Русско-украинское разгильдяйство

Русско-украинское разгильдяйство

К чему сводятся последние версии гибели малазийского Boeing

 

Сегодня – год с гибели под Донецком 298 пассажиров и членов экипажа малазийского Boeing. Вот как катастрофу описывает Сеть: «Спустившись ниже облаков, «Боинг» начал разрушаться – ближе всего к месту возникновения ЧП на борту в лесопосадке приземлился большой кусок фюзеляжа – часть бизнес-класса и второго салона эконом-класса – их нашли в Петропавловке. Рядом в Рассыпном нашли отделившуюся кабину пилотов и тела еще 40 человек. Хвост и центральная часть фюзеляжа вместе с шасси и крыльями улетели дальше всего – в поле деревни Грабово». 

 

Трагедия, разделившая мир

Не только в первые часы после трагедии, но и недели спустя обсуждались самые загадочные версии: что сбитый лайнер – тот самый малазийский Boeing, что пропал в марте того же 2014 года; что самолет был заранее напичкан телами мертвых людей; что целились на самом деле в российский «борт №1», который доставлял Владимира Путина из Латинской Америки домой; что авиадиспетчеры под нажимом олигарха Коломойского специально подвели«малазийца» под ракету.

 

Одни, как российское Министерство обороны,  обвинят в убийстве трехсот мирных граждан украинский Су-25, в «Комсомольскую правду» придет некто Евгений Агапов, на момент трагедии – сотрудник днепропетровского аэропорта (именно днепропетровские диспетчеры вели самолет) и расскажет, что за штурвалом украинского штурмовика находился капитан Волошин, а Андрей Караулов укажет на пилота Дмитро Якацуда и авиадиспетчера Анну Петренко (вот еще один пример обоснования версии о Су – от «Российского союза инженеров»). СК РФ буквально на днях подтвердит свою уверенность в том, что Boeing уничтожила ракета класса «воздух-воздух», причем нероссийского производства.

 

 

Другие, как германские власти и российский концерн ПВО «Алмаз-Антей», возложат ответственность на украинских зенитчиков, третьи – на ополченцев ДНР, пальнувших из «Бука», четвертые – на российских военных, стрелявших со своей, российской, территории… На этом эволюция взглядов на то, кто сбил малазийский борт, не прекратилась, а мир поделился на «своих» и «чужих». Посмотрим, какими доводами они обменивались в последнее время.

 

Как не родные     

«Чужие» сразу после трагедии разгромили версию об украинском Су-25. Среди них, например, главный конструктор штурмовика Владимир Бабак и эксперт космического кластера «Сколково» Вадим Лукашевич: по их словам, Су-25 не выполняет боевые задачи на высоте свыше 5-7 км, а Boeing шел на 10-ти км; ракета Р-60, которой оснащен Су, не способна нанести большому лайнеру столь мощный урон. Военный обозреватель Павел Фельгенгауэр также напомнил:«Р-60 не существует. Она выпускалась в Тбилиси при советской власти. И она уже не выпускается 25 лет. Все эти ракеты в небоеспособном состоянии, в российских вооруженных силах они не используются, да и в украинских тоже, потому что они уже ни на что не годятся. И российские штурмовики этих ракет тоже не носят. Есть другие, несколько модернизированные. А Р-60 уже нет. Она только в справочниках осталась». В свою очередь украинский военачальникОлег Захарчук отметил: если бы в том районе оказался Су-25, его бы непременно засек российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, а этого не случилось. 

 

 

Затем «чужие» припомнили, как незадолго до крушения самолета прокремлевский политтехнолог Сергей Кургинян, навестивший тогда ДНР, хвалил ополченцев за то, что захватили «у украинских бандитов-бандеровцев установку «Бук». «Отправить в зону боевых действий обычный старый «Бук» 70-х годов невозможно – он снят с вооружений повсеместно; «Бук-М1» снят с вооружения России, но стоит на вооружении Украины. У России на вооружении стоят «Бук-М1-2» и «Бук-М2», которые обладают автономными устройствами радиолокации. Однако «Бук-М1-2» совместим с ракетой 9М38М1, предназначенной для «Бук-М1». Напомним, эксперты «Алмаз-Антея» в своем докладе утверждают, что «Боинг» был сбит именно ЗУР 9М38М1 (с боевой частью (БЧ) 9М314М). Именно на этом основании они делают вывод, что пусковой установкой был «Бук-М1», давно снятый с вооружения ВС РФ, но стоящий на вооружении ВС Украины», – писала «Новая газета» (которая вообще провела большое расследование).

 

Зарощенское или Снежное

Целое направление поисков задали снимки жителя тех мест, где рухнул Boeing, Павла Алейникова: над равниной возвышается столб дыма от ракеты. Скептикиусматривали в них приметы фальсификации, защитники говорили: «Нет никакого монтажа или фотошопа. Эти же самые картинки попали на крупную голландскую телекомпанию RTL. Там их подвергли очень серьезной экспертизе, и специалисты подтвердили, что это подлинные снимки, с которыми не производилось никаких монтажных действий». Таким образом, появилась возможность установить место, с которого были сделаны снимки, и, соответственно, положение «Бука», от которого взвивается дым.

 

 

«Ополченцы» настаивают, что пуск ракеты был произведен из поселка Зарощенское, где якобы размещался «Бук» ВСУ. Их оппоненты парируют: во-первых, надо еще доказать, что Зарощенское в это время находилось «под» ВСУ, а не «сепаратистами» – об обратном говорят и результаты скрупулезного изучения карты боевых действий, и показания местных жителей. Во-вторых, судя по характеру разрушений Boeing, ракетная установка располагалась не в Зарощенском, а в Снежном, которое уж совершенно точно контролировалось ДНР. «Даже поверхностный анализ условий встречи ракеты с самолетом показывает, что при пуске ракеты из любой точки в районе «Снежное» поражающими элементами была бы поражена только носовая часть самолета, и не могло быть повреждений крыла, двигателя и тем более стабилизатора и хвостового оперения… При такой ориентации ракеты основное направление движения поражающих элементов – поперек конструкции самолета. В этом случае боевая часть ракеты отсекла бы носовую часть самолета…», – приводит в своих рассуждениях в той же «Новой газете» историк Марк Солонин. – Простите, что значит «отсекла БЫ носовую часть»? Именно это и произошло. Без всяких «бы». Открываем сентябрьский (2014 года) отчет комиссии международных экспертов (в составе которой, кстати, были и российские специалисты!) и читаем: «Расположение фрагментов самолёта на обширной территории означает, что самолёт разрушился в воздухе. Фрагменты передней части самолёта были обнаружены в ближайшей точке к последней зафиксированной точке полёта, указывая на то, что эти фрагменты отделились от самолёта в первую очередь (подчеркнуто мною. – М.С.)». Затем Солонин показывает, что, если бы Boeing атаковали из Зарощенского, получилась бы «картина, ничего общего не имеющая с реальным разрушением».

 

 

Русским духом пахнет

Наконец, Сергей Пархоменко в Meduza, в большом и подробном анализе фотографий следа от пуска ракеты, упоминает об опросе жителей хутора Красный Октябрь, в непосредственной близи от точки старта ракеты, проведенном журналистами Reuters, а также об объемном и глубоком репортаже голландской телекомпании RTL. «Совсем недавно линия фронта изменилась таким образом, что доступ в эту зону оказался более свободным. И журналисты Reuters смогли туда поехать. Рядом есть небольшой поселочек Красный Октябрь (по-украински – Червоний Жовтень). И они там опросили людей, которые им подробно рассказывали о том, что они видели этот запуск, столб дыма и все остальное. Так что все становится совершенно очевидным, – рассказывал потом Пархоменко на «Радио Свобода». И еще несколько слов о голландском репортаже. – Там есть совершенно комические детали. Например, становится понятно, что пока этот «Бук» ехал, он потерял одного члена экипажа. Один солдат отстал от этой установки в районе города Снежное. И вот они ищут этого солдата, договариваются, как его вернуть обратно, чтобы он нагнал уезжающий в Россию «Бук». Но по ходу дела они называют столько географических названий и столько деталей, что все становится совершенно понятно. Потому что эти ребята забывают пользоваться всякими кодовыми словами и на нервной почве начинают в какой-то момент говорить абсолютно открытым текстом: что это, куда это едет, что с этим было и так далее».

 

 

Ключевые слова здесь – «солдат» и «уезжающий в Россию». Boeing сбили не «сепаратисты» и тем более не украинцы, а российский расчет, который привез «Бук» с российской территории, выстрелил и уехал обратно – вот версия, которая берется за основную на Западе и в нашей «либеральной среде». «Новой газете» известен даже график перемещения установки: «Утром 17 июля «Бук» был отправлен на позиции в район Снежного. Этот момент был зафиксирован местными жителями, около 12.15 его видел и наш внештатный корреспондент: «Бук» шел своим ходом, уже с четырьмя ракетками. По словам очевидцев, люди, ехавшие на пусковой установке, не были похожи на местных сепаратистов. По прибытии на место расчету была дана команда во второй половине дня ждать военно-транспортный Ан-26 украинских ВВС. Около 20.00 17 июля, уже после крушения «Боинга», «Бук» был замечен на шоссе, ведущем из Снежного в направлении Матвеева Кургана Ростовской области. В ночь с 17-го на 18-е установка была переброшена через границу».

 

Военно-транспортный Ан-26 украинских ВВС – вот истинная цель «Бука». «У меня есть информация, которую я не могу подтвердить документально и источник которой я пока не могу назвать. Он утверждает, что в мае прошлого года СБУ пришла к выводу, что на украинских аэродромах действуют шпионы. Они сливают сепаратистам информацию о полетах украинских военных самолетов. В СМИ иногда просачивается информация об этом – например, глава СБУ Валентин Наливайченко заявил, что на 15 января было арестовано 232 шпиона, передававших информацию сепаратистам и якобы «ГРУ Вооруженных сил России». Мой источник говорит, что 17 июля в зону АТО должен был вылететь транспортный Ан-26 с украинскими десантниками. Когда он уже стоял на летном поле, агент сепаратистов, которого долго выслеживала СБУ, отправил СМС: «Мы вылетаем». Сообщение перехватили, агента тут же взяли – и полет Ан-26 отменили практически за несколько минут до вылета. Об этом сепаратисты уже не узнали. Они ждали Ан-26 и были готовы его встретить в выбранном месте в определенное время. А там появился «боинг», – рассказывает «Новой газете» уже цитировавшийся Вадим Лукашевич. Потому-то, мол, никакой международный трибунал нам, конечно, не нужен. Что ж, хорошо, что не пострадал российский «борт №1», а то было бы совсем уж конфузно.

 

Слишком много вопросов

«Свои», разделившиеся на «партию Минобороны», которое видит виновником катастрофы Су-25, и «партию “Алмаз-Антея”» с версией об украинском «Буке», напротив, убеждены, что в объективном расследовании не заинтересованы Запад и Украина. Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов в «Свободной прессе» перечисляет: госкомиссия была создана не тотчас, а лишь спустя пару месяцев, еще две недели международных представителей не пускали к обломкам: украинская армия обстреливала эту местность «артиллерией, танками, ракетами» («типичное заметание следов» – оценивает Смирнов), к трупам – в тридцатиградусную жару – допустили на 9-10-й день, текст расшифровки «черных ящиков», доверенной Британии, оказался подделкой.

 

 

«Так называемые сепаратисты передали голландским следователям два «черных ящика», которые были найдены на подконтрольной им территории – речевой самописец и самописец, который записывал технические параметры. Но почему до сих пор мы не знаем, что было записано в «черных ящиках»? Почему мы не знаем, допросили ли нидерландские следователи киевского и днепропетровского диспетчеров, которые вели этот самолет? Почему мы не знаем, допросили ли нидерландские следователи летчика, капитана Волошина, который сидел в самолете Су-25? – вопрошает военный обозреватель ТАССВиктор Литовкин. – Есть свидетель, который приехал в Москву и рассказал о том, что он видел, как капитан Волошин вернулся из полета 17-го числа без боезапаса, который он израсходовал. Очень много вопросов, на которые ответов нет. И я думаю, что ответов на эти вопросы нет только по одной причине – действительно, все знают, кто сбил «Боинг», но реальных, весомых доказательств того, что это сделала Россия, нет, они есть только из социальных сетей... Недавно голландский прокурор сказал: «Мы собрали сведения, в том числе из социальных сетей, от блогеров, в «Живом журнале» и так далее». Ну разве это серьезный подход к расследованию такой громкой трагедии?»

 

Литовкин попытался объединить обе версии – «минобороновскую» и «алмаз-антеевскую», и вот что у него получилось: «Обе версии имеют право на существование. Более того, они не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Когда в Киеве шла речь о том, что есть русские самолеты, которые летают, то, я думаю, выдвинули батарею «Бук-М1» на линию с ополченцами именно для того, чтобы сбить русский боевой самолет. Но они приняли за русский самолет украинский штурмовик Су-25 и стреляли по нему. Но он оказался рядом с «Боингом». И пустили ракету Р-60, выстрелив из пушек. Но у ракеты есть головка самонаведения, и она выбрала более крупную цель – не сравнительно маленький штурмовик, а огромный «Боинг»-777 – и перенацелилась на него. И она как бы добила “Боинг”».

 

 

Итак, российское или украинское разгильдяйство убило Boeing? Судите сами, пока за вас этого не сделает международный трибунал. Нам представляется, что, если поразмыслить, то российско-украинское.