Покровитель искусства
Сталин покровительствовал театрам и актёрам. И по этому поводу есть воспоминания Алексея Рыбина. Во время одной из бомбёжек, был сильно повреждён Большой театр. Вот что пишет по этому поводу охранник Сталина:
"Бомбёжки Москвы продолжались ещё долго. Опасность для театра оставалась прежней. Но после декабрьского разгрома фашистов началась подготовка к реставрации потолка. Его плафон украшали девять уже изрядно потускневших муз. Наши знаменитые художники и архитекторы предложили заменить их изображением первомайской демонстрации, укрепляющей дружбу народов.
Сталин не считал себя знатоком живописи, поэтому сдержанно отнёсся к эскизам. Заместитель директора Петров принёс их в Совнарком к Землячке, по порядку расставил в приёмной. Землячка бдительно всё оценила с близкого и дальнего расстояния, призадумалась и заключила:
- О-о, это плохо. Прав Иосиф Виссарионович. Оставим старые музы - они лучше. История не простит нам такую замену.
В марте 1943 года известный художник Павел Корин с братьями и женой приступили к реставрации плафона, муз и орнамента. работали круглыми сутками. Всё следовало завершить к полному сбору труппы. А пока наиболее значительные концерты проходили в Кремле. Обычно после каждого Сталин просил артистов остаться, чтобы в спокойной обстановке внимательно послушать любого и оценить степень его подготовки. Эти ночные концерты артисты называли посиделками. Шёл самый непринуждённый разговор. Можно было выложить Сталину всё, что на душе. Как-то Иван Семёнович Козловский спросил:
- Товарищ Сталин, когда же освободят мою батьковщину и Киев?
- Киев - орешек покрепче... Но, ничего, и его разгрызём, - пообещал тот.
Однажды после приёма американской и английской делегаций Сталин поблагодарил всех артистов за труд и обратился к Давыдовой:
- Вы, Вера, интересная женщина. У вас хороший голос. Замечательно пели! Зачем же вам было надевать ультрамодный пояс? Вот Наталья Шпиллер тоже интересная женщина с превосходным голосом.
Но она одета скромно. И это никому не бросалось в глаза.
Видимо, иностранные гости нашли, что Давыдова одета крикливо. А это не очень соответствовало официальному приёму. Вдруг подскочила Ольга Лепешинская, громко воскликнув:
- Иосиф Виссарионович, вам понравилось, как я танцевала?
- Вертелись то вы хорошо, но лучше вас танцевал Азаф Мессерер, - охладил её Сталин.
На одном из приёмов Александр Пирогов был в таком ударе, что Сталин поднёс ему бокал. Осушив вино, Пирогов хотел поставить бокал на поднос, но Сталин возразил:
- Возьмите его на память как один из лучших певцов нашего времени!
На следующем ночном концерте блистали И. Козловский, С. Лемешев, М.Рейзер, В.Борисова, В. Михайлов, Д. Ойстрах. И хотя Сталин до слёз хохотал, когда Рейзен исполнял "Блоху", всё-таки лавры на этот раз достались А. Райкину. Положив руку на плечо, Сталин долго прохаживался с ним по фойе и о чём-то весело беседовали.
Некоторые члены правительства во время концертов громко разговаривали между собой. Это очень отражалось на самочувствии артистов, которые сразу невольно думали, будто плохо поют, а потом и впрямь сбивались... Но Сталин, всегда внимательный к исполнителям, никогда не позволял себе подобной бестактности. Зато не упускал возможность хоть что-то исправить, кому-то помочь. Так получилось с заслуженной артисткой А.Бышевской. До предела истощённая, она из последних сил пела арию Ярославны. Потом Сталин пальцем поманил её к себе и укоризненно сказал:
- Александра Андреевна, вы очень исхудали. А по истории княгиня Ярославна должна быть солидней.
Бышевская со слезами призналась, что вместе с мужем, тенором Бобковым, теперь не имеют своего угла и временами просто голодают. Сталин успокаивающе погладил её по руке, сказав:
- Квартиру отремонтируем, питание восполним.
Вскоре не только ей, а всем артистам был увеличен паёк и прибавлена зарплата."
Такую заботу проявлял Сталин к талантливым людям.
Комментарии
Это понимание кадрового вопроса и умение планировать будущее, за счёт решения вопросов настоящего времени. Так сохраняются люди и продолжается развитие страны.
Зато наша Вертикаль опирается только на саму себя, за счёт "доверенных и близких" людей, заботящихся только о своём благополучии.
Вскоре после этого к Рейзену, голос которого нравился Сталину, позвонил Поскребышев и предупредил, чтобы он был готов сегодня выступить на приеме в Кремле. Рейзен ответил, что он уволен из театра и уже не выступает. Однако через некоторое время за певцом приехала машина, и он очутился в Кремле. Рейзен спел, как всегда, прекрасно. Сталин подозвал Харченко и спросил, указывая на Рейзена:
— Это певец Рейзен.
— А вы кто?
— Председатель Комитета по делам искусств Харченко.
— Неправильно. Это — солист Государственного академического Большого театра, народный артист СССР Марк Осипович Рейзен, а вы — дерьмо. Повторите!
— Это — солист Государственного академического Большого театра, народный артист СССР Марк Осипович Рейзен, а я —дерьмо.
— Вот теперь правильно, — сказал Сталин.
---
Мне непонятно - что за сталинские принципы в кадровой политике, по которым Харченко уволил Марка Рейзена? Это оговорка? Какая была формулировка?
---
http://maxpark.com/community/1920/content/1394322