Тайна - не тайна...
Жизнь, где есть ответственность за любое дело. Но это иногда кончается тюрьмой.
Детство гения
Лев Ландау родился в интеллигентной семье (отец – инженер-нефтяник, мать – врач). В семье было двое детей. С сестрой Софьей Ландау дружил всю жизнь. Его математические способности проявились уже в школе, которую он закончил в 13 лет. По свидетельству Е. М. Лифшица, Ландау «говорил, что почти не помнит себя не умеющим дифференцировать и интегрировать».
Родители считали, что в 13 лет поступать в университет слишком рано: один год Ландау проучился в Бакинском экономическом техникуме. В 1922 Ландау поступил в Бакинский университет, где два года учился одновременно на двух факультетах: на физико-математическом и на химическом. После перехода в 1924 году на физическое отделение Ленинградского университета Ландау не стал продолжать свое химическое образование. Однако, интерес к химии сохранил на всю жизнь и часто поражал хорошим знанием химии.
С 1926 Ландау связан с Ленинградским физико-техническом институтом (теперь им. А. Ф. Иоффе). Туда в 1927 после окончания университета (в 19 лет!), был принят в качестве аспиранта.
Большую роль в научной биографии Ландау сыграли поездки за границу (1929 – 1934-е гг.) и встречи с ведущими физиками того времени. Несомненно, наиболее существенным для формирования Ландау как ученого и учителя было посещение Копенгагена и пребывание в Институте теоретической физики у Нильса Бора.
В 1932 году Ландау возглавил теоретический отдел Харьковского физико-технического института (УФТИ). Продолжая активную исследовательскую работу, Ландау одновременно начал преподавать, а в 1935 стал заведующим кафедрой общей физики Харьковского университета.
В 1937 Лев Давидович женился на уроженке Харькова К. Т. Дробанцевой. В 1946 у них родился сын Игорь, будущий физик-экспериментатор.
Начала создаваться школа Ландау — появились первые ученики. Ландау составил программу того, что должен знать будущий молодой научный работник, если он хочет заниматься теоретической физикой— знаменитый «теорминимум».
Программа действовала с 1933 по 1962. И надо добавить, сдача теорминимума не прекратилась после ухода Ландау из научной жизни в результате трагической автомобильной катастрофы, экзамены продолжали принимать ученики Ландау, в дальнейшем сотрудники Института теоретической физики РАН его имени.
С 1935 обстановка в УФТИ трагически меняется. Террор, охвативший во второй половине 30-х годов страну, не миновал УФТИ. Сфабрикованные «дела» завершились арестами и расстрелами ряда ведущих сотрудников института. В застенках харьковской тюрьмы был расстрелян Шубников. Ландау в то время не был арестован, но угроза ареста была вполне реальна.
Она заставила его уехать из Харькова. К счастью, Ландау имел приглашение от Капицы занять должность руководителя теоретического отдела организованного Институтом физических проблем (ныне им. Капицы). С 1937 до последнего дня своей жизни Ландау — сотрудник ИФП.
Отъезд из Харькова не спас Ландау от ареста: в ночь с 27 на 28 апреля 1938 года он был арестован. На следующее же утро, 28 апреля, Капица пишет письмо Сталину, пытаясь защитить своего сотрудника. На протяжении года Капица не прекращает усилий в попытках освободить Ландау.
Осенью 1938 Нильс Бор также пытается привлечь внимание Сталина к судьбе Ландау: «…если имело место недоразумение,— надеется Бор, Ландау — получит возможность продолжать исследовательскую работу, столь важную для прогресса человечества».
В апреле 1939 Ландау был освобожден из тюрьмы «под личное поручительство» Капицы.
Внешняя сторона жизни Ландау после ареста вполне благополучна, если исключить то, что Ландау был «не выездным»: его лишили возможности свободного общения с иностранными коллегами, он не участвовал в международных конференциях, если они проходили не на территории СССР. Как стало известно в последние годы, на протяжении многих лет за Ландау велось негласное наблюдение (в частности, его разговоры с сотрудниками и друзьями подслушивались).
Всемирное признание
Заслуги Ландау были многократно отмечены как внутри страны, так и за ее пределами. В 1946 Ландау избирается членом Академии наук СССР, он многократно награждался орденами, был Героем Социалистического Труда, трижды ему присваивались Государственные премии, а в 1962 Ландау вместе с Е. Лифшицем за создание Курса теоретической физики была присвоена Ленинская премия. Ландау был членом многих зарубежных академий, лауреатом почетных премий, имел множество медалей. В 1962 Ландау получил Нобелевскую премию по физике «За пионерские исследования конденсированных сред, особенно жидкого гелия».
Катастрофа
7 января 1962 на шоссе из Москвы в Дубну легковая машина, в которой ехал Лев Давидович, столкнулась со встречным грузовиком. Никто, кроме Ландау, не пострадал. В борьбе за жизнь Ландау медики объединились с физиками. Несчастный случай всколыхнул всю физическую общественность.
Физики разных стран и разных поколений (соратники и друзья, ученики и ученики учеников) стремились внести свой вклад в спасение жизни Ландау; около ста московских физиков добровольно взяли на себя обязанности курьеров, водителей машин, посредников, снабженцев, секретарей, дежурных, наконец, носильщиков и чернорабочих.
Подвигом товарищества назвали то, что им удалось сделать: жизнь Ландау была спасена. После аварии Ландау прожил шесть лет. 1-го апреля 1968 Ландау умер, так и не вернувшись к творческой деятельности.
Свет погасшей звезды
40–50 лет для теоретической физики — большой срок. Выросло несколько поколений физиков-теоретиков, знающих Ландау только по «Курсу… и по его работам», которые по-прежнему цитируются. Создан и действует Институт теоретической физики, носящий имя Ландау. Многие из учеников Ландау, ученики его учеников работают в различных престижных научных центрах Запада. И весьма успешно.
Комментарии
Даже Сталин его ценил, и мировая наука!