ЕвроПРО и Иранская ядерная программа
ЕвроПРО и Иранская ядерная программа
АВТОРнезависимый американский журналист
За последнюю неделю в Кремле муссируется популярная в России версия, что, если было достигнуто соглашение с Ираном по ядерному вопросу, то необходимость развертывания системы ПРО в некоторых странах Европы автоматически отпадает.
Ничего подобного!
Более того, многие российские политики, политологи и журналисты ссылаются на какое-то «обещание» Обамы, якобы сделанное несколько лет тому назад о том, что «США свернут свою программу ЕвроПРО после ядерного соглашения с Ираном». Такого не было.
Самая главная проблема с этим искажённым кремлёвским нарративом заключается в том, что соглашение с Ираном касалось исключительно его ЯДЕРНОЙ программы – а именно технологической возможности Ирана оснащать свои баллистические ракеты ядерными боеголовками.
И хорошо, что было достигнуто это соглашение – несмотря на все его изъяны, о которых оппоненты так громко предупреждают. Дай Бог, что Иран будет соблюдать все условия этого соглашения и что его ядерная угроза будет действительно устранена или, по крайне мере, сильно минимизирована – хотя бы на 10-15 лет.
Но, вместе с тем, остаётся значительная потенциальная угроза от количества и качества иранских ОБЫЧНЫХ (то есть, неядерных) баллистических ракет. По данным Госдепа США, Иран на первом месте среди стран Ближнего востока по количеству баллистических ракет в своем арсенале.
И эта проблема, скорее всего, только усугубится, когда: (а) широкие экономические санкции будут (по плану) сняты с Ирана через несколько месяцев, после чего Иран сможет увеличить военные расходы на свои собственные баллистические ракетные программы; и (б) когда эмбарго на продажу баллистических ракет Ирану будет снято через 8 лет. Эти неядерные ракеты малой и средней дальности теоретически могут долететь до некоторых стран НАТО, и это должно быть учтено Трансатлантическим союзом.
Плюс к тому есть большой риск, что значительное количество этих ракет будет передано таким террористическим группам, как Хезболла и Хамас. Если при режиме жестких санкций против Ирана всё равно было тесное сотрудничество между Ираном и этими организациями по передаче ракет и ракетной технологии, то можно ожидать только усиления этого сотрудничества, когда санкции против Ирана будут сняты.
В этой связи примечательно, что Верховный лидер страны Аятолла Али Хаменеи ясно дал понять в своем телевизионном выступлении в субботу, что США (и Израиль, разумеется) остаются главнейшим врагом Ирана, и что Иран будет и дальше поддерживать своих традиционных партнеров в этой борьбе против «великого сатана» и «маленького сатана». Такие стратегические партнёры Ирана включают в себя:
• Хезболлу, у которой примерно 130,000 ракет по экспертным оценкам
• Хамас
• сирийского лидера Башара Асада
• Хути в Йемене
• и, по данным Госдепа США, Талибан в Афганистане и некоторые фракции Аль-Каиды.
Эти факты также должны быть учтены. Кроме того, надо учитывать будущие возможности Ирана (и других стран) приобрести новые межконтинентальные ракеты.
Но вопрос гораздо шире одного отдельного Ирана. Остаётся громадная проблема большого количества обычных баллистических ракет у многих других стран, находящихся по периметру стран НАТО. Количество и качество этих ракет увеличиваются с каждым годом, что может стать угрозой для некоторых членов НАТО.
Возьмите, например, только одного члена НАТО – Турцию, которая является наглядным примером. Турция граничит: (1) с Сирией, где уже 5 лет идет интенсивная война с ИГИЛом и другими группировками; (2) с Ираком, где тоже идет война с ИГИЛом; и (3) с Ираном. (Кстати, в понедельник очередной теракт в турецком городе Суруч возле сирийской границы унес жизни больше 30 турок.)
Потенциальная угроза от баллистических ракет вовсе не ограничена этими тремя соседями Турции или террористическими группировками на Ближнем востоке. Больше 30 стран и организаций либо уже имеют баллистические ракеты, либо владеют технологией для развития баллистической ракетной программы.
Именно поэтому необходимость создания элементов ПРО в некоторых странах Европы остается независимо от того – есть ли соглашение с Ираном по его ядерной программе или нет.
А что касается нелепых и абсолютно необоснованных криков, что ЕвроПРО подрывает стратегические ядерные силы РФ и является прямой угрозой российской национальной безопасности: ЕвроПРО должна защищать европейские страны только от ракет малой и средней дальности, которые находятся (или могут находиться) в странах, которые владеют (или могут владеть) этими баллистическими ракетами.
Но у России НЕТ ракет средней дальности наземного базирования, согласно договору РСМД 1987 года! Поэтому ЕвроПРО никак не может быть направлена против тех российских ракет, которые не существуют в природе!
Более того, нет возможности в системе ЕвроПРО сбивать межконтинентальные ракеты. Обама отменил эту программу – так называемую «Четвертую фазу» ЕвроПРО — аж 6 лет тому назад.
Но, как бы то ни было, многие россияне всё равно продолжают уж сильно беспокоиться о размещении элементов ЕвроПРО в некоторых странах Восточной Европы.
Чтобы успокоиться, думаю, что им нужно внимательнее послушать слова самого президента Путина, Дмитрия Рогозина и многих прокремлевских военных экспертов, которые говорят о том, что России располагает такими суперсовременными ракетами, которые могут преодолеть ЛЮБУЮ систему ПРО.
Если ситуация именно так, то возникают два логичных вопроса – «В чём тогда проблема?» и «Зачем такой громкий шум вокруг ЕвроПРО?»
В Кремле надо определиться – либо ЕвроПРО является угрозой, либо нет. Как говориться в одном старом анекдоте: «Либо штаны надень, либо крестик сними!»
Зачем тогда такая истерическая пропагандистская кампания против ЕвроПРО?
Разве чтобы создать еще одного страшного, но надуманного, жупела и мнимую угрозу Запада против России.
Комментарии
Это из цикла: НАТО обещала не расширяться на восток и вообще прекратиться, вот только никто этого обещания в глаза не видел.