Белый дом о ядерной сделке с Ираном

На модерации Отложенный
По итогам только что заключенного соглашения предлагаем вашему вниманию перевод инфографики и пояснений Белого дома, размещенных на его сайте.
 
После многих месяцев дипломатии на основе жестких позиций, группа P5+1 – Соединенные Штаты, Соединенное Королевство, Франция, Китай, Россия и Германия – наряду с Европейским союзом, достигла долгосрочного всестороннего ядерного соглашения с Ираном, которое подконтрольным образом воспрепятствует ему обзавестись ядерным оружием и станет гарантией того, что иранская ядерная программа пойдет исключительно мирным путем.
 
Это соглашение базируется на фундаменте Совместного плана действий (Joint Plan of Action JPOA), достигнутого в ноябре 2013-го, и рамочном договоре для этого Совместного комплексного плана действий (Joint Comprehensive Plan of Action JCPOA), анонсированном в Лозанне 2 апреля 2015 года, которые устанавливают необходимые условия для анонсированного сегодня соглашения между P5+1 и Ираном, совместно с Европейским союзом.
 
Теперь, с данным альтернативным соглашением, США, наши союзники и международное сообщество могут удостовериться, что жесткие новые требования воспрепятствуют Ирану получить ядерное оружие.
 
Вот каким образом:
 
Блокирование четырех путей к ядерному оружию
Изготовление ядерной бомбы требует либо урана, либо плутония. Однако, благодаря этому соглашению, блокированы четыре возможных способа, позволяющих Ирану усилить эти расщепляющиеся материалы.
 

Уран в Натанзе и Фордо

Для изготовления урановой бомбы Ирану потребовались бы два основных элемента: десятки тысяч центрифуг и достаточное количество высокообогащенного урана, чтобы произвести достаточно материала для создания урановой бомбы.
В стране на сегодня имеются два производства по обогащению урана: объект в Натанзе и объект в Фордо.
 
Давайте сначала взглянем на иранские запасы урана. В настоящее время Иран обладает запасом урана, позволяющим создать от восьми до десяти ядерных бомб.
 
Однако, благодаря данному ядерному соглашению, Иран обязан сократить свои запасы урана на 98% и будет поддерживать уровень обогащения урана на отметке 3,67% – значительно ниже того уровня обогащения, который требуется для создания бомбы.
 
Иран также нуждается в десятках тысяч центрифуг, чтобы создать высокообогащенный уран для бомбы. На данный момент у Ирана имеется почти 20000 центрифуг между объектами в Натанзе и Фордо. Однако, в соответствии с этим соглашением, Иран должен сократить свои центрифуги до 6104 в течение последующих десяти лет. На объекте в Фордо не будет позволено вообще никакого обогащения, и единственные центрифуги, которые Ирану можно будет использовать, – это его старейшие и наименее эффективными модели.
 
Короче говоря, вот эффект, который возымеет это историческое соглашение:
 

Плутоний в реакторе Арак

Третий способ, посредством которого Иран мог бы изготовить ядерное оружие, – это использование оружейного плутония. Единственное место, где Иран мог бы это осуществить, – реактор Арак, являющийся тяжеловодным ядерным реактором. На данный момент этот реактор мог бы использоваться в программе вооружения, однако, в соответствии с данным соглашением, реактор Арак будет переконструирован так, что не сможет производить оружейный плутоний. Все отработанные топливные стержни (которые так же могли бы стать исходным материалом для оружейного плутония) отошлют за границу на то время, пока этот реактор существует. Более того, Иран не сможет построить ни одного тяжеловодного ядерного реактора в течение, по крайней мере, 15 лет. Это означает, что, вследствие этого соглашения, у Ирана больше не будет источника оружейного плутония.
 

Скрытый путь к реализации секретной ядерной программы

Предыдущие три пути пролегают через задекларированные Ираном объекты.
Но что, если он попытается создать ядерную программу в тайне? Именно поэтому данное соглашение настолько важно. В соответствии с новым ядерным соглашением, Иран вверил себя исключительному и надежному мониторингу, контролю и инспектированию. Международные инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) будут не только непрерывно следить за каждым элементом задекларированной ядерной программы Ирана, но также удостоверяться в том, что никакой расщепляющийся материал не перевозят тайком в некое секретное место для изготовления бомбы. А если инспекторам МАГАТЭ станет известно о подозрительном месте, Иран согласился осуществить Дополнительный протокол к договору о гарантиях с МАГАТЭ, что позволит инспекторам получить доступ и осмотреть любое место, которое они сочтут подозрительным. Подобные подозрения могут быть вызваны отверстиями в земле, которые могут представлять собой урановые рудники, разведывательными сводками, необъясненными закупками или изотопной системой индикации аварии.
 
В сущности, с той минуты, когда материалы, которые могли бы использоваться для создания оружия, извлекаются из земли, до той минуты, когда их отправляют за границу, МАГАТЭ будет глаза внимательно следить за ними, включая любое место, куда Иран может попытаться их отправить:
 

Как бы выглядела иранская ядерная программа без этого соглашения

На сегодня у Ирана имеется большой запас обогащенного урана и почти 20000 центрифуг, чего достаточно для создания 8-10 бомб. Если бы Иран решил форсировать создание бомбы без альтернативного соглашения, то ему потребовалось бы 2-3 месяца, чтобы запастись достаточным количеством готового оружейного урана (или высокообогащенного урана) для изготовления своего первого ядерного боезаряда. Оставаясь неподконтрольным, этот запас и это количество центрифуг росли бы по экспоненте, фактически гарантируя, что Иран сможет создать бомбу – и создать ее быстро, – если решится на это.
Данное соглашение устраняет ключевые элементы, нужные для создания бомбы, и продлевает время иранского прорыва от двух-трех месяцев до одного года или больше, в случае если Иран нарушит свои обязательства. Важно отметить, что Иран не получит какого-либо нового послабления санкций, пока МАГАТЭ не подтвердит, что он выполнил свою часть соглашения. Если же Иран нарушит любой аспект этого соглашения, то ООН, США и ЕС могут снова сомкнуть санкции, которые подорвали экономику Ирана.
 
Вот какие обязательства Иран взял на себя:
 

 
Существенно отличие этого соглашения. Взгляните на то, как в точности будет выглядеть иранская ядерная программа теперь в рамках этой сделки:
 

https://www.whitehouse.gov/issues/foreign-policy/iran-deal

 
Таковы, в общих чертах, контуры соглашения, какими их подают сегодня.
 
Следует отметить, что в случае нарушения Ираном своих обязательств договор предусматривает возврат санкций через 65 дней. В то же время, если Иран откажется допустить куда-либо инспекторов МАГАТЭ, должна быть созвана арбитражная комиссия с участием представителей Ирана, Германии и членов Совета безопасности: США, Франции, Англии, Китая и России. При запуске этого механизма сроки возвращения санкций могут отодвинуться на неопределенное время. Ведь сначала комиссия должна будет установить сам факт нарушения договора, и неизвестно, сколько времени ей на это потребуется. Лишь затем, по идее, начнется отсчет 65 дней. Вероятно, в ближайшее время мы узнаем, сколько еще подобных лазеек имеется в новом соглашении.
 
В целом, Иран получил в свои руки огромные суммы и огромные возможности для того, чем он занимается все годы при власти аятолл: для поддержки террора, для погони за доминированием на Ближнем Востоке и для разработки ядерного оружия, которая ввергнет в ядерную гонку вооружений весь регион.
 
По сути, Иран всегда сможет вернуться к режиму санкций, которые и ранее не сумели его остановить, а с новыми ресурсами окажутся еще менее эффективными. Иными словами, получив желаемое, иранское руководство в любой момент будет готово отдать приказ о создании бомбы, рискуя при этом всего лишь откатом к прежней позиции, но уже на более выгодных для себя условиях.