«МЕССИЯ» НА ОСЛЕ

На модерации Отложенный

«Когда цены на нефть доходили до 130 долларов, «Слобода» Стерлигова стала местом паломничества дамочек из «высшего света»»

Интервью Vesti.Az с известным российским политическим аналитиком Олегом Кузнецовым.

 

 

- Сегодня одной из топовых тем российских масс-медиа является обсуждение отъезда в свое время известного российского предпринимателя Германа Стерлигова в Нагорный Карабах, куда он прибыл якобы в качестве туриста. Как Вы можете прокомментировать эти сообщения прессы?

 

- Герман Стерлигов в истории новейшей России является личностью довольно-таки самобытной, судьба которой во многом созвучна процесса, происходившим в моей стране в 1990-2000 гг. Его лубочная биография хорошо известна читателям «Википедии», а этому источнику информации, как известно, верить безоговорочно нельзя.

 

Громкую известность он приобрел в еще в 1989 году, когда он, только окончив первый курс юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в возрасте 23 лет организовал первую в России товарную биржу «Алиса», будучи одним из апологетов «нового мирового порядка».

 

Однако после того, как его холдинг был разгромлен олигархическим окружением «семьи» Бориса Ельцина, он резко переменил свои политические взгляды на диаметрально противоположные и стал именовать себя православным монархистом.

 

В начале 2000-х гг. он неоднократно баллотировался на выборные государственные должности, начиная от губернатора Красноярского края до президента России, но все выборы с треском проиграл. Все эти неудачи на политическом поприще во многом способствовали радикализации его мировоззрения, после чего он превратился в активного борца с «мировой закулисной» и «всемирным жидо-масонским заговором» и прочими фобиями ультраконсервативного миропонимания.

 

При этом, будучи человеком, с практической жилкой, он всегда умел находить экономическое применение высказываемым им политическим суждениям. Последним его успешным бизнес-проектом была «Слобода» – «экологически чистое» фермерское хозяйство в Московской области.

 

Этот проект с маркетинговой точки зрения является типичным образчиком fashion-индустрии, когда с помощью рекламы сначала формируется социальная потребность среди представителей «мира избранных», которая потом удовлетворяется, принося 100-процентные прибыли.

 

В так называемые «тучные годы», когда мировые цены на нефть доходили до 130 долларов за баррель, «Слобода» Германа Стерлигова стала местом паломничества экзальтированных дамочек из «высшего света», озабоченных «экологически чистым» питанием и готовых платить по 300 рублей за буханку хлеба, когда в магазине она стоила 20.

 

Я зашел на страницу нашего героя в российской социальной сети «ВКонтакте» и посмотрел его посты о распродаже имущества, что он спешно распродает запасы «экологически чистого» хозяйственного мыла по 190 рублей за кусок оптом от 100 штук, тогда как подобное мыло в магазине фабричного производства сегодня стоит около 30 рублей. Я думаю, на основании этих фактов читатели сами смогут сделать вывод о том, кем в реальности является Герман Стерлигов.

У меня есть еще один штрих к портрету этого человека. Сегодня 9 июля, а в статье о Германе Стерлигове в «Википедии» уже как два дня можно прочитать такую фразу: «6 июля 2015 года стало известно, что Стерлигов покинул Россию, и уехал в Нагорный Карабах, где зарегистрировался в качестве туриста».

 

Обращаю внимание на оперативность действие его пиар-агентов в информационном пространстве: не успел человек улететь из России, как об этом становится известно чуть ли не всему миру. Для многих журналистов это должно стать примером, как надо обеспечивать паблисити и формировать имидж своей страны или киента.

 

Хотя справедливости ради надо сказать, что о намерении не просто уехать, а эмигрировать из России и именно в нагорный Карабах Герман Стерлигов оповещал давно.

 

На его странице в социальной сети «ВКонтакте» в посте еще от 30 июня написано: «Общество любителей древней письменности переезжает в Нагорный Карабах». Подпись к сообщению о распродаже имущества, в том числе мелкого рогатого скота и хозяйственного мыла ручной работы по 190 рублей за кусок, выглядит следующим образом: «герман стерлигов (уже почти карабахский крестьянин)».

 

Мысли о переезде на жительство в Нагорный Карабах у него возникли, как минимум, за неделю до официально озвученной даты. И о своем намерении переселиться на оккупированные территории власти Азербайджанской республики он, естественно, не информировал.

 

Посмотрите, что он делает по приезду в Нагорный Карабах: вместо того, чтобы обустраиваться на новом для своей семьи месте жительства, 7 июля он созывает пресс-конференцию и назначает ее «на ближайший понедельник», при этом указывает номер для аккредитации журналистов.

 

Все эти действия позволяют говорить о том, что эмиграция в Нагорный Карабах для него стала заранее планируемым и хорошо подготовленным рекламный действом, направленным на то, чтобы раскрутить новый виток его бизнес-карьеры.

 

- Некоторые СМИ называют его переезд на оккупированные азербайджанские территории бегством от возможного полицейского преследования за связь с ультранационалистами в России…

 

- Сами понимаете, что я не могу объективно и достоверно ответить на этот вопрос. Все известные мне сообщения российской прессы строятся, как принято говорить в уголовном судопроизводстве, на косвенных доказательствах – заявлениях адвокатов, комментирующих показания своих подзащитных, и не более того.

 

Я не читал и не слышал ни одного заявления официального должностного лица правоохранительных органов России даже о намерении привлечь Германа Стерлигова к уголовной ответственности или допросить его в каком-то ином процессуальном качестве.

 

Безусловно, я читал комментарии о том, что Стерлигов в 2009 году предоставлял земли своего хозяйства для организации учебно-тренировочных лагерей для членов экстремистских организаций русских националистов, и даже склонен верить тому, что так было на самом деле.

Но я никогда не соглашусь с заявлениями тех, кто считает, что будто бы он был реально причастен к совершенным ими преступлениям. Это никак не укладывается в рамки философии и идеологического антуража той бизнес-модели, которую реализовывал Герман Стерлигов. Я не вижу для него смысла рисковать налаженным бизнесом ради получения признания со стороны политических маргиналов. За его эмиграцией в Нагорный Карабах стоят совершенно иные – меркантильные или экономические причины.

 

Я ранее уже говорил о том, что из своего намерения покинуть Россию не делал секрета и о намерении переехать жить на оккупированных территориях Азербайджана, Герман Стерлигов открыто заявлял довольно-таки продолжительное время. Имея такую информацию, правоохранительные органы России, если бы у них было намерение допросить его по какому-либо уголовному делу в отношении русских националистов, давно бы сделали этот или предприняли меры к тому, чтобы ограничить его выезд их страны. Ничего такого сделано не было, поэтому все эти заявления являются частью пиар-кампании, которая умышленно муссируется вокруг его отъезда в Карабах.

 

Его решение эмигрировать, не было спонтанным и не стало следствием влияния каких-то внешних экстраординарных обстоятельств. Если верить заявлениям все той же российской прессы, пару месяцев назад он собирался принять гражданство самопровозглашенной «Луганской народной республики».

 

Согласитесь, разбитые войной Луганщина или Карабах – это не самое лучшее место для начала новой жизни. На этот шаг его подтолкнули, скорее всего, чисто экономические причины: хлеб по 300 рублей за буханку и хозяйственное мыло по 190 рублей за кусок в условиях кризиса перестали быть интересны зажиточным москвичам, для которых они долгое время являлись атрибутами стиля или образа. На мой взгляд, «Слобода» Германа Стерлигова оказалась перед перспективой неизбежного экономического краха, и он просто решил сменить точку приложения или реализации своей бизнес-модели, и территория Нагорного Карабаха оказалась для этого самым подходящим регионом.

 

-Поясните свою мысль…

 

- С удовольствием. Посмотрите, с какой информационной помпой он прибыл на оккупированные земли Азербайджана. Масс-медиа сообщают об этом как о пришествии некоего мессии, призванного если не спасти, то облагодетельствовать местное армянское население. Да простят меня мои братья по вере христиане, но фотография Германа Стерлигова верхом на осле на его личной странице в соцсети «ВКонтакте» по своей режиссуре очень напоминает мне библейский сюжет о входе Иисуса Христа в Иерусалим.

 

И начало его деятельности в Карабахе оказалось назначено им на понедельник, в полном и точном соответствии с драматургией событий в текстах Нового завета. На мой взгляд, подобные совпадения для людей с психотипом, которым обладает Стерлигов, не могут быть простой случайностью, а являются звеньями тщательно спланированной и рассчитанной популистской кампании.

 

У меня сложилось абсолютно однозначное и стойкое впечатление о том, что Герман Стерлигов начал какую-то мутную и очень для него перспективную игру с руководством квазигосударства «арцах». Он прибывает в регион в образе мессии, местное население воспринимает его как русского миллионера-инвестора, прибывшего облагородить и возродить находящиеся в хозяйственном запустении земли.

 

Стерлигов в России создал себе имидж не просто поборника, а апологета пасторали – сельской идиллии, в основе которой лежит натуральное крестьянское хозяйство. Этот образ, как ни какой другой соответствует менталитету местного армянского населения Нагорного Карабаха, вот уже двадцать лет живущего в условиях натурального хозяйства и питающегося плодами примитивного сельскохозяйственного труда, как это было ровно сто лет назад. В этом смысле его идея «зеленой» или «экологически чистой» экономики найдет среди карабахских армян многочисленных поклонников и сторонников, которых у него в России практически не было. К ним-то Стерлигов и поехал.

 

Совершенно очевидно, что его переезд в Нагорный Карабах не мог состояться без благословения и покровительства местных властей, каким бы словом их ни называли в Азербайджане. Они также рассчитывают получить от его эмиграции некие политические дивиденды.

 

Мы уже говорили в сами о том, что оперативность и мастерство пиар-менеджеров Стерлигова достойны уважения, и с его переездом в Нагорный Карабах сепаратистское руководство этой территории уже получили в свое пользование достаточно разветвленную в России адресную сеть распространения выгодной для него информации.

 

Эта первая и самая очевидная польза, которую Герман Стерлигов уже принес своей «новой родине». Эмиграция Стерлигова – это если не скандал, то очень хороший информационный повод для осуществления имиджевой или маркетинговой пропагандистской кампании по созданию позитивного информационного образа квазигосударства «арцах» в глазах российской аудитории.

 

Естественно, эта кампания не будет бесконечно, но на период летних отпусков в России ее явно хватит, поэтому заранее можно говорить о ее краткосрочном или оперативном успехе.

 

Вполне возможно, что усилиями всего армянского населения Нагорного Карабаха Герману Стерлигову создадут еще одно образцовое фермерское хозяйство, а может быть – даже помещичью усадьбу, из которой он как гуру будет вещать своим последователям в России о том, как хорошо ему жить под крылом у оккупационных властей Нагорного Карабаха.

 

В этом случае проект по созданию им позитивного имиджа сепаратистскому режиму приобретет уже долгоиграющий характер, и будет продолжаться несколько лет. И в результате этого у азербайджанских масс-медиа появится еще один очень умный, харизматичный и циничный субъект идеологического противостояния, таланты которого не стоит недооценивать.

 

Но как все будет в реальности – покажет время.