"Загремим под панфары..."

13 июля ему могло бы исполниться 90 лет, но он дожил только до семидесяти двух, не было денег на лекарства, да и на еду-то еле наскребали....   Умер он тоже в июле, 25-го 97-го года.  В эти дни проходил очередной Московский фестиваль, но там его никто не вспомнил. Похоронили немногочисленные друзья и соседи, так же скромно, как он и жил. Через несколько лет о нем напишет "Комсомольская правда" и читатели соберут деньги на памятник.

Если вы еще не догадались, речь пойдет о замечательном артисте театра и кино, Борисе Кузьмиче Новикове.

Родился он на Рязанщине, в небольшом станционном городке Ряжск-1. Когда началась война, ему было 15. Вскоре семья перебралась в Москву, мать преподавала в школе НКВД русский язык, а Борис с раннего детства мечтавший стать артистом, в 44-ом поступил в театральную школу-студию при театре Моссовета Юрия Завадского, а в 48-ом её закончил и был принят в труппу театра им. Моссовета.

В театре блистали такие актеры, как Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, поэтому Завадский не особенно жаловал Новикова ролями. С середины 50-х он начинает сниматься в кино, "За витриной универмага" - 55 год, "Необыкновенное лето" и "Первые радости" - 56 год, "На графских развалинах" - 57-ой. В этом же 57-ом Герасимов берет его на роль Митьки Коршунова в "Тихий Дон".

Потом будет еще много фильмов, всего около ста. Новикова по праву считают "королем эпизода", в каждую небольшую роль он привносил что-то свое и от этого она сразу запоминалась навсегда.

"Испытательный срок" 1960г. Табаков, Ефремов и Новиков.


"Алые паруса" 1961г.


"Друг мой, Колька"  1961г.

Так было и в двух телевизионных сериалах - "Адъютант его превосходительства" и "Тени исчезают в полдень", невозможно забыть ювелира Исаака Либерзона, у которого петлюровцы убили сына, а большевики все отобрали. Помните фразу - "Какой может быть мужской разговор при таком пайке?".


А Илья Юргин по кличке "Купи-продай" из "Тени исчезают в полдень", это был высший класс.


В 61-ом в театре Моссовета Новиков наконец получает главную роль. Это Василий Теркин.

По настоянию Плятта ему приклеили нос картошкой (свой у него с небольшой горбинкой), но и это ему не помешало. Присутствовавший на премьере Твардовский, был в восторге - "Ты сыграл Теркина лучше, чем я написал", говорил он Новикову. Твардовский был тогда в фаворе и Новиков мог бы получить за роль премию, но воспротивился Завадский, что мол у нас Марецкая и Плятт премии не получали, а тут какой-то Новиков...

Отношения с Завадским явно не складывались и когда Новиков преодолев врожденную скромность, спросил у него почему ему совсем не дают ролей, Завадский посмотрел сквозь него и сказал - "А ты кто?"

После этого Новиков сразу ушел из театра Моссовета, долгое время не мог никуда устроиться, Царев хотел взять его в Малый, но "доброжелатели" из бывшего театра наговорили ему такого, что Царев отказался от этой мысли. Но зато на сплетни не отреагироал Валентин Плучек и взял Новикова в театр Сатиры, там он проработал с 63-го по 72 год, продолжая сниматься и в кино

"Донская повесть" 1964г.

"Выстрел" 1966г.

Женой Бориса Кузьмича была Надежда Антоновна Климович. Они вместе учились в школе-студии, Надежда была красоткой и студийцы удивлялись, почему она остановила свой выбор на Борисе. Но Борис немного успел повоевать на фронте в кавалерийских войсках, был остроумным и обаятельным, мог заговорить и уболтать любого. Его друг Николай Денисов, работавший вместе с Надеждой в ТЮЗе, вспоминал: "Когда они поженились. Наденька, как называл ее муж, стала ему вроде мамки, опекала его буквально как сына. Борис Кузьмич не очень хорошо запоминал тексты, особенно стихи, поэтому она садилась рядом и вместе с ним учила. Так Кузьмич выучил роль Теркина — полностью стихотворную. Он был освобожден Наденькой от всех домашних дел, да и дома редко бывал, снимаясь в нескольких картинах в год." После "Теркина" Твардовский поспособствовал с квартирой в престижном доме-высотке на Котельнической набережной, где жил и сам, по соседству с Фаиной Раневской, которую он обычно приветствовал- "Привет, моя великая соседка!"  В 49-ом году у Бориса с Надеждой родился сын, Сергей. Сергей в детстве часто болел, но учился очень хорошо и закончив школу с золотой медалью, поступил в институт. И тут случилось осложнение после тяжело перенесенного гриппа, психическое расстройство. Надежда была вынуждена бросить работу и сидеть с сыном. Борис остался единственным кормильцем, в это время его его донимал диабет, да и инфаркт у него случился в 66-ом. Но он зарабатывал, как мог, снимался в фильмах, ездил по всей стране на гастроли. Так продолжалось до 90-ых. Тут работы не стало, а со здоровьем стало совсем худо, началась нищенская жизнь.

Сам он раньше всегда давал взаймы, когда у него просили, не особенно переживая, если долг не отдавали, а вот сам попросить не мог. Зимой 97-го, по дороге в магазин он упал и сломал шейку бедра. Оправиться уже не смог. Надежда Антоновна пережила его на 11 лет, а в 2008 так же, как и он по дороге в магазин сломала шейку бедра и умерла в этом же году. За год до смерти их опекали настоятель церкви Святителя Николая в Котельниках отец Алексей Ющенко и староста церкви Александр Бродский. Они оказались связаны с черными риэлтерами и в 2009 году Сергей пропал. Только с помощью журналистов удалось найти его полуживого в заброшенной глухой деревеньке за сто верст от Москвы. С помощью сотрудников передачи "Человек и Закон", квартиру Сергею удалось вернуть...