Ирану нужно особое обогащение

На модерации Отложенный

В конце прошлой недели Иран запросил дополнительное время для детального изучения уже согласованного в Вене с его представителями международного плана, предполагающего производство ядерного топлива для иранского реактора за пределами Исламской Республики. Неожиданно в Тегеране усмотрели в предложении Запада попытку обмануть Иран. Госдеп США дал понять, что готов ждать ответа лишь несколько дней. А президент США Барак Обама срочно созвонился со своими коллегами в России и Франции Дмитрием Медведевым и Никола Саркози.

В середине прошлой недели в Вене страны "шестерки", куда входят Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, а также Германия, при посредничестве МАГАТЭ согласовали план о поставках в Иран ядерного топлива для исследовательского реактора в Тегеране. Этот реактор иранцы используют для производства радиоизотопов в медицинских целях.

Как следует из документа, до конца года Иран должен передать в Россию около 1,2 тонны низкообогащенного урана из 1,5 тонны, полученных в ядерном центре в Натанзе. На российском предприятии материал будет дообогащен. Для изготовления топливных стержней уран отправят из России во Францию, так как в свое время исследовательский реактор в Тегеране возводили по французской технологии. Обратно Тегеран получит уже готовое топливо для реактора, которое нельзя использовать для создания атомной бомбы. По замыслу авторов плана, это должно снять озабоченность мирового сообщества, подозревающего, что истинная цель иранской ядерной программы — создание оружия массового уничтожения.

Схему одобрили практически все участники переговоров в Вене, и в минувшую пятницу планировалось ее окончательное утверждение. Однако в последний момент Иран запросил дополнительное время для "более детального и глубокого изучения" документа. "Мы дадим наш ответ Барадеи (глава МАГАТЭ.— "Ъ") на следующей неделе",— заявил в пятницу в Вене иранский представитель в МАГАТЭ Али Аскар Солтание. Однако в Тегеране послышались призывы вовсе отказаться от сделки.

"Они хотят забрать у нас более 70% обогащенного урана,— сказал Абульфазл Зохреванд, высокопоставленный иранский дипломат, участвующий в переговорах с Западом по ядерной программе.— Для восполнения этого объема нам потребуется 18 месяцев.

И все это время они (Запад.— "Ъ") будут иметь козыри для того, чтобы заставить нас отказаться от собственной программы обогащения урана". Спикер парламента Ирана, в прошлом глава переговорной группы по ядерной проблематике Али Лариджани и вовсе обвинил Запад в мошенничестве. "Я не понимаю, почему для обеспечения топливом реактора в Тегеране мы должны отправлять за границу свой уран,— заявил он в субботу.— Не проще ли просто купить необходимое топливо".

Даже те иранские политики, которые в принципе не против соглашения, считают, что Тегеран должен потребовать за предложенное соглашение более высокую цену. "Любая сделка с Западом по ядерному топливу должна быть увязана с немедленной отменой всех санкций, наложенных на Иран",— заявил депутат иранского парламента Хесматулла Фалахатпишех.

Между тем на Западе усматривают в действиях Ирана очередную попытку затянуть время. "Наше терпение не безгранично,— заявил в конце недели официальный представитель госдепартамента США Иэн Келли.— Мы можем подождать несколько дней, и именно об этом идет разговор. Однако мы не собираемся ждать вечно". При этом он выразил надежду на то, что ответ Тегерана будет положительным. В то же время Вашингтон явно готовится и к худшему.

В субботу президент США Барак Обама позвонил своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву и французскому лидеру Никола Саркози. Как следует из официальных сообщений, американский президент поблагодарил собеседников за помощь на пути к решению иранской ядерной проблемы. Стоит отметить, что президент Франции занимает одну из наиболее жестких позиций по Ирану, а Дмитрий Медведев еще в сентябре в Нью-Йорке дал понять, что Москва может поддержать санкции против Тегерана, если тот не будет сотрудничать с МАГАТЭ и Советом Безопасности ООН. Источник "Ъ" в Кремле, отвечая на вопрос, обсуждали ли Дмитрий Медведев и Барак Обама варианты действий в случае отказа Тегерана от венского соглашения, заявил, что президенты в детали не вдавались. Однако в Иране не могли не обратить внимания на сам факт телефонного разговора лидеров России и США. По крайней мере вчера иранцы не стали чинить никаких препятствий группе экспертов МАГАТЭ, приехавших для инспекции ядерного комплекса в Куме.