Украинским коммунистам, которые после Майдана находятся под дамокловым мечом, на сей раз запретили участвовать в политической жизни – в частности, в президентских и местных выборах. Намерение КПУ все же выставить свой список в октябре выглядит как бравада. Европа, куда с такой силой стремятся украинские власти, к коммунистическим партиям относится совсем иначе.
Коммунистической партии Украины (КПУ) запретили участвовать в политической деятельности. Об этом сообщил в пятницу секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов со ссылкой на решение министерства юстиции. «Минюст подписал решение, в соответствии с которым коммунистические партии утрачивают право быть субъектами политического и избирательного процессов», – объявил Турчинов.
В минюсте подтвердили, что «подписано три приказа по закону, которые признают, что КПУ в своей деятельности не соответствует требованиям закона о декоммунизации». «Правовым последствием этого является то, что эта политическая сила и еще две политические коммунистические партии не могут быть субъектами избирательного процесса, принимать участие в выборах президента и местных выборах», – цитирует РИА «Новости» заявление министра юстиции Украины Павла Петренко.
«ЦИК и местные избирательные комиссии обязаны руководствоваться этим решением – это есть основание для отказа в регистрации кандидатов в депутаты, которые выдвигаются этими политическими силами. Они остаются еще в статусе юридических лиц до момента, пока суд на основании закона отменит их регистрацию. То есть это уже технический вопрос», – добавил украинский министр.
Отметим, что на Украине действуют сразу три коммунистических партии: КПУ, Компартия Украины (обновленная) и Компартия рабочих и селян.
«Решение политических трусов и жуликов» Реакция со стороны украинских коммунистов не заставила себя ждать. Несмотря на запрет, КПУ намерена принять участие в местных выборах 25 октября – о чем заявил председатель Компартии Петр Симоненко. При этом лидер коммунистов заявил, что пока не ясен формат участия партии в выборах, так как он еще не видел закона о местных выборах.
Решение минюста Симоненко назвал «решением политических трусов и жуликов». «Для нас здесь ничего удивительного нет. Это попрание демократических норм, растоптали европейские ценности, – цитирует заявление лидера КПУ «Интерфакс». – Это политическая коррупция, политическое шарлатанство, политическая безнравственность. Это попытка установить политическую диктатуру, авторитарность в управлении, потому что не хотят допустить другие политические силы».
Глава КПУ также отметил, что, подписав приказ, министр юстиции отнял у граждан Украины альтернативу в политике. «Конечно, надо сегодня заткнуть рот гражданам Украины и не допустить право выбора в пользу Коммунистической партии и левой идеи», – подытожил политик.
В свою очередь украинскому Корреспондент.net Петр Симоненко заявил, что такой закон принят «потому, что у Коммунистической партии растет авторитет.
Обходной маневр У коммунистов, в принципе, есть возможность, обойдя запрет, участвовать в выборах, полагает Александр Голуб, экс-депутат Верховной рады от КПУ (состоял в партии с 1993 по 2014 годы и был главным редактором печатного органа КПУ– газеты «Коммунист»). В комментарии газете ВЗГЛЯД Голуб предположил, что целый ряд коммунистов будут выдвигаться по мажоритарным округам как самовыдвиженцы. «Но подобный подход таит много неправильных идей, – считает собеседник. – Общество сегодня нуждается не в отдельных представителях той или иной идеологии, а в политической силе, которая предлагала бы реальные выходы из кризисной ситуации. В данном случае такой тактикой эту задачу не решить».
Голуб убежден, что партия должна была собрать группу юристов и ответственных политиков, которые стояли во главе КПУ, «чтобы добиваться, в том числе и в международных судах, отмены этого позорного и совершенно неконституционного решения». «Также партия должна была найти возможность создать политическую структуру, которая стояла бы на левых позициях, с тем чтобы бороться за влияние на власть, но я прекрасно понимаю, что перспективу имеет то движение, которое будут возглавлять новые лица, а не те, которые возглавляли КПУ», – уверен Александр Голуб.
Декоммунизация по-киевски Что же касается действий СНБО и минюста, то, как подчеркивает Голуб, для той «формы неонацистского государства», которым сейчас стала Украина, «совершенно логичен такой исторический шаг».
«Все подобные режимы в первую очередь расправлялись с коммунистическими партиями. Каким будет этот шаг, было ясно с самого начала. Партия должна была разработать стратегию действий и тактику в этих условиях. Мы прекрасно понимаем, что можно осложнить деятельность партии, но, несмотря на это решение, невозможно запретить людям думать и быть коммунистами», – подчеркнул Голуб.
Он убежден, что КПУ найдет формы работы и станет «более современной и адекватной тем вызовам, которые бросает сегодняшнее время».
Напомним, что после госпереворота на Украине в рамках борьбы с советским прошлым уже больше года продолжается демонтаж и уничтожение памятников. Радикалы начали сносить памятники Ленину еще в декабре 2013 года.
А 15 мая 2015 года президент Украины Петр Порошенко подписал законы о декоммунизации, которые запрещают советскую символику, осуждают коммунистический режим, а Великую Отечественную войну предписывают называть только Второй мировой. Более того, данный закон признал УПА* борцами за независимость страны, а Великую Отечественную войну предписывают называть только Второй мировой.
Именно тогда партиям был дан срок в один месяц, чтобы они привели свои уставы в соответствие с новым законом. Компартия Украины, в свою очередь, приняла решение не менять название и программу партии, как этого требует документ.
Позже, уже в июне, была создана специальная комиссия для рассмотрения обращения премьера Арсения Яценюка о соответствии нормам «закона о декоммунизации» трех политических партий. Наряду с этим уже в январе 2014 года Ивано-Франковский и Тернопольский областные советы Украины проголосовали за запрет деятельности и использования символики правящей Партии регионов и Коммунистической партии Украины.
«На Украине силен левый запрос» По мнению доцента МГИМО, специалиста по странам СНГ Кирилла Коктыша, которое он высказал в комментарии газете ВЗГЛЯД, решение украинской власти запретить коммунистические партии продиктовано тем, что в стране силен левый запрос, и, по всей вероятности, он со временем будет набирать обороты.
«Фактически на Украине после этого решения остались только правые партии и движения. Собственно говоря, идет процесс искусственного «выталкивания» населения в рамки правой идеологии. Смысл такого решения очень прост: теперь граждане Украины смогут выбирать только из правых партий, а левые вообще лишились представительства в политическом поле», – сказал политолог.
Собеседник уверен, что это попытка со стороны киевских властей реконфигурировать политическое поле и демонизировать левые силы, на которые скидываются все грехи и просчеты прошлого. «Левый запрос очень силен сегодня на Украине, это заметно невооруженным глазом. Поскольку коммунисты могли бы превратиться в реальную альтернативную силу, их совершенно недемократическим образом лишили возможности участия в выборах и политическом процессе в целом», – сказал Кирилл Коктыш.
Политолог прогнозирует, что Евросоюз постарается не заметить этого решения Киева, США, в свою очередь, не будут критиковать Украину, а Китай традиционно не будет комментировать внутриполитические дела иностранных государств.
Впрочем, Китай, где руководящей и направляющей силой остается компартия, не мог не осудить – хотя бы на словах – антикоммунистическую кампанию киевских властей.
Так, посол КНР в России Ли Хуэй ранее заявил, что «в Китае обратили внимание на принятый Верховной радой закон о запрете коммунизма, а также отметили, что российская коммунистическая партия тоже высказывала свою озабоченность по этому вопросу».
По европейскому образцу? Украина – не единственная страна на постсоветском пространстве, где официально запрещены коммунистические партии и идеология. Компартии находятся под запретом в Эстонии, Латвии и Литве, а также – что менее известно – в Узбекистане и Туркмении.
Отметим, что при всей декларируемой ориентации на Европу киевские власти упускают из виду, что в подавляющем большинстве стран Евросоюза спокойно и легально существуют не только бывшие коммунисты, перестроившиеся в социалистов и социал-демократов, но и вполне ортодоксальные последователи Маркса и Энгельса, а то и Троцкого, Мао и Че Гевары. Самый известный пример – Французская коммунистическая партия (ФКП), с ее двумя сенаторами и 17 евродепутатами, а самый «громкий» – компартия Греции, которая (в том числе посредством своей парламентской фракции) критикует еврокоммунистов и прочих левых из СИРИЗА за соглашательство с «акулами финансового капитала».
В Прибалтике коммунистические партии – наследницы компартий союзных республик – были запрещены сразу после распада СССР, в 1991–1992 годах. В Узбекистане и Туркменистане восстановленные компартии попали под запрет сразу после воссоздания – соответственно, в 1994 и 1998 годах.
Как подчеркивают в объединении компартий бывшего СССР – «Союзе коммунистических партий – КПСС» (СКП-КПСС), партии в Прибалтике, Узбекистане и Туркмении по-прежнему действуют, но на нелегальной основе.
В «полузапрещенном» состоянии находится компартия Казахстана – в октябре 2011 года Межрайонный административный суд Алма-Аты приостановил деятельность партии на шесть месяцев за участие в оппозиционном движении «Народный фронт», в апреле 2012-го запрет был продлен еще на полгода. Однако казахские коммунисты остаются легальными, равно как и Единая коммунистическая партия Грузии (ЕКПГ). Заметим, что Михаил Саакашвили еще в 2001 году (будучи министром юстиции) призывал запретить ЕКПГ, так как она «нарушает Конституцию и призывает к свержению законной власти», однако тогда грузинский парламент не поддержал соответствующий законопроект.
В целом же в большинстве постсоветских государств коммунисты не только легальны, но и в разное время были представлены в законодательных органах – в настоящий момент в парламентах России, Белоруссии, Молдавии и Таджикистана.
Запрещая коммунистическую и советскую символику, Украина также следует не по западноевропейскому, а по прибалтийскому пути. «Первопроходцем» в данном направлении стала Латвия, которая в 1991 году запретила использование советской и нацистской символики на публичных мероприятиях (например, митингах). В то же время предусмотрены исключения: запрет не распространяется на развлекательные, праздничные, памятные и спортивные мероприятия.
Более того, данный запрет был ужесточен не так давно, в апреле 2013 года. Вслед за Латвией запрет на советскую символику ввели другие страны Прибалтики – Эстония (2007) и Литва (2008).
Следующими странами, запретившими советскую символику наряду с нацистской, стали Польша и Молдавия. Особенно отметилась Грузия, которая не только запретила советскую символику, но и в спешном порядке переименовала все города и улицы, названия которых были связаны с СССР. Однако и в Польше, и в Грузии компартии существуют, а Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), как известно, стала единственной постсоветской компартией, которая после распада СССР пришла к власти (в 2001–2009 годах).
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
Комментарии