное значение союза. Военный союз будет иметь сильную армию, которая уже прошла испытание в боях с серьезным противником. Польская и украинская армии, объединенный военный бюджет плюс тяжелые вооружения, а также возможность размещения ПРО на территории государств превратят этот регион в надежный защищенный рубеж. Армия этого союза станет сильнейшей в Европе.

Итак – полумиллионная армия, полный контроль торговых путей в Азию, промышленный, сельскохозяйственный и интеллектуальный потенциал, регион стран с населением более 120 миллионов жителей. Правда, неплохо?