Небольшое интервью

                 Небольшое интервью

 

                              Юлия Богуславская

 

                                НИНА БЕРБЕРОВА

 

                8 августа 1901 - 26 сентября 1993

 

                ОБ АМЕРИКЕ

                 (БЕСЕДА)

 

           Юлия Богуславская (Ю.): Как вы относитесь к Америке? Вот когда вы приехали, это было двадцать семь лет назад, как вы ее поняли в первое время и как вы относитесь к ней сейчас?

            Нина Николаевна Берберова (Н.Н.): Это было тридцать семь лет назад. Двацать четыре года я в Принстоне. Как я отнеслась к Америке? Вы знаете, мне всё очень нравилось здесь.

              Прежде всего надо спросить, откуда я приехала? Я приехала из Франции, разоренной войной. Не было отопления, горячей воды. Страна была разоренная, огорченная и замученная. Все эти казни, аресты, ссылки.

           Люди пропадали, терялись и преждевременно умирали. Это всё не разрушило меня до основания, но разрушило в очень многом.

            После этого мало каких иллюзий остается, после того, что люди в Европе пережили между 39-м и 48-м годами.

        Ю.: Чем же вам понравилась Америка?

 

           Н.Н.: Америка мне понравилась главным образом людьми, у которых есть (несмотря на жуликов, преступников или просто злых людей, которых здесь по сравнению с Европой гораздо меньше) какой-то такой основной и, может быть даже, примитивной добротой их. Никто вам зря зла не желает.

Вот это очень важно.

             Всё-таки в старой Европе (где очень много громадных вечных достоинств, которые не пропадут ни под каким режимом, или воскреснут после некоторого периода времени, не знаю, правда какого, но думаю, что все это пройдет и забудется) злобствуют больше.

            В Америке как-то вы должны привыкнуть к некоторой основной доброте ее, к основной их правдивости. Это не моя область.

            Но я была поражена, когда узнала, что здесь закон, иногда, благодаря каким-то известным судье обстоятельствам, карает ложь более строго, чем убийство. Это меня поразило. Ложь здесь настолько считается невозможной, хотя, конечно, все люди не на сто процентов правдивы, но все-таки ложь считается чем-то постыдным.

         Ю.: И ваше мнение об Америке не изменилось?

         Н.Н.: Конечно нет. Но сейчас совсем по-другому. Сейчас у меня личные отношения, у меня друзья – американцы, очень близкие мне, дорогие. В разных точках Америки. Я не очень часто их вижу. Но основную роль в этом сыграло вне всякой моей воли мое подданство.

          Так как здесь очень гуманный закон, который в других странах я не слышала, чтобы был. После пяти лет, если вы не преступник и не умалишенный, вы можете получить полное американское подданство, американский паспорт, который позволяет вам поехать вокруг света.

           Я вокруг света не ездила и не поеду, но это, все-таки, огромное счастье, житейское, человеческое счастье, когда собственный личный паспорт в порядке.