ВЗБТ не смогли спасти от банкротства
На модерации
Отложенный
Наличие кредиторской задолженности в размере 3,1 млрд рублей и отсутствие заказов в обозримой перспективе фактически не оставило иных шансов, кроме банкротства, одному из крупнейших предприятий областного центра – ОАО «ВЗБТ».
В числе крупнейших кредиторов завода – Сбербанк, несколько лет назад открывший ВЗБТ кредитную линию на 1,9 млрд рублей. Кроме того, 400-миллионный долг у компании есть перед федеральной налоговой службой. Всего же ВЗБТ накопил просроченные финансовые обязательства перед 32 кредиторами. В начале текущего года завод уже оказывался в центре внимания общественности из-за долгов по заработной плате, превысивших 157 миллионов рублей.
Еще в начале года ситуацию с долгами пытались разрешить.
Между тем центр занятости населения Волгограда уже разместил информацию о предстоящем высвобождении работников ООО «Волгоградский завод буровой техники» с 1 октября текущего года. В перечне сотрудников, в услугах которых предприятие перестанет нуждаться, – директор по экономике и финансам, коммерческий директор, главный конструктор, начальник отдела кадров, технический директор. Полный перечень начитывает 98 специальностей. Ожидается, что в поисках работы окажутся около полутысячи сотрудников ВЗБТ. На этом фоне цитируемые некоторыми СМИ заявления руководства ВЗБТ о том, что оно «не считает ситуацию безнадежной и рассчитывает поправить финансово-экономическое положение ВЗБТ уже на стадии внешнего наблюдения», выглядят не очень убедительно.
Прояснить ситуацию в свете начавшейся процедуры банкротства и получить комментарии руководства ВЗБТ, увы, не удалось – ни один из телефонов завода не работает. Вне зоны доступа оказались и мобильные телефоны топ-менеджеров ВЗБТ.
«Сейчас мы видим наглядный пример того, как Волгоградская область лишается последних остатков промышленного производства, – считает экс-депутат Волгоградской областной думы Андрей Попков. – Насколько мне известно, главная проблема предприятия на сегодня – отсутствие заказов. Посмею напомнить, что обеспечение заказами таких крупных гигантов всегда было делом руководства области. Сейчас же промышленность оказалась никому не нужна, хотя, если вспомнить, полгода назад губернатор предлагал собственникам ВЗБТ передать завод государству. Я не понимаю, почему первые лица региона с такой легкостью смирились с гибелью уникального завода с уникальным оборудованием. Я не уполномочен решать эти вопросы, но легко мог бы это сделать».
На региональном уровне и вправду в последнее время немало говорили о судьбе ВЗБТ, однако чаще это были односторонние обращения в адрес собственника. Напомним, 100% акций ВЗБТ принадлежат кипрскому оффшору «Редзим Кампании ЛТД», бенефициар – предприниматель и глава ОАО «Нафтогаз» Токай Керимов. В декабре 2014 года, обсуждая ситуацию на Волгоградском заводе буровой техники (ВЗБТ), губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров заявил о том, что регион «готов принять эти объекты и найти для них инвесторов, чтобы промышленные площадки нормально работали». Предварительно губернатор предложил владельцам заводов полностью рассчитаться с трудовыми коллективами, продав свои яхты, машины, виллы.
«Рычаги воздействия на собственников крупных предприятий регион потерял еще при Николае Максюте, когда большая часть промышленности обрела собственников даже не в оффшорах, а в высоких кремлевских кабинетах, – считает политолог Виталий Арьков.
– По аналогичному сценарию строятся отношения с собственниками «Красного Октября», но он хотя бы пока работает. Печально, что из-за этого мы потеряли метизный. Поэтому нынешнему губернатору, возможно, не оставалось ничего иного, кроме как выступать в адрес собственников со столь резкими заявлениями. Я бы поставил ему в вину не это.
Сегодня все чаще появляется ощущение, что экономическая политика региона строится с учетом интересов «хорошо знакомых» первому лицу региона людей, которые приходят открывать свой бизнес на тщательно зачищенной территории. Да, согласен, новый комплекс даст работу жителям одного района. Но что делать всем остальным, кого ради этого лишили единственного источника дохода? Почему на фоне умирания промышленности в регионе не создается экономическая альтернатива крупному производству? Почему нет нормальных программ поддержки малого и среднего бизнеса? Все понимают, что даже ряд новых открываемых в регионе производств контролируется теми людьми, которые потом приезжают их открывать в ранге чиновников. Зато нашим предпринимателям разрешают выращивать оленей и размножать червей».
С 2014 года вопрос государственной поддержки ООО «Волгоградский завод буровой техники» неоднократно обсуждался в Министерстве энергетики Российской Федерации. После обращения руководства завода к президенту было сформировано поручение правительства Российской Федерации от 11.11.2014 г. №АД-П9-8339, направленное на оказание реальных мер государственной поддержки ООО «Волгоградский завод буровой техники» и отечественного нефтегазового машиностроения в целом. К середине февраля текущего года руководству ООО «ВЗБТ» удалось подписать мировое соглашение со Сбербанком России. Однако Николай Зацаринный настаивал, что для стабилизации ситуации необходимо принять в исключительном порядке по ООО «Волгоградский завод буровой техники» постановление правительства РФ о рассрочке и реструктуризации платежей в бюджет и внебюджетные фонды. И первым, кто сразу заявил о невозможности получения отсрочки по уплате задолженности по налогам в рамках действующего законодательства, стала налоговая служба. Судя по нынешней ситуации, завод не смог получить и ожидаемые крупные заказы, которые должны были выправить ситуацию.
Между тем эксперты утверждают, что даже при всем желании власти уравновесить ситуацию в нефтегазовой отрасли макроэкономическая ситуация, увы, этому не способствует.
«Производство нефти в России сегодня находится вблизи своего максимума и в ближайшие годы будет только снижаться, – поясняет советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов. – Большинство крупных российских нефтегазовых месторождений входит в фазу старения, а это значит, что объемы добычи нефти на них будут постепенно снижаться. Считается, что для поддержания уровня добычи нефти страна должна с периодичностью примерно раз в 20 лет открывать новую нефтегазоносную провинцию. По всем раскладам в России делалась ставка на Арктику, но пока эти надежды не оправдались».
Дополнительным фактором, который лишает оптимизма предприятия нефтегазовой отрасли, эксперт считает общемировые цены на нефть.
«В течение нескольких лет, предшествовавших кризису, мы имели достаточно высокие цены на нефть, превышающие 100 долларов за баррель, – поясняет Сергей Хестанов. – Сейчас, когда цена остановилась на неоптимистичных для отрасли 60 долларах за баррель, предприятиям сложно планировать развитие, а соответственно, невостребованным будет оставаться в том числе и нефтегазовое оборудование».
Комментарии
Директор завода уже сидит?
За выплату ЗП отвечает директор.
Никакие собственники за ЗП не отвечают.
ЗА все отвечает действующий директор. Он принимал дела, делал аудит...Знал, что берет.
И еще раз повторяю..
Собственники совершенно не при чем.