История одного путешествия

 Живя на Байкале, я много слышал о чудо-заливе под названием Чивыркуйский. Он находится в 350-ти километрах от Байкальска, и попасть туда можно, только имея в запасе несколько дней, т.к. путешествие по воде занимает довольно длительное время.

 Неожиданно появилась возможность осуществить давнюю мечту. У друга Виталия, на работе, приобрели мощный катер, способный ходить по Байкалу даже в штормовую погоду. Катер оборудован несколькими каютами для пассажиров и команды, состоящей из двух человек. В течении недели мы могли путешествовать на нем по озеру-морю, посмотреть летний Байкал, его неповторимую величественную красоту и пока еще нетронутую цивилизацией природу.

 Предложение Виталия я встретил с восторгом, а сборы были недолгими. И в один из солнечных дней, после погрузки, наш катер, поднимая носом волну, выходит на гладь моря.

 Теплое августовское утро разлилось по зеркальной поверхности воды. Все ребятишки вышли на палубу, и любуются открывающейся панорамой. Нам предстоит длительное путешествие, все непривычно и интересно, девчонки торопятся позагорать и расстилают на палубе одеяла. Ребята постарше идут в рубку капитана и по очереди ведут катер. Женщины осваивают камбуз, где надо привыкнуть к гулу двигателя, специальным кранам и качке. Кастрюли то и дело норовят проехать по столу и прыгнуть вниз. Мы с Виталием достали карту озера и пытаемся просчитать наш курс и место предполагаемой стоянки. В плане вечерняя рыбалка и постановка сети.

 Под нами широкая гладь бескрайнего и древнего озера-моря. Резко дышит в лицо прохлада. Огромная масса воды прогревается только на поверхности, а чуть ниже 3-5 метров температура воды около десяти градусов, поэтому над водой всегда прохладно, несмотря на жаркое солнце.

 Через несколько часов подходим к поселку на берегу, где есть небольшая пристань. После швартовки налаживаем спиннинги и пытаемся ловить рыбу, однако, несмотря на интенсивный сплав, нам не удается выудить этих таинственных прыгунов, потому что на мушки и червя они не реагируют. Так и не поймав ни одной рыбки, собираемся за вечерним столом, стоящим на палубе, под мачтовым фонарем...

 На фиолетово-синее небо выкатываются большие яркие звезды, из магнитофона льется негромкая музыка. В деревенских домах загораются огни, слышится смех. Обстановка необычная: чуть покачивает, слышен шелест волн. Вот произносится первый тост: «За ПВ», затем - «За Байкал» и начинается ужин, через некоторое время за столом становится оживленнее. В конце ужина над водой несутся смех и песня про «славное море». Спать расходимся глубокой ночью.

 Первая ночевка на воде. «Шлеп, шлеп»- бьет в борт волна, и сознанье проваливается в сказочные сны про больших рыб и мягкий песок….

 Проснувшись от гула двигателя, я обуваю сланцы и выхожу наверх. Солнце уже висит над водой, мы проспали знаменитый байкальский рассвет. Деревня осталась далеко позади, воздух свеж, и очень хочется есть. Сегодня нам нужно дойти до о.

Ольхон, где мы хотим устроить дневной отдых, а завтра уже попасть в Чивыркуй.

 Ольхон поднимается из воды светло-коричневой громадой скал, к которым идет наш катер. В воздухе над нами висят чайки, то тут, то там, на поверхности воды, появляются блестящие черные шары – головы нерп (пресноводных тюленей) – одного из уникальных чудес Байкала.

 В последние годы их численность возросла, и ученые насчитывают уже более 60 000 особей в акватории озера. Нерпа – удивительное существо, до сих пор являющееся загадкой озера. Достоверно не установлено, откуда она появилась в замкнутом водоеме, удаленном от океанов и морей на тысячи километров.

 Живя более десяти лет, она достигает веса 90 кг, питается рыбой, съедая в день до 4 килограммов.

 Нерпа любопытна. Выставив голову, как водолаз, она наблюдает за катером, затем ныряет, и долго не показывается из воды. Она может находиться под водой до 4-х минут, ныряя до двухсотметровой глубины и не испытывая при этом никакой кессонной болезни. Это тоже загадка для ученых.

 Ребятишки не выпускают из рук бинокли, наблюдая за этими животными.

 Тем временем подходим к острову, который является самым крупным из островов, достигая 90 км в длину. Крутые склоны Ольхона уходят в воду. Глубина рядом с берегом просто пугает своей бездной. На лоции у капитана стоят цифры 800-1000 метров. Берег весь завален огромными глыбами, и мы никак не можем найти место, чтобы пристать.

 Дело к вечеру, а место для стоянки еще нет. Кое-как находим небольшую бухточку, чтобы укрыться от внезапного ветра.

 Закат окрашивает воздух и воду в пурпурные краски, солнце золотым металлом сливается с водой, на небе ни облачка. Теперь многое зависит от погоды, лишь бы не было ветра, иначе нам придется туго, катер, хоть и мощный, но бежать, практически, некуда. Уповая на счастливую звезду, повисшую над нами, ложимся спать.

 Едва рассвело, мы уже в пути. Нам предстоит обойти полуостров Святой Нос, за которым цель нашего похода – Чивыркуйский залив.

 Идем вдоль склонов, покрытых вековой тайгой. На прибрежном песке видны следы Хозяина Тайги – бурого медведя, который не прочь полакомиться рыбой или выброшенной штормом на берег нерпой. В распадках видны заросли смородины, на хребтах ярко зеленеют кедрач, вперемешку с лиственницами. Здесь нет человеческого жилья, тайга не тронута, лишь кое-где стоят моторные лодки рыбаков, проводящих здесь свой отпуск.

 Вот капитан кладет штурвал вправо, и мы, огибая полуостров, входим в залив.

(Продолжение следует)


Фото мое и из тырнету.