Привидение в музее

Привидение в музее
http://www.oracle-today.ru/articles/73748/


Кроме замков и старинных особняков, привидения обожают селиться в музеях. Как правило, большинство подобных заведений представляют собой здания старой постройки, а в таких кто только ни обитал! Видимо, их прежние хозяева любят вспоминать ту пору, когда сами были людьми, а не потусторонними сущностями, вот и наведываются в музеи.


Дух купца
Художественный музей имени Нестерова в Уфе – одно из самых известных в городе зданий. Здесь водят на экскурсии школьников и туристов, сюда любят заглядывать гастролирующие звезды. А еще тут одно время обитало самое настоящее привидение. В этом можно было бы усомниться, если бы не свидетельства уважаемого в Уфе человека – старшего научного сотрудника, заслуженного работника культуры Башкирии Анны Арнольдовны Хардиной, проработавшей в музее около 30 лет.


В 1990-е годы наша страна переживала не лучшие времена. Развал СССР повлек за собой масштабные изменения, в том числе обнищание огромной группы населения. В те годы музейным работникам приходилось несладко, чтобы удержаться на плаву, они хватались за любую подработку. В том числе и такую непрестижную, как работа сторожем. Исключением не стала и Анна Арнольдовна. По ее словам, она в течение восьми месяцев дежурила ночами в компании большого сенбернара. И однажды ночью услышала шаги – кто-то шел по коридору и щелкал выключателями. Но рубильник был выключен, поэтому свет не включался. Потом призрак вышел на крыльцо и через некоторое время зашел обратно! И опять – шаги в коридоре и щелканье… Женщине стало невыносимо страшно. И даже присутствие рядом большого пса не помогало. Пес, судя по всему, тоже чувствовал себя не лучшим образом – беспокоился, поскуливал. Но это были цветочки. Однажды сенбернар вскочил среди ночи, шерсть на нем встала дыбом, зубы оскалились. Обычно такой дружелюбный пес резко залаял на пустой угол. Но сама сотрудница музея ничего не видела и не слышала. После той ночи стало ясно: дальше так продолжаться не может. Анна Арнольдовна обратилась за советом к знакомым. А те предложили… подружиться с призраком! И вот во время очередного ночного дежурства она обратилась к призраку с такими словами: «Пожалуйста, не пугай меня, мне же завтра утром снова на работу!» Это помогло! Шорохи на какое-то время стихли.


Но потом все началось заново. Зимой призрак стучал в окно, садился на диван, да так, что дремлющий на нем сторож ощущал, что сиденье под ним скрипит и прогибается. По музею разнесся слух, что по коридорам бродит дух трагически погибшего хозяина дома Михаила Лаптева.


Особняк, в котором находится музей, был построен в 1913 году по проекту архитектора Щербачева. В этом здании жила семья лесопромышленника Михаила Артемьевича Лаптева. Здесь даже кирпичи именные есть – с надписью «Лаптевъ». В кровавом 1919-м году купца Лаптева и еще пятьсот человек вывезли на барже и утопили. По просьбе вдовы ей вернули некоторые семейные вещи, но ей самой и детям пришлось перебраться в конюшню. Видимо, дух бывшего хозяина решил спустя годы забрать то, что было ему положено по праву, и снова вернулся в родные пенаты…
Призрак так донимал всех дежуривших тут по ночам, что работать в музее отказывались даже студенты. Надо было что-то предпринимать. Тогда решили пригласить священника. После молебна в музее дух Лаптева успокоился.


Мишка
Загадочные события происходят в Тольяттинском краеведческом музее. Смотрители утверждают, что здесь часто ощущается присутствие некой потусторонней силы. В отличие от других музеев, здесь целый рассадник привидений.


Одно из них зафиксировала камера видеонаблюдения. Было решено, что по залам бродит дух медведя, чучело которого было выставлено незадолго до описываемых событий. Привидение назвали Мишкой, оно оказалось незлым, спокойным, даже немного пугливым. Но, как утверждают сотрудники музея, Мишка не единственное аномальное явление. Однажды главный хранитель музея Валентина Котова, проходя по служебному коридору, заметила женщину в белом, бесшумно спускавшуюся по лестнице в хранилище музея.

Когда она прошла по коридору и спустилась в подвал, где находится хранилище, смельчаки решили узнать, кто бродит по музею. Но хранилище оказалось пустым.



В другой раз вечером слышали вздохи и шорохи, но замечено никого не было. Музейщики объясняют странности тем, что в залах хранятся предметы и экспонаты разных эпох, у каждого из которых своя история и энергетика. Еще один призрак довольно долгое время наводил ужас на посетителей экспозиции «Ум, честь и совесть нашей эпохи». Ее экспонаты – символы XX века – рассказывали о жизни того времени. Для большего эффекта в залах сделали приглушенное освещение. И вот как-то раз в школьном классе один из экскурсантов увидел в зеркале отражение женщины в черном платье, облокотившейся на парту. Пока молодой человек пытался понять, что же это такое, призрак медленно растворился в воздухе.

Но самая, пожалуй, забавная история произошла с железными колокольчиками. Сотрудники долго ломали голову над тем, куда пристроить эти старинные экспонаты. Наконец взяли да и убрали их в шкаф. Вы не поверите, но колокольчики… стали звенеть. Просто так, сами по себе, как бы напоминая о своем существовании.



Как и в Уфе, сотрудники музея решили пригласить священника. Но даже после освящения здания аномальные явления не прекратились.


Хранители Старой Сарепты
Есть в Волгограде музей-заповедник под названием Старая Сарепта. Бывшая немецкая колония, вошедшая в состав города, – единственное сохранившееся российское поселение общины евангелистов, которые прибыли сюда еще в 1765 году по приглашению императрицы Екатерины II. Отважные переселенцы
покинули свои обжитые дома в саксонском городе Гернгуте для миссионерской деятельности. Они осваивали малообжитые южные окраины Российской империи, поселившись на берегах реки Сарпы, впадавшей в Волгу, обращали в христиан калмыков и заодно защищали южные границы России от степных кочевников.


Вот уже несколько месяцев сотрудники этого интересного музея каждый день наливают в толстостенную кружку пива, а сверху кладут кусок черного хлеба. Угощение оставляют в выставочном зале дома Гольдбаха. Так распорядился дух старого немца Йохана, некогда жившего в немецкой слободке. А в соседнем доме размеренную музейную жизнь стал нарушать дух некогда жившей там женщины.


По законам жанра, все самое интересное в музее происходит по ночам, когда часы пробьют полночь. По свидетельствам очевидцев, призраки появляются здесь, но ненадолго. Никому вреда они еще не принесли. Ну, подумаешь, то двери открываются-закрываются, то лампочки сами собой гаснут, а потом выясняется, что они вполне исправные, то вещи перемещаются в витринах, то срабатывают датчики движения.


Однажды музейные работники решили: что добру пропадать? – и обратились в одну популярную передачу к экстрасенсам. Те приехали. И начались чудеса. В подвале экстрасенс на стене увидела изображение двух лиц. Оказалось, что это немолодая женщина с ребенком. Экстрасенс вступил с ними в контакт. Те поведали, что обитают в Сарепте с незапамятных времен и никуда не собираются отсюда уходить. Единственное, чего бы они хотели, – чтобы люди их не боялись и мирно сосуществовали с привидениями. А в доме Гольдбаха на связь вышел дух старого немца – того самого Йохана. Он пожаловался экстрасенсу, что о нем все забыли, а он, между прочим, после напряженного трудового дня (Йохан работал гончаром в собственной гончарной мастерской) любил выпить пива и закусить его куском черного хлеба. Пришлось уважить дух Йохана.

Так в музее появилась традиция оставлять Йохану угощение. Верят или не верят сами музейные работники в духов, это дело десятое. Среди них много материалистов, но даже самые отъявленные из них считают, что души людей из прошлого охраняют это место, и до тех пор, пока к ним будут относиться уважительно, музей будет процветать. В конце концов, во многих странах, например, в Англии, есть множество замков, ничем особо не примечательных, но посетители валят туда валом, когда слышат, что там обитают призраки. Так почему Старая Сарепта должна отказываться от них?!

Сергей Бородин