Он из лесу вышел

На модерации Отложенный

Снято основное препятствие для строительства газопровода Nord Stream из России в Европу. Российское правительство приняло решение отменить повышение экспортных пошлин на необработанную древесину в обмен на разрешение Финляндии строить газопровод в ее территориальных водах.

Кроме того, вчера Владимир Путин в рамках российско-финского лесного саммита заявил, что мораторий на повышение пошлин будет продлен не только на 2010 год, но и, скорее всего, на 2011-й. " Мы особенно удовлетворены замораживанием пошлин на практике на два года " , — заявил по итогам саммита финский премьер Матти Ванханен. Владимир Путин высказался более сдержанно: " Считаю возможным такое решение принять и на 2011-й, но мы будем это делать исходя из ситуации на мировом рынке " . Сейчас пошлина составляет 15 евро за кубометр древесины, с 1 января 2010 года она должна была вырасти до 50 евро за кубометр.

Один раз, в 2008 году, повышение пошлин уже откладывали. В выигрыше оказались все, кроме лесопромышленников, которые инвестировали в лесопереработку исходя из того, что пошлины вырастут.

" В понедельник ( сегодня. — " Газета " ) пройдут последние консультации по Nord Stream, а 5 ноября будет подготовлено предложение о положительном решении по строительству газопровода " , — заявил Матти Ванханен. Далее, по его словам, будет оформляться экологическая лицензия, и разрешение на прокладку трубы может быть выдано уже до конца 2009 года.

Неповышение пошлин — еще не все, что финны получат в обмен на газопровод. Финские компании могут поучаствовать в освоении Штокмановского газового месторождения.

" Сегодня мы обсуждали участие финских компаний в освоении Штокмана. Но это будет иметь смысл, только если будет построен Nord Stream " , — заявил на итоговой пресс-конференции Владимир Путин.

Сохранение моратория на повышение пошлин скажется на лесопромышленниках по-разному.

"Это негативно повлияет на лесоперерабатывающие компании, работающие в Сибири и экспортирующие продукцию в Китай", — пояснил "Газете" управляющий директор по новым проектам "Илим Тимбер Индастри " Святослав Бычков. Ведь, отмечает он, пошлины нельзя оставить на прежнем уровне только для Финляндии.

" Те, кто инвестировал в лесопереработку в Сибири, рассчитывал на экспорт пиломатериалов в Китай, когда пошлины поднимутся и этой стране будет невыгодно закупать кругляк " , — говорит Бычков. При этом, соответственно, улучшится ситуация для лесозаготовителей: они и дальше смогут отправлять на экспорт необработанную древесину с низкими пошлинами.

" Также решение положительно повлияет на переговоры России с ЕС по вступлению в ВТО " , — добавляет эксперт по России из Германского совета по внешней политике Александр Рар.

По словам Святослава Бычкова, проблема переработчиков также заключается в отсутствии кластеров деревообрабатывающих производств. " Можно напилить много материала, но некуда будет направлять отходы " , — говорит он. По словам Бычкова, отходы должны направляться на ЦБК, а в России их недостаточно. Для строительства необходимы внушительные инвестиции. Стоимость одного завода составляет около $ 120 млн.

И хотя вчера было очевидно, что решение будет принято исключительно на уровне премьеров и с учетом взаимных интересов, финны на лесном саммите упорно доказывали, почему пошлины повышать нельзя в принципе ( не имея в виду Nord Stream).

" В российский лесопромышленный комплекс финские компании вложили почти 1 млрд евро, — говорит министр экономических дел Финляндии Маури Пеккаринен. — Но приостановка экспорта из-за повышения пошлин отрицательно скажется на деятельности по обе стороны границы " .

Министр сельского хозяйства и лесной промышленности Финляндии Сиркка-Лииза Анттила показала слайд со схемами лесных дорог в России и Финляндии, на котором финская территория дорогами испещрена, а российская явно испытывает их недостаток. " Инфраструктура — важный фактор для развития производств, к тому же важно, чтобы арендатор леса был уверен в стабильности " , — заявила она.

И еще один аргумент. Карл Йордан, глава концерна Metsahallitus, заявил, что Россия и Финляндия уже не выдерживают конкуренции со странами Латинской Америки и Азии. Там эвкалипт растет в пять раз быстрее березы. " И если пошлины будут повышены, это приведет к прекращению торговли и полному смещению отрасли на юг " , — пояснил он.

Тем не менее Владимир Путин предупредил, что мораторий на повышение пошлин — временная мера, хоть и продленная на два года: " Россию не может устраивать роль поставщика сырья, и мораторий не может длиться вечно " .



Путин назвал и другую причину, по которой пошлины можно не повышать. " Можно ускорить ввод дополнительных мощностей по переработке, но из-за кризиса спрос на продукцию упал. Можно понастроить мощностей, а куда девать то? — заявил премьер. — Надеюсь, партнеры не будут использовать это решение, чтобы постоянно обращаться в правительство Российской Федерации о продлении моратория из года в год. Я вас предупреждаю: давайте будем работать открыто. Ситуация будет меняться, и мы будем исходить из этих условий " .

С кем проще договориться — с Украиной или с Финляндией?

Владимир Жарихин / замдиректора Института стран СНГ

Договориться, конечно, легче с Финляндией, потому что с ней мы уже воевали, а с Украиной еще нет. То есть Финляндия знает, что с Россией не надо ссориться, а на Украине остаются иллюзии. Тем не менее я надеюсь, что эти иллюзии исчезнут после выборов на Украине. Потому что можно сколько угодно рассматривать позиции как Тимошенко, так и Януковича, однако оба они прагматики. Новый президент будет подходить к отношениям с Россией, Европой и США практично, без идеологизации и идеализации.

При этом я считаю, что мерить кандидатов в президенты Украины по приверженности к России — на самом деле уже занятие вчерашнего дня. Симпатию к кандидатам в президенты Украины сегодня нужно выражать по другому параметру — по договороспособности. Чем более проукраинским будет президент Украины, тем для нас лучше, так как объективно огромное число интересов этой страны пересекается с нашими интересами.

Михаил Крутихин / партнер консалтинговой компании RusEnergy

Думаю, что с Финляндией. И это не только мое мнение, но и мнение, например, иностранных инвесторов. Когда они работают с Украиной, то говорят, что не могут понять, кто там принимает решение. А если кто-то из официальных лиц на Украине все-таки это делает, то инвесторы совершенно не уверены, что решение будет претворено в жизнь, поскольку система гарантий там отсутствует.

Политическая власть на Украине хаотична. Так что ответ на вопрос, с кем легче иметь дело — с предсказуемой Финляндией или с абсолютно непредсказуемой Украиной, с цирком в Киеве, очевиден: естественно, с Финляндией. С ней можно цивилизованно работать.

Впрочем, все то, что я сказал выше, не имеет никакого отношения к Nord Stream или South Stream. Потому что мы строим эти газопроводы не для того, чтобы " наказать " Украину за ее политическую " вражду " с Россией, а для того, чтобы осуществить совершенно конкретные меркантильные цели " Газпрома " . Ведь если будут проложены трубы в обход украинской территории, то это принесет компании серьезную выгоду, поскольку по всей цепочке поставки газа — от скважины до конечного потребителя в Европе — будут существовать ее дочерние фирмы и на каждом этапе " Газпром " будет получать определенную прибыль. Тогда как в случае с Украиной это совершенно не гарантировано, и получается разрыв цепочки, тем более если эта страна пойдет на выполнение европейской программы либерализации газового рынка.

Сергей Марков / зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций (фракция "Единая Россия"), директор Института политических исследований

Безусловно, с Украиной, но только в том случае, если правительство Украины выражает волю народа Украины. Однако сейчас этого не происходит. То есть если в Финляндии правительство Финляндии выражает волю народа Финляндии, то на Украине мы имеем дело с правительством, которое, по сути дела, навязано извне. А такое правительство выражает волю других центров силы, но никак не народа Украины.

Александр Крылов / ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук

С Финляндией, причем опыт этой страны крайне важен для постсоветского пространства. Как известно, в свое время у нас с финнами была масса проблем ( в частности, мы и часть их территории к себе присоединили), а потому они могли бы вести себя так же, как поляки или прибалты, и после распада СССР выдвигать к России множество претензий. Тем не менее в Финляндии предпочли здраво рассудить и иметь выгоду от сотрудничества с нами, а не бесконечную конфронтацию, сопровождаемую в том числе материальными потерями. Повторюсь, Украине не мешало бы присмотреться к этой истории.