Судьба Нонны Терентьевой- русской Мэрилин Монро

На модерации Отложенный

 

..Её и на самом деле называли советской Мэрилин Монро... 
Она была удивительно светлым человеком. Это позже отмечали многие люди, знавшие её – но многие знавшие, напротив, успешно забыли о ней – ещё при жизни. 
Они такие разные... те, кто рядом, вокруг...

 

Судьба не баловала её ролями. 
Хотя «звёздным часом», кажется, можно назвать две роли – в одном из лучших «советских вестернов» – «Транссибирский экспресс». 
...И роль Зои Монроз в кинофильме «Крах инженера Гарина». 
Ни разу не слышал, чтобы её партнёр по картине – Борисов («инженер Гарин») говорил о ней с телеэкрана. 
Может, просто не спрашивали?..

ТЕРЕНТЬЕВА 
Нонна Николаевна
(девичья фамилия Новосядлова)

 
   
 

(15.02.1942, Баку, Азербайджан – 08.03.1996, Москва)

ДЕТСТВО...

15 февраля 1942 года в Баку в семье Антонины и Николая Новосядловых родилась дочка. Отец выбрал для нее имя Нонна, просто понравились инициалы Н.Н.Н.(Нонна Николаевна Новосядлова).

Мать Нонны играла в Бакинском театре - единственная русская актриса, игравшая на азербайджанском языке пьесы от начала до конца. И это не две-три случайные реплики - а полноценные роли. Которые и на русском способен выучить далеко не каждый. 
Отец был военным.

После войны главу семьи направили служить в Румынию. Там Нонна пошла в школу. Через некоторое время семья переехала в Киев.

Любимым занятием Нонны были кукольные представления, в которых она одна пела и говорила за всех кукол. А еще любила балет и занималась в хореографической студии.

Годы учебы. ПЕРВЫЕ РОЛИ В КИНО...

После окончания школы Нонна поступила в Театральный институт им.Карпенко-Карого, но вскоре ушла из него и поступила в московское театральное училище им.Б.С.Щукина. 
Курс был знаменитым: Галина Яцкина, Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий, Владимир Долинский, Наталья Селезнева, Татьяна Егорова. 
На втором году обучения студентов выпускали на сцену Вахтанговского театра, где они изображали рабынь в массовке спектакля «Принцесса Турандот».

В 1963 г. Нонна Новосядлова впервые снялась в кино. Режиссеры В.Усков и В.Краснопольский пригласили ее на главную роль Лены в фильм «Самый медленный поезд». Это была одна из самых удачных экранизаций прозы Юрия Нагибина.

В 1966 году, когда Нонна училась на последнем курсе, ее пригласили в фильм Иосифа Хейфица «В городе С.» по рассказу А.Чехова «Ионыч». Параллельно ее утвердили на роль в картине «Женя, Женечка и Катюша», но актриса предпочла Хефица.

Нонна очень любила Чехова и уже снялась в короткометражном фильме по его рассказу «Шуточка». Её трогательная и наивная героиня летела с горки со своим кавалером (его играл Никита Михалков) и никак не могла понять послышалась ли ей фраза «Я люблю Вас, Наденька!» или она была на самом деле.

В начале фильма «В городе С.» – Екатерина Ивановна (или как звали ее в семье Котик) – обворожительна и легкомысленна, высокомерна, а порой и жестока. В финале же фильма она вызывает глубокое сочувствие.

В фильме снимались такие мэтры как Игорь Горбачев, Лидия Штыкан, Анатолий Папанов. 
Но рядом с ними Нонна не выглядела неопытной и робкой.

Фильм Хейфица было решено показать на Каннском кинофестивале вне конкурса. Так Нонна в первый раз попала за рубеж. 
Красота и естественность актрисы покорили публику и критиков, ее наперебой приглашали на светские рауты. 
На приеме, посвященном фильму «В городе С.» она познакомилась со звездной парой – Симоной Синьоре и Ивом Монтаном. 
После просмотра фильма Симона сказала: «Ели бы Ваш фильм был в конкурсе, Вы обязательно взяли бы приз за лучшую женскую роль, за красоту».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ...

К тому времени Нонна уже была женой Бориса Терентьева и носила его фамилию. Свадьбу сыграли в Киеве. Но их брак был недолгим. Вскоре после рождения дочери Ксении они развелись.

По словам Ксении, ее отец считал, что маму захватил вихрь актерской жизни и дом стал для нее второстепенным, а мама переживала, что он не разделяет ее озабоченность профессией.

«Но после развода их отношения, как ни странно, даже улучшились. Когда отец приезжал в Москву, то останавливался только у нас. Кстати, он был единственным, кто заступился за мамину честь после той скандальной статьи» – вспоминает Ксения.

Нона Терентьева, эта удивительно красивая и нежная женщина, всегда пользовалась успехом у мужчин. Из Шукинского училища ей приходилось убегать через черный ход, так как обычно у входа ее поджидали поклонники. 
Ее поклонником был поэт Игорь Волгин, посвятивший ей немало стихов. 
Некоторое время они встречались, но, по словам матери Нонны, «не сложилось у них что-то». 
Вот одно из стихотворений Волгина, посвященных ей:

Идет девчонка по Москве… 
(Нонне)

Идет девчонка по Москве,
идет и песню напевает.
И как синицу в рукаве,
в глазах хитриночку скрывает.
Как разноцветные шары,
над ней сияют светофоры.
И молодые маляры
с ней затевают разговоры.
Она следит из-под ресниц
за их кистями в синих каплях.
Она у белых продавщиц
берет мороженое в вафлях.
Она мелькает в проходных,
в зрачках 
и в зелени акаций,
как героиня тех цветных,
забытых мной мультипликаций.
И мы, мужчины разных лет -
народ серьезный и бывалый,
мы улыбаемся ей вслед,
чуть-чуть растерянно, пожалуй...

1967-1972 ГОДЫ...

После успеха на Каннском фестивале зарубежные киностудии завалили Терентьеву приглашениями. В течение десяти лет они не переставали надеяться заполучить красивую и талантливую актрису. Но руководители советского кино смотрели не это иначе. Все эти годы они отделывались ответом: «Терентьева занята, у нее много работы».

Тем временем работы у Терентьевой было как раз мало. В кино актриса в эти годы снималась редко, к тому же, как правило, в небольших ролях. 
Лишь однажды ей досталась главная роль – в историко-революционном фильме «Сепсель», но эта картина не имела большого успеха.

В отсутствии киноролей Терентьева отдавала себя театру. После окончания Шукинского училища Нонна проработала один год в Театре им. К.С.Станиславского. 
Кстати, именно тогда, в 1967 году, фотопортрет Нонны Терентьевой работы Василия Малышева попал на выставку ЮНЕСКО в Париже и занял там первое место. 
На адрес Театра им. К.Станиславского и «Мосфильма» стали приходить письма. Это были не только объяснения в любви, но и благодарность за то, что ей удалось сломать стереотип русской женщины – с веслом или на худой конец в ватнике.

В том же 1967 году Терентьева перешла в Академический театр русской драмы им. Леси Украинки, на сцене которого выступала до 1971 года.

В 1971 г. Нонна Терентьева вместе с киевским актером Владимиром Скомаровским переехали в Москву. Нонна играла сначала в Центральном Академическом Театре Советской армии, затем (с 1973 года) в Театре им. Гоголя, а с 1980 до 1992 г. в Театре-студии киноактера.

После отъезда Владимира Скомаровского в Америку Нонна долго с ним переписывалась, строила планы, но…судьбе было угодно, чтобы они больше не встретились.

РОКОВАЯ КРАСАВИЦА...

Роль подруги инженера Гарина красотки Зои Монроз (его исполнял Олег Борисов) в фильме Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина» принесла Терентьевой огромную популярность. 
В зарубежной прессе Терентьеву часто называли русской Мерлин Монро, а иногда сравнивали с Гретой Гарбо.

Вместе с этим Терентьева приобрела определенный имидж, и теперь режиссеры видели ее лишь в ролях роковых красавиц, авантюристок, ищущих приключений. 
Актриса снялась в ироническом триллере Самсона Самсонова «Бешенное золото», приключенческой картине Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс», трагикомедии Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова» и других.

В конце 80-х ролей в кино было очень мало, и Нонна Терентьева часто ездила с концертными программами.

Однажды её привезли в маленьком «киношном автобусике» (скорее, в микробусе) на окраину города Иваново – в Балино, где находился военный городок, в котором было около дюжины войсковых частей (самая крупная – в/ч 74138) и два громадных железобетонных куба – клуба. За пару лет перед тем по окраине Иваново пронёсся смерч, который унёс несколько жизней, кажется, зацепил детский сад, разметал сотню одноэтажных домишек – вместе с их жителями...

В одном из военных клубов она выступила в зале (который вмещал больше солдат, чем любой стандартный городской кинотеатр) после киношной «нарезки» из десятка фильмов с её участием. 
А потом долго говорила со сцены – о доброте, о счастье, о любви, о терпении. 
Кажется, почти библейские (и такие простые, всем понятные) истины доходили до какой-то части солдатской массы, несмотря на то, что процентов 10 из них плохо говорили по-русски, призваны были с Кавказа, из Средней Азии, Западной Украины... Они смотрели на неё, как на Высшее существо, детскими восторженными глазами. Казалось, от неё на самом деле исходит какой-то удивительный, мягкий, материнский свет...

У меня сложилось впечатление, что её слова совершенно не доходят до офицерского состава – прапорщиков и офицеров, тоже присутствовавших в зале. Или их цинизм был наносной?.. Фразочки, которыми они обменивались, перебрасывались, являлись обычной принадлежностью так называемого «мужского разговора» ?.. 
Рассказ «Армия Бориса Хмельницкого», где отразились отголоски того памятного вечера, сейчас размещён на литературном сайте «Золотое перо Руси».

...Мы с ней говорили после её выступления всего пару минут – пока меня не оттеснили в коридор «звёзднопогонные старшие товарищи». 
Но и эти минуты запомнились на всю жизнь. 
А портрет советской Мэрилин Монро – с автографом Терентьевой – и сейчас, после полудюжины выставок графики, находится в моей городской квартире.

Её пронзительные светлые глаза смотрят на меня каждый день, и не дают утонуть в бурных волнах современной так называемой «независимой друг от друга» жизни расплодившихся, как тараканы, «свободных и демократических» государств.

Тогда, при встрече, она сказала мне о своих родственниках в Харькове, на Холодной Горе. Может, просто, чтобы как-то напомнить о малой родине? Из великодушия и свойственного ей милосердия? Помню, почувствовал себя ну почти земляком такого человека - да, очень приятное чувство. 
Но спустя 20 лет - и раньше, когда пытался разыскать её родственников в Харькове - мои попытки не увенчались успехом.

ОНА БЫЛА ТАКОЙ...

Вспоминает телеведущий Сергей Майоров:

« ...Она никогда не интересовалась чужими заработками. Но когда узнавала, что получила не меньше популярного артиста, обязательно благодарила. Она вообще была нашей палочкой-выручалочкой: никогда не торговалась и ехала хоть на край земли. И если многие артисты ныли, трясясь по разбитой дороге на газике, она всех подбадривала и шутила: «Это же прелесть! Ведь такое никогда больше не повторится!».

Она никогда не позволяла себе выходить на сцену в будничном платье. Всегда были роскошные вечерние туалеты, боа, песец. Никто не догадывался, что все наряды шила ей мама. Она могла по– королевски закутаться в страусовое боа, которое осыпалось от старости, или накинуть старого песца и стать богиней.

Когда она выходила на сцену, было ощущение, что это Марлен Дитрих и Мерлин Монро вместе взятые. А пела она на английском языке репертуар Эллы Фицджеральд и Дюка Эллингтона. Когда в конце ее выступления объявляли русскую песню «Калинушка», зал рыдал от восторга. После концертов зрители подходили и задавали один и тот же вопрос: «Ну почему такая актриса не сниается?».

Её московскими друзьями были известные актёры-интеллектуалы. Мужчины не оставляли её без своего внимания, но она отказывалась от предложений. А годы шли…

...она – Терентьева – писала стихи, сценарии, написала либретто для рок-оперы. 
Но ее планам не суждено было сбыться.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ...

Ксения Терентьева: «Мама, уже предчувствуя скорый конец, незадолго до дня своего рождения, в феврале, отправила меня в Германию. Она не хотела, чтобы я видела как она умирает …Она угасла за месяц, умерла на бабушкиных руках...» 
В последний месяц ей, по просьбе артиста Андрея Вертоградова, помогал американский «хоспис» и несколько актеров.

Умерла Нонна Терентьева 8 марта 1996 года.

Сергей Майоров: «Когда на ее могиле поставили фотографию с датами рождения и смерти, никто не мог поверить, что Нонне было пятьдесят четыре года. Казалось, что ей чуть за сорок».

Благотворительный фонд актёров А.Вертинской, фонд культуры Н.Михалкова и однокурсники Нонны Терентьевой помогли похоронить эту прекрасную и загадочную женщину.

P.S.
Дочь Нонны Терентьевой, Ксения – модельер. В 2001 году она вышла замуж за известного актера Владимира Машкова (который позже подружился с семьёй Милы Йовович, голливудской кинодивы, родившейся в Киеве - вот, все из наших бывших, советских!..). 
Познакомились они на кинофестивале. Тогда Ксения помогала актеру учить английский перед поездкой в Голливуд. В 2004 году супруги расстались. Причиной развода стала двадцатилетняя брюнетка Оксана Шелест.