Интеллект

На модерации Отложенный

 

 Моим оппонентам: ТЕСТ для интеллектуала.

Чтобы стать полноценным членом «Клуба интеллектуалов», необходимо пройти тест, т.е. определить наличие у человека интеллекта (является ли человек интеллектуалом). Для этого первоначально давайте условимся в понятиях и терминах: что такое интеллект и кто такой интеллектуал? Здесь мы предложим читателям выписку из энциклопедии, наши комментарии и примечания в скобках, оставляя место для новых комментариев. Тема остается открытой для обсуждения.

 Интелле́кт (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления и адаптации в окружающей среде. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, не исключая метафизические представления о потустороннем мире. Исходя из этого определения Интеллектуал — это человек с высокоразвитым интеллектом и аналитическим мышлением; представитель интеллектуального труда, способный делать различия между материей и духом, связывая то и другое с Абсолютным источником, каким является Верховная личность Бога, Шри Кришна.

Возникает вопрос: «Каковы Составляющие интеллекта и его роль?»

Интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели, которая заключается в достижении освобождения из круговорота рождения и смерти старости и болезней (самсары). Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию сознания животных. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки, когнитивная этология.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека или биологического вида живых существ. Развитие интеллекта у человека выделило его из стада животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации. Определяющим уровня человеческой цивилизации является осознание своих вечных отношений с Богом (сознание Кришны).

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. Наиболее полным представлением Абсолютной истины является философия непостижимого единства и одновременного различия получившая название ачинтья-бхедабхеда таттвы. Впервые она была выдвинута Шри Чайтаньей Махапрабху, наиболее милостивым воплощением Кришны (18 февраля 1486, Маяпур, Бенгалия — 1533 или 1534 Пури).

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

           объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи и логике;

           многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации;

           сознание как основной признак жизни и наличие души, которое отличает ее от мертвой материи;

           неуклонная память о своей причастности и связи с Кришной.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина мысли, гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

           любознательность — стремление разносторонне познать (прежде всего, себя истинное «я», душу во взаимоотношениях со Сверхдушой, Высшим «Я», Кришной), а также то или иное явление, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

           глубина мысли — способность находить главное и отделять от второстепенного, необходимое от случайного;

           способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в связи и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

           логичность мышления — последовательность рассуждений с учётом всех сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с источником всего сущего (сознание Кришны);

           доказательность мышления — обоснованность, способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов в связи с Кришной, источником всего сущего;

           критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат здравому смыслу и требованиям задачи), полная зависимость от всеблагой Верховной личности Бога;

           широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных и цели.

Конечной целью любого познания для истинного интеллектуала является Абсолютная истина, Верховная личность Бога Шри Кришна, который проявляет Себя в трех аспектах: 1) имперсонально (безличный брахман), 2) локально (Параматма) и 3) Верховная личность (Бхагаван).

 Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации ради достижения сознания Кришны. Считается любая деятельность ошибочной, если она не приводит нас на трансцендентальную платформу чистой преданности Кришне (бхакти). Показателем развития интеллекта является не привязанность (отрешенность) к плодам своего труда, отсутствие ксенофобии — боязни нового, непривычного.

Существенное качество интеллекта индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем путем очищения сознания от материалистических концепция жизни, основанных на сознании "Я" есть материальное тело и все, что имеет отношения к нему - "мое" .

Следование дхарме, развитие интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта и духовной реализации через осознание своих вечных отношений с Кришной. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида и его религиозное сознание, которое под влиянием догмата сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В общественном сознании начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения, навязанные той или иной идеологией и религиозным догматизмом (например, Русь-православная). Так возникают деформации в содержании интеллекта, его обусловленность. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления, фанатизм и сентиментализм — предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

 Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая мыслительная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты, но прежде всего осознание своего истинного положения в связи со служением Верховной личности Бога, Шри Кришне. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации, неразрывно связанной с целым как неотъемлемая частица этого целого.

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи».

В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики сознания в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).

 Истинный интеллектуал все видит в единстве с этим целым (Кришной), в разнообразии и различиях (с Ним), которые заключаются в самой личности и ее духовной индивидуальности, которая связывает его взаимной любовью с Верховной личностью, Шри Кришной в определенных видах трансцендентной расы.

 Из опыта общения складывается впечатление, что у большинства «интеллектуалов» полное отсутствие интеллекта! Люди безосновательно объявляют себя интеллектуалами и учеными только на том основании, что им позволено говорить глупости, пользуясь безнаказанностью, мнимой свободой слова и ложным плюрализмом.