Об уничтожении продуктов в "цивилизованных странах"

Человечество нерационально использует находящиеся в его распоряжении продукты питания, говорится в докладе Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН. В то время как 1 млрд людей голодают, 30% уже произведенного продовольствия выбрасывается.

Примерно 40% пищи, производимой в США, так никогда и не съедается людьми, сообщает исследование Организации по продовольствию и сельскому хозяйству(ФАО) ООН. В Европе ежегодно выбрасывается 100 млн тонн пищевых продуктов. «Если бы еда стоила как Ferrari, мы бы ее холили и лелеяли. Но пока огромные количества еды просто выбрасываются», — отмечает глава независимого союза советников ФАО ООН профессор Пер Пинстрап-Андерсен.

В среднем в мире теряется или используется не по назначению около трети всех произведенных продуктов питания, или 1,3 млрд тонн в год. «Это непозволительная роскошь во времена, когда почти 1 млрд людей голодает», — отмечает ООН. Население Земли сейчас составляет более 7 млрд человек.

«Накормить мир можно было бы, всего лишь наполовину сократив потери или отходы», — сообщает ООН.

«Это (потери еды. — «Газета.Ru») также ведет к потерям трудовых, водных, энергетических, земельных и иных ресурсов, идущих на производство продовольствия», — предупреждают в ФАО.

Речь не о еде, оставленной на тарелке. Хотя и здесь масштаб потерь довольно велик. «Я, вероятно, выбрасываю продукты на £20 каждую неделю, — говорит жительница Великобритании Тара Шербрук, работающая мама двоих маленьких детей, которая старается не выбрасывать продукты понапрасну (ее цитирует BBC). — Обычно это полупустые пачки чего-то, у чего истек срок годности». В Великобритании, по данным исследования, домохозяйства отправляют в мусор примерно 7 млн тонн еды, 50% которой еще пригодно к употреблению.

 
 Частично проблема в том, что закупки делаются спонтанно и нерационально, делают вывод авторы доклада. Кроме того, люди часто путают метки «Годен до» (Use by) и «Лучше употребить до» (Best before). Если первая говорит о том, что после указанной даты продукты действительно могут стать небезопасными, то во втором случае речь скорее о снижении вкусовых качеств.

Гораздо больший масштаб имеет проблема продуктов питания, приходящих в негодность из-за несовершенных систем товарооборота и логистики.

Так, фермер Крис Павельски из США, пишет BBC, выращивает лук в штате Нью-Йорк. Он вынужден продавать большую его часть крупным магазинам, которые принимают только луковицы определенного размера и внешнего вида. «Если луковица меньше двух дюймов в диаметре или у нее есть какие-то внешние дефекты, магазин просто отказывается ее покупать», — сетует фермер.

В Индии продукты также выбрасываются еще на полпути к потребителю: в стране проблема со складами и рефрижераторами. Миллионы тонн произведенного продовольствия просто не могут сохранить в нужной кондиции.

По данным ООН, в мире производится достаточно продовольствия, чтобы обеспечить каждому едоку по 4 тыс. калорий в сутки. На деле до стола добираются лишь 2 тыс. калорий.

Экологический ущерб от такого расточительства колоссален. Площадь сельхозугодий, на которых производится выбрасываемая еда, равна территории Мексики.

Вода, идущая на орошение этих угодий, может напоить 9 млн человек, а 10% выбросов парниковых газов в атмосферу в развитых странах производится в процессе приготовления продуктов, которые все равно потом выбросят.

Решением проблемы выброшенной еды занимаются благотворительные организации. Фермер Павельски раньше выбрасывал отвергнутый магазинами лук, но затем стал сотрудничать с местной благотворительной организацией City Harvest. Она распределяет продовольствие среди малоимущих жителей Нью-Йорка. По данным благотворителей, в этом году они спасут от уничтожения 21 млн кг продовольственных товаров — сюда входит продукция местных фермеров, нераспроданные товары из магазинов и ресторанов.

Известная британская торговая сеть Waitrose поставила себе целью свести к нулю показатель в графе «Выброшенные товары». Для этого магазин устраивает распродажу товаров, срок годности которых подходит к концу. Остатки передает благотворителям. Но и по истечении срока годности магазин старается не выбрасывать товар, а направляет его на заводы для сжигания.

В Бруклине поступают иначе. Там пищевые отходы делают топливом. Компания Newtown Creek Wastewater Treatment принимает пищевые отходы от местных школ и ресторанов для переработки. На заводе остатки пищи смешиваются с канализационными водами, нагреваются и превращаются в метан и плодородный ил. Метан сжигают на местной электростанции, а ил вывозят на поля. Пока это эксперимент, но он вполне может стать постоянно действующим проектом, поскольку в 2015 году в штате Нью-Йорк вступит в силу закон, запрещающий вывоз пищевых отходов на свалки.

«На самом деле мы не знаем точно, сколько еды теряется без пользы. Нам известно только, что много», — говорит профессор Пинструп-Андерсен.


Статья 2014 года. Покажите либералам, пусть повоют и об этом.