Морская ледостойкая стационарная платформа на Корчагинском нефтяном месторождении в Каспийском море. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
В правительство поступил законопроект Минприроды, согласно которому иностранные компании смогут разрабатывать открытые ими месторождения федерального значения самостоятельно и без разрешения правительства. Сегодня такого права они не имеют, и вся добыча на стратегических месторождениях строго контролируется государством. Желание Минприроды отменить эту норму вызвало недоумение среди экспертов.
Куда дует ветер?
Если смотреть на масштабы потенциального ущерба от предложения Минприроды, то в численном выражении они окажутся не такими уж и большими. Недрами федерального значения считаются участки с извлекаемыми запасами нефти от 70 млн тонн, газа — от 50 млрд м2, золота — от 50 тонн или меди — от 500 тыс. тонн. С точки зрения добывающих компаний это относительно небогатые месторождения, а на фоне падающих цен на нефть и газ выгода от их разработки становится еще более призрачной. Это и поставило в тупик большинство экспертов, пытавшихся объяснить мотивы, которыми руководствовались в Минприроды.
Первое и самое очевидное предположение: инициатива связана с изменением политического курса. Идя на такие символические, но все же уступки иностранцам, правительство, вероятно, делает попытку хоть как-то привлечь западные инвестиции, которые в последнее время нещадно обходят Россию стороной, и таким образом немного приостановить разгоняющийся отток капитала. Выглядит правдоподобно. Но есть одно существенное но: в условиях жестких антироссийских санкций и еще более жесткой риторики мало кто из западных инвесторов или транснациональных корпораций готов вкладывать в нашу страну такие немалые средства. А тем более в геологоразведку — отрасль с огромными издержками и отнюдь не гарантированными результатами инвестиций.
Вторая версия: таким шагом Минприроды попыталось задать правильный тон в отношениях России с западными инвесторами, особенно теми, кого интересует ресурсная отрасль. Привлекательность последней снизилась не только из-за санкций, но и в первую очередь вследствие падения цен на углеводороды на мировых рынках.
Всех на шельф
Наконец, третья группа экспертов полагает, что Минприроды пытается простимулировать не столько денежные инвестиции, сколько приход западных технологий в освоение российского арктического шельфа. По оценке Минэнерго, в настоящее время импортозависимость нашей страны в секторе разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородов составляет 60%. А в части добычи в Арктике эта зависимость вырастает аж до 75–80%. Стоит иностранцам уйти и забрать с собой свои технологии — и что мы будем делать? Снижение добычи в сочетании с падением или даже затяжным отсутствием роста цен на нефть грозит нашей экономике новыми тяжелыми испытаниями.

<pre>Фото: Подгорчук Александр/Коммерсантъ</pre>
В пользу такой версии говорит то, что на континентальной части России почти нереально открыть новое крупное месторождение, так как территории уже достаточно хорошо изучены. А значит, иностранцев как бы ненавязчиво заманивают на арктический шельф.
Аргумент против приводит заведующий сектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов, по словам которого, в нынешних условиях о разработке шельфа вообще надо забыть. При текущих ценах, технологическом уровне российских компаний и положении России на мировой «инвестиционной поляне» отсутствие перспектив на нашем шельфе уже стало очевидным и общепризнанным фактом. Даже «Роснефть» уже отложила освоение арктического шельфа до лучших времен.
Кроме того, нужно учитывать, что в этом деле слишком велики риски — главным образом экологические. Поэтому, замечает Иванов, арктической добычей занимаются считанные компании — мировые лидеры в отрасли, и пока не слишком успешно. Поэтому предоставлять им Россию как место для проб и ошибок было бы неосмотрительно.
Комментарии
Мы снизим добычу нефти и резко увеличим долю ее переработки внутри страны. Оба эти действа будут способствовать повышению цены на нефть. То есть мы будем получать те же деньги за несколько меньшее количество добываемой нефти и интенсивно разрабатывать собственную технологию добычи арктической нефти. Это все ударит по карману нефтяных магнатов, но думаю, они с голоду не помрут, да и мы тоже, если быстро ввести прогрессивный подоходный налог до 50% с самых богатых. Но кто это будет делать - наш продажный кабмин, что ли?