Холодный расчет с верой в коррупцию

На модерации Отложенный

Влияют ли знания о коррупции и коррумпированности чиновников на симпатии и антипатии россиян? Мнение Михаила Бергера.

Если вы спросите людей, верят ли они в слухи о коррумпированности мэра Москвы Юрия Лужкова и о том, что его жена Елена Батурина получает необоснованные преференции в бизнесе, то шесть из десяти ответят вам: «Да, верим!». Собственно такой результат и получили социологи «Левада-центра», опросив 1600 россиян.

Если верить данным опроса, результаты которого опубликованы во вторник газетой «Ведомости», то неизбежен вывод о влиянии фактора коррупции на симпатии и антипатии избирателей. Это влияние нулевое. Иначе результаты выборов в Москве были бы иными. Даже если допустить, что претензии к подсчету голосов имеют основание, все равно получается, что команда московского мэра впереди. Пусть с другим счетом, но впереди.В Москве выросло целое поколение людей, которые не знают Москвы без Лужкова. За двадцать лет существенная часть москвичей успела родиться, закончить школу, отслужить в армии, родить собственных детей, которые, в свою очередь, тоже живут и растут при Лужкове. И все эти годы за него, за его команду и его людей голосуют, как нанятые, несмотря ни на какие разговоры, слухи и домыслы. Что это означает? Люди ждут неопровержимых улик, доказательств, судебных решений? Вряд ли. Они - оптимисты, и верят, что коррупция в верхах есть.

Как же ей не быть? Да спросите про любого российского градоначальника: «Как думаете, есть ли казнокрадство и злоупотребления в городе?». «Всенепременно есть», - ответит большинство. Но это обстоятельство никакого электорального значения не имеет. То есть, если проголосуют «за», то несмотря на это, если не изберут, то не поэтому. И нельзя сказать, чтобы россиян не волновала коррупция. Избиратели не прочь поговорить о ней и даже посмаковать детали, если такие будут предложены. Но решение свое сформируют на другой основе. Люди исходят из того, что коррупция - встроенный элемент власти, иначе механизм не работает. Премьер Путин фактически признал этот факт, заявив во вторник в Калининграде: «Нужно выгнать поганой метлой всех посредников, чтобы не было случаев, когда пинками загоняли людей в разные организации». При этом он заметил, что платные посредники работают на всех уровнях власти - от муниципального до федерального.

Исходя из этой встроенной беды, наши сограждане рассуждают примерно следующим образом. Вычитаем в уме из реально сделанного (дома, дороги, магазины и т. п.) умозрительно украденное (разговоры о лихоимстве и казнокрадстве). Если сальдо получается положительное, такого начальника можно поддержать. О себе не забывает, конечно, но и людям дает жить...