Этот удивительный мир...Альгимантасу Масюлису посвящается

На модерации Отложенный

 

Адомайтис, Будрайтис, Банионис, Киселюс, Масюлис - выдающиеся литовские актеры 1970-1980-х годов, известные по многим кино и телефильмам. Все они мне очень нравились в то время, за исключением, быть может, Будрайтиса. В этом году в 20-х числах августа по всей блогосфере прошла трагичная весть о кончине Альгимантаса Масюлиса. Я хотела написать о нем пост, но ряд событий отодвинул эту задумку на второй план... Поэтому пока решила просто поделиться некоторыми цитатами о нем, отобранными уже давно, чтобы не пропали просто так и показать несколько фотографий...

  



Все выделения жирным шрифтом в текстах цитат - мои.

Он скончался в ночь на 19-е августа на 78-м году жизни. Актер боролся с раком и перенес несколько сложных операций на кишечнике, передает DELFI.
Масюлис входил в число самых популярных актеров Литвы. В его послужном списке – более 100 киноролей и участие в 160 театральных постановках.
Советскому кинозрителю он запомнился по ролям в таких фильмах, как "Щит и меч" (1968), "Это сладкое слово – свобода" (1973), "Стрелы Робин Гуда" (1975), "Вооружен и очень опасен" (1977), "Судьба" (1977), "Бархатный сезон" (1978) и мн. др.

http://warsh.livejournal.com/3464184.html

Таким, с бородой, я его даже и не помню...



Один из самых популярных литовских актеров ХХ века Альгимантас Масюлис скончался на 77 году жизни в ночь с понедельник на вторник, с 18 на 19 августа, сообщило Литовское радио во вторник, 19 августа.
Масюлис создал около 160 ролей на театральной сцене и 100 ролей в кинофильмах. Как и большинство прибалтов, в российских лентах он играл чаще иностранцев.

Сниматься начал еще в середине 50-х годов, но известность ему принесла роль Миколаса-Локиса в шедевре литовской классики "Никто не хотел умирать". Среди сотни фильмов, в которых он снялся, - "Херкус Мантас", "Американская трагедия", "Полет через Атлантику", "Щит и меч", "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Миссия в Кабуле", "Остров сокровищ", "Крах инженера Гарина", "Голубой карбункул" и другие. Последней его ролью в кино был диалог с кинорежиссером Раймондасом Вабуласом в документальном фильме "Успели вовремя поговорить" (2006).

"Это была крупная личность, крупный художник и в кино, и в театре. Утрата очень большая, а жизнь прожита долгая и пестрая. Велика и творческая жизнь. Каждый уходящий из тех великих оставляет наследие потомкам. И все равно печально, ведь еще были планы, желания", - сказал о нем председатель Литовского театрального союза Альгис Матуленис.

Уроженец Аникщяйского района, Масюлис как актер принадлежал к паневежской театральной школе. Вся его творческая жизнь была связана с ней: в студии Паневежского драмтеатра он обучался театральному мастерству у знаменитого режиссера Юозаса Мильтиниса (1948-1951), в нем и играл до 1976 года, пока не перешел в Каунасский драмтеатр.
По словам председателя союза, фигура Масюлиса была весьма значительной в Паневежском театре и не менее - в Каунасском. "Зная, что он играет, зрители шли на любой спектакль", - вспоминает он.

Масюлис - народный артист Литвы (1974), лауреат множества советских и литовских наград (в том числе высшим орденом Литвы Крестом командора Великого князя Гедиминаса).
В последний период жизни актер написал и книгу воспоминаний "Тема: всегда есть возможность..." и занимался акварельной живописью.

http://bolgan.livejournal.com/54988.html

Фильмография http://blogs.mail.ru/community/gameplayludens/647AF83311166577.html

Кадр из одного из фильмов, где Масюлис принимал участие:



Альгимантас Масюлис родился 10 июля 1931 г. в местечке Сурдягис Аникщяйского района. В 1948-1951 гг. учился в студии Паневежского театра драмы под руководством Юозаса Мильтиниса. В 1948-1976 гг. играл в Паневежском драмтеатре, затем - в Каунасском драмтеатре.
За свою жизнь Масюлис создал около 160 ролей на театральной сцене и 100 ролей в кинофильмах, среди которых -
"Каменская. Шестерки умирают первыми" (2000)
"Черная стрела" (1985)
"Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" (1983)
"Черный треугольник" (1981)
"Факт" (1980)
"Голубой Карбункул" (1979)
"Бархатный сезон" (1978)
"Вооружен и очень опасен" (1977)
"Судьба" (1977)
"Остров сокровищ" (1971)
"Щит и меч" (1968)
"Никто не хотел умирать" (1966)
"Хроника одного дня" (1963)
"Юлюс Янонис" (1959)
"Адам хочет быть человеком" (1959)

http://worder.livejournal.com/145790.html

 

Кадр из фильма "Чувства", СССР, 1968. На фото - Альгимантас Масюлис: http://www.fotobank.ru/image/FB04-5956.html

Юозас БУДРАЙТИС:
- В СССР блестящая плеяда литовских актеров была чем-то вроде национального достояния: Баниониса, Будрайтиса, Адомайтиса, Лаймонаса Норейку, Масюлиса знали и любили все. А сегодня в России почти не знают современного литовского кино. Почему так происходит?
- У нас был мэтр - режиссер Витаутас Желакявичус, великая личность и большой мастер. Он снял "Никто не хотел умирать", фильм-явление, заинтересовал своим творчеством всю страну, и благодаря этой картине мы, снявшиеся в ней актеры, стали известными. Были у него и другие очень хорошие фильмы. На работы Желакявичуса начали ориентироваться все литовские режиссеры. Так родилась школа литовского кино.

http://community.livejournal.com/newdrama/929446.html

Донатас Банионис и Альгимантас Масюлис:



Мне он запомнится по небольшим ролям - Мистера Ригана в жигуновских "Сердцах трех" и неизменным участием в советских фильмах о Робине Гуде и Квентине Дорварде, стрелке Королевской Гвардии. Особенно всплывает его образ в "Стрелах Робина Гуда" с фразой: "Временами мне кажется, что Бог есть. И тогда мне становится страшно..."
Не хочу знать, как он воспринял развал Союза и был ли или нет литовским националистом. Хочу помнить его как актера рыцарского кино моего детства.

http://users.livejournal.com/heretic___/393717.html

Плакаты тех самых рыцарских фильмов Масюлиса:

  

Умер выдающийся литовский актер Альгимантас Масюлис. Или, если у кого плохая память на имена, наш отечественный фашист с человеческим лицом. Без его очарования и суперталантливой игры невозможно было представить советский кинематограф, пытавшийся сказать свою правду о той войне и о том, пусть всё ещё и карикатурном, но уже не том противнике, которого представляла предшествующая плеяда кинематографистов - глупом, смешном и бестолковом. Герой Масюлиса в эсесовской форме достаточно образован, не лишённый чувства юмора, но, вместе с тем и предельно циничен. Увы, но Масюлису не повезло, что Прибалтика в советское время была вынуждена играть и в кино, и в жизни роль роль громоотвода, поставляющего немецкофашистких типажей. Наверняка, он играл и другие роли, как в кино, так и в театре. Но запомнится он многим из нас как раз моложавым военным в форме, сшитой по лекалам Хьюго Босса - дизайнера, одевшего как вермахт, так и СС.
http://ugumguka.livejournal.com/568319.html



Художественный фильм «Крепость» http://www.11channel.dp.ua/announcements/2/743.html 
Кадр из этого фильма:



Прибалтов стали приглашать играть "фрицев" тогда, когда послевоенная манера изображать гитлеровцев тупыми кровожадными монстрами стала неактуальной.
Масюлиса, напротив, зрители любили именно за роли немецких офицеров, в которых проявлялись острая выразительность при максимальной внешней сдержанности, психологическая мотивированность. Его злодеи были умны, интеллигентны, в меру циничны. (Чуть позже именно таким сыграл своего Мюллера Леонид Броневой.)

http://www.novonews.lv/news/2008/05/16/culture/038225.html



На этой неделе исполняется 75 лет Альгимантасу Масюлису — самому известному кинозлодею СССР. Всю жизнь Масюлис мечтал сыграть роль Дон Кихота, но режиссеры каждый раз (а ведь он сыграл в кино 90 ролей) облачали актера то в китель СС, то в смокинг шпиона ЦРУ или «акулы капитализма». Говорили, типаж у тебя такой — буржуазный 

Альгимантас родился 10 июля 1931 года в литовской деревне Сурдегис. Окончил школу-студию при местном драмтеатре, а потом снялся в «Утопленнике» — первом кино, созданном на Литовской студии. Но настоящую славу ему принесла роль фашиста Вилли Шварцкопфа в картине «Щит и меч».

— Режиссер Владимир Басов мне тогда предложил: «Альгис, давай с тобой иначе взглянем на армию, с которой нам пришлось тяжело и долго бороться», — вспоминал позже актер. — Ну а во время войны я был подростком и хорошо помню, как рядом с нашим домом стояла немецкая бригада. По вечерам солдаты доставали аккордеон, коньяк, приглашали девок и устраивали танцы. Но если солдатам было наплевать на войну, то вот среди офицеров были настоящие идейные нацисты — хорошо образованные, но очень вымуштрованные люди. Так что, когда встал вопрос о вхождении в роль, мне не надо было черпать материал из кинохроники.

Сейчас о прошлом «немецкого офицера», а вместе с ним и о советском кино, Масюлис вспоминает с ностальгией.

Он вместе с супругой Гражиной по-прежнему живет в Каунасе и работает в местном драмтеатре. В кино снимается не часто — в Литве своего кино практически нет, а в России о старых звездах вспоминают редко. Концы с концами помогает сводить лишь пенсия за заслуги перед культурой республики. Помогает и дочь Милда с внучкой Агне. Кстати, Агне решила продолжить врачебную династию бабушки и мамы и, окончив медицинский, сейчас работает в детской клинике Вильнюса.

А еще Альгимантас мечтает вновь сыграть эсэсовца:
— Я бы сыграл ветерана СС, который доживает свои дни где-то в Южной Америке. И непонятно, то ли он раскаивается, то ли наоборот — все еще полон ненависти к врагам рейха.

http://www.ogoniok.com/4953/34/

Вилли Шварцкопф из фильма "Щит и меч":



19 августа 1968 года, 40 лет назад, на советcкие экраны вышли первая и вторая серии ("Без права быть собой" и "Приказано выжить") четырехсерийного фильма Владимира Басова "Щит и меч" по роману Вадима Кожевникова. В фильме играли Станислав Любшин, Олег Янковский, Вацлав Дворжецкий, Владимир Басов, Алла Демидова. Фильм имел грандиозный успех и был лидером проката 1968 года, а герой Станислава Любшина - советский разведчик Иоганн Вайс - стал кумиром многих.
http://labazov.livejournal.com/963946.html

Станислав Любшин в роли Иоганна Вайса в фильме "Щит и меч":



"ЩИТ И МЕЧ"
1 фильм - "Без права быть собой", 2 фильм - "Приказано выжить.", 3 фильм - "Обжалованию не подлежит", 4 фильм - "Последний рубеж"
СССР. 1968. 344 минуты.
Режиссёр Владимир Басов
Авторы сценария Вадим Кожевников и Владимир Басов по роману Вадима Кожевникова
Оператор Тимофей Лебешев
Художник Александр Пархоменко
Композитор Вениамин Баснер
Текст песен Михаила Матусовского
В ролях: Станислав Любшин, Алла Демидова, Олег Янковский, Алексей Глазырин, Альгимантас Масюлис, Вацлав Дворжецкий, Николай Засухин, Людмила Чурсина, Хельга Геринг, Владимир Басов, Юозас Будрайтис, Наталия Величко, Валентина Титова, Михаил Погоржельский, Всеволод Сафонов, Николай Прокопович, Юрий Медведев, Валентин Смирнитский, Игорь Ясулович
Посещаемость - 68,3 млн. зрителей (1 и 2 серии) при тираже 1974 копии, 46,9 млн. зрителей (3 и 4 серия) при тираже 1997 копий.

Кадры из фильма "Щит и меч", где виден Масюлис в роли Вилли Шварцкопфа:

 

Военно-героический приключенческий кинороман

Теперь уже как-то подзабылось, что ещё до всенародного триумфа телесериала "Семнадцать мгновений весны" (по произведению Юлиана Семёнова) про доблестного советского разведчика Исаева-Штирлица, который был вхож даже в кабинеты бонз Третьего рейха, пятью годами ранее пользовался огромной популярностью в кинопрокате четырёхсерийный фильм "Щит и меч" (по роману Вадима Кожевникова) о другом разведчике Белове-Вайсе. Он хоть и был рангом пониже, но всё-таки смог занять должность офицера по личным поручениям у бригадефюрера СС.

Обложка DVD-фильма "Щит и меч", где виден Вилли Шварцкопф, разговаривающий по телефону:

 

В ролях: Станислав Любшин (...Иоганн Вайс), Олег Янковский (...Генрих Шварцкопф), Сергей Плотников (II) (...генерал), Владимир Балашов (...Вальтер Зоненберг), Хорст Пройскер (...профессор Статтхоф), Михаил Погоржельский (...фон Зальц), Вера Титова, Анатолий Кубацкий (...группенфюрер Зоненберг), Николай Граббе (...немой агент "АБВЕРА"), Вацлав Дворжецкий (...шеф "АБВЕРА"), Владимир Маренков (...курсант школы "Абвера"), Нина Крачковская, Николай Засухин, Владимир Осенев (...фюрер), Игорь Безяев (...Кролик), Валентина Титова (...Нина), Ольга Жизнева (...баронесса), Юозас Будрайтис, Георгий Мартынюк (...Зубов), Альгимантас Масюлис (...Вилли Шварцкопф), Раднэр Муратов, Лев Поляков, Николай Прокопович, Людмила Чурсина, Елена Добронравова, Всеволод Сафонов, Наталья Величко, Валентин Смирнитский, Игорь Ясулович, Петр Репнин, Владимир Басов (...Бруно), Алла Демидова (...Ангелика), Алексей Глазырин, Улдис Думпис.
http://cats-shadow.livejournal.com/318213.html

Кстати, о роли Улдиса Думписа в этом фильме я уже рассказывала как-то:



С Масюлисом этого, к счастью, пока не произошло. Выручала каждый раз личность актера, умение вложить реальный жизненный материал в совершенно условную кинематографическую ситуацию. Многообразие красок. Изощренность актерской техники. И то, что обозначают обычно несколько туманным термином "актерское обаяние".

Вот некоторые из его героев, появившихся на свет вне стен Литовской студии. Эсэсовец Вилли Шварцкопф в "Щите и мече", западный разведчик Брукс из фильма "Рокировка в длинную сторону", коммерсант и политический делец Герхардт Эпп из "Миссии в Кабуле", мистер Барбет из картины "Круг". Компания отпетых негодяев.

Во многих картинах Масюлис играет немцев. Немцы Масюлиса неодинаковы. Есть немцы-нацисты. Это один характер. Есть немцы-жертвы. Это другой. И есть просто немцы-иностранцы. Это третий. Внутри каждого характера существуют варианты. Но и общность, естественно, тоже.

Вот первый характер. Он наиболее интересен и как тип, и как продолжение актерской темы Масюлиса.

В разных фильмах и в разных сюжетах выходит на экран этот лощеный, упитанный и изящный человек, видимо, только что принявший ванну, весь воплощение сытости и довольства Он одет в костюм от дорогого портного - и лишь иногда в военную форму. У него манеры хорошо воспитанного интеллигентного человека.

Он энергичен, но не суетлив. Умен и в меру образован. Но холод и равнодушие, которые он излучает вместе с благоуханием дорогого одеколона, перекрывают все остальное. Для него "существует лишь один грех - быть плохим немцем". Он чиновник, бюрократ смерти. Дипломированный убийца. В том смысле, в каком этот тип знаком миллионам людей по материалам процессов над нацистскими преступниками или просто из литературы.

"Смерть - мое ремесло" назывался известный роман Робера Мерля, построенный как дневник коменданта концлагеря Рудольфа Ланга. Для Ланга отдельных людей не существовало. Были единицы, сотни и тысячи единиц. Он производил ликвидацию этих единиц, не отягощая свою удобно устроенную совесть кровавыми кошмарами. Ибо "существует лишь один грех - быть плохим немцем".

Масюлис играет этот тип в разных вариантах, но обязательно с поправкой на интеллигентность. Играет не немцев (хотя выбор на роль именно Масюлиса решает иной раз не что иное, как ходячее представление о немецком национальном типе), играет рациональное бездушие.

Бюрократ смерти, убивающий сотни, но при этом не пачкающий рук. Равнодушие от эгоизма. Здесь компромисс с совестью ушел куда-то в далекое прошлое. Остался тот чиновник, который больше всего боится усложнить себе жизнь ненужными размышлениями. Жизнь устроена таким именно образом. Для одних - хорошо, для других - плохо. Главное, не задумываться, не искать во всем этом смысла. Он и живет как автомат - интеллигентный обыватель, перемонтированный человек. Брехт говорил еще: человекообразная боевая машина. К герою Масюлиса это подходит тоже.

Масюлис из тех актеров, кого узнают моментально. Как бы ни меняли его грим и костюм. У него слишком запоминающаяся внешность. Его рослая фигура с крупными чертами характерного интеллигентного лица будет выделяться в любом окружении. Масюлис выражает себя со сдержанной экспрессией, придавая самым незначительным, совершенно проходным персонажам фильма значительность своей личности. Этим, видимо, и объясняется то обстоятельство, что смотреть Масюлиса всегда интересно

http://www.russkoekino.ru/books/star/star-0047.shtml



Голубой карбункул
В ролях: Игорь Дмитриев, Эрнест Романов, Олег Корчиков, Юрис Стренга, Валентина Титова, Масюлис Альгимантас, Валентин Букин, Борис Галкин, Ирина Печерникова, Владимир Сичкарь
Автор сценария: Анатолий Делендик
Композитор: Владимир Дашкевич
Год выпуска: 1979
Жанр: Детектив, Музыкальный фильм, Советское кино
Продолжительность: 1 час 11 мин.
 
http://www.getmovies.ru/details.aspx?item=53703

Масюлис в одном из фильмов советской шерлокианы:

 

Др. фильмы http://www.getmovies.ru/stars/stars.aspx?id=38325

Никогда больше мы не увидим Альгиса Масюлиса в новых фильмах...