Странные люди, или притяжение Севера?

История государства российского странная штука, наверное потому что делали ее странные люди.  Вроде бы даже люди на вид обычные, но  судьбу они себе выбрали явно неправильную..

Вот про одного из них ныне без известного, я и хочу поведать.. и речь пойдет о неком Журавском Андрее Владимировиче.

Журавский А.В.

Ведь многим достижениям в той же нефти да газу и много еще чему мы обязаны этому неизвестному человеку, Хотя надо признать что подобных Журавскому людей, в российской истории было немало..

начнем пожалуй..

Откель взялся сей Журавский истории не известно ибо он был подброшен в возрасте пару недель в сентябре месяце 1882 года, в елизаветинский приют Одесской губернии и впоследствии был усыновлен, генерал-майором Владимиром Ивановичем Журавским и его супругой Софьей Кесаревной и наречен именем Андрей. "Воспитанник Андрей" усыновлялся "указом Правительствующего Сената от 14 января 1890 г. с правом ношения фамилии и отчества по имени усыновителя, но без права наследия имущества и дворянства".

К маю 1901 года Андрюша Журавский закончив неведомую питерскую гимназию, остался без приемных родителей, с шестью тысячами царских рубликов ассигнациями и большой квартирою с богатой библиотекой в Санкт-Петербурге.

Странная история умалчивает, чего такого начитался Андрей, но в том же 1901 году, он поступил в петербургский университет к профессору Зеленскому В.В. После окончания первого курса на перекладных едет в Печорский край, куда в то время не было дорог, во время поездки за свой счет, Журавский проводил исследования Тиманского кряжа, знакомился с бытом и жизнью народов севера.

А по приезду в Санкт Петербург Журавский делится полученными сведениями с неким геологом Чернышевым, и физиологом Тимирязевым,  ведь тогда к профессорам студенты ходили запросто, так чайку попить, об жизни рассказать.

Но данная поездка на севера из лощенного Петербурга, перевернула полностью жизнь молодого студента.. В 1903 году Журавский, снова за свой счет с первым пароходом добирается на Печору, и два месяца с оленеводами мотается по Большеземельной тундре, изучая её богатства и людей.

Дом в Усть-Цильме в котором жил Журавский

В ходе скитаний по Северам Андрей знакомиться в селе Усть-Цильма с семьей местного исправника А.И.Рогачева, где приметив его дочку Веру, фактически открыл знакомство по переписке, и не имея интернета, запудрил так мозги сельской девчушке, что уже 7 января 1904 года на зимних каникулах венчается с ней в Троицком соборе города Архангельска.

Чес слово поражен, без скайпа, и с плохой почтой, надо же так умудриться окрутить девушку. Тут с инетом с не знаю как пару комплиментов связать, а этот пройдоха даже тещу в себя влюбил..которая и привезла дочушку под венец..

Зато вдохновленный удачным венчанием, свои последние 2500 рублей Журавский вкладывает в экспедиционное оборудование, и увлекает с собой на Печору еще нескольких приятелей будущих знаменитостей Андрея Григорьева, Дмитрия Руднева, да Михаила Шпарберга.. Охмурив наверное своих приятелей, мол там такие северные девахи что закачаешься, с их помощью Журавский провел серьезные исследования по геологии, зоологии, ботанике, и минералогии, была составлена карта Большеземельной тундры, до данной экспедиции это было просто белое пятно на карте Севера..

Карта составленная Журавским

Был открыт и описан новый горный хребет Адаг-Тельбей отрог Урала, в последствии названный хребтом Чернышева, кам сказать подарок профессору. Были так же открыты месторождения бурых углей, собраны большие экспедиционные коллекции. Полученные Журавским сведенья опровергали бытовавшую тогда теорию о геологическом строении данного района Севера..

вах, только представьте, начало 20-го века, русские уже Антарктиду открыли, Миклухо-Маклай Гвинею дарил миру, а рядом с Петербургом на европейском Севере было одно огромное пятно. В Америке уже забыли про золотую лихорадку на Аляске, а в Петербурге, не знали что у них твориться под носом, собирались экспедиции на землю Санникова, и открывали новые хребы нА Урале.

Ученный Совет императорского Русского Географического общества, по достоинству оценил труды молодого студента, которого в 23 года по рекомендации академика П.П. Семенова-Тян-Шанского А.В.Журавский был принят в члены Общества.

Но уже в масленицу 1905 года вместо того что бы делать революцию, Журавский вместе с приятелем Шпарбергом, на сто государевых рублей, едет в полугодовую экспедицию, по изучению низовьев Печоры, и побережья Баренцева моря, до острова Вайгач. Экспедиция чуть не закончилась трагически. карбас с молодыми студентами попав в шторм был выброшен на берег в устье реки Песчанки. где сейчас нефть блин добывают.. Отсюда приятели с командою, пешочком по тундре отправились на юг, около 400 км, по тундре до реки Усы, левому притоку реки Печоры..

На северных берегах Печоры.

После такой экспедиции А.В.Журавский получил аудиенцию у князя Бориса Борисовича Голицына, председателя Ученого комитета министерства сельского хозяйства и директора Главной физической обсерватории России, который высоко оценил результаты экспедиций и с тех пор неизменно покровительствовал молодому ученому. Тогда же вышла из печати и первая научная работа А.В.Журавского. 20 декабря 1905 года в Большом зале Академии наук в присутствии академиков, руководителей научных обществ, великих князей - Президента Российской Академии наук Георгия Михайловича и Президента Императорского Русского географического общества Константина Константиновича - за выдающиеся заслуги перед отечественной наукой ему была присуждена золотая медаль имени Н.М.Пржевальского. М.И.Шпарберг получил серебряную медаль имени П.П.Семенова-Тян-Шанского.

Медаль Журавского в его музее

Студенту Журавскому 23 года, у него есть большая квартира в столице вместо того чтобы наслаждаться жизнью с молодой женою, сей чувак, мотается с оленеводами по тундрам, где надо заметить, в те времена, поставляли настоящий табак в фактории, который по эффекту был крепче любой мариуханы. иначе чем еще возможно объяснить сие странное поведенье молодого студента, ну не за запахом же тайги, он мотается по северам..

Но поехали дальше, нудно и дотошно попытаемся понять что творил сей обкуренный тип...

В марте 1906 года Журавский пробивает в Академии наук решение об открытии в Печорском крае, в селе Усть-Цильма.. естественно-исторической станции. Ее заведующим назначили А.В.Журавского. Это было первое научное учреждение на Приполярном Севере России.. И как уже обычно, решение об организации станции руководство Академии приняло, однако средств на приобретение инвентаря и комплектацию книгами не выделило. Андрей тратил на благоустройство свои последние сбережения. Вскоре появились и первые сотрудники. Так, переселенец из Тверской губернии А.С.Соловьев начал заниматься акклиматизацией здесь сельскохозяйственных культур. Денег ему не платили, и он работал за половину выращенного урожая.. Министерство просвещения наградило нескольких помощников Андрея Владимировича из местных жителей медалями "за полезные труды в экспедиции Журавского".

Вот так смывается временем память. 

Экспедиция 1906 года по изучению природных ресурсов, истории и быта народов Севера России, условий ведения здесь сельского хозяйства оказалась самой длительной и наиболее значительной по научным результатам. В долинах рек Уса и Воркута обнаружили залежи каменного угля, лигнитов, битуминозных известняков, указывающих на наличие НЕФТИ, месторождения аметистов, дымчатого топаза, горного хрусталя, агатов. К началу зимы перевалили через Урал в Сибирь и догнали пустозерских оленеводов, пасших в низовьях Оби свои стада. Вместе с одним из них отправились изучать древние ненецкие святилища на полуострове ЯМАЛ.

Кто то помнится в Крым летал на самолетах одноименной компании.

Здесь была собрана богатейшая коллекция предметов ненецкой культуры - деревянные божества-болваны, шаманские бубны и одеяния, детские игрушки, комплекты женской одежды с национальным орнаментом. Тщательно записаны ненецкие предания и легенды. С Ямала на оленьих упряжках достигли Енисея, пересекли его, прошли по рекам Верхняя и Нижняя Таймыра, побывали на озере Таймыр и за хребтом Бырранга. Оттуда возвращались вдоль границы лесов, нанося ее на карту, что позволило впоследствии проследить закономерности распространения лесной зоны на север. В канун Рождества прибыли в Пустозерск. Собранные коллекции уже едва помещались на десяти возах.

Между тем денег на поддержание нормальной работы станции по-прежнему не хватало. В 1907 году от полного краха ее спасли присланные из Харькова дядей А.В.Журавского 2000 рублей: Журавский смог оплатить закупки семян в разных регионах России, наем помещений и сотрудников. Но на продолжение учебы в университете средств не осталось и А.В.Журавского отчислили с последнего курса.

Аминь, ибо за запахом тайги на север едут только дураки.

К тому времени на опытных участках станции в парниках и открытом грунте уже выращивались те же сельскохозяйственные культуры и кормовые травы, что и в Подмосковье, причем их урожайность в три раза превышала подмосковную. На станции разработали технологию районирования картофеля.

Газета "Новое время" 4 сентября 1910 года писала: "Печорская естественно-историческая станция начиная с 1906 года успела ввести в цикл туземных культур целый ряд растений, которые раньше считались на севере "безнадежными". Даже по официальной статистике земледелие в Печорском уезде распространяется очень заметно: так, посевы ржи за это время возросли в 10 раз, ячменя - в 9, а картофеля - в 18 раз". В другом номере та же газета сообщала, что "урожаи новой на Печоре культуры - картофеля при содействии А.С.Соловьева возросли в 10-15 раз". .А.Тимирязев направил В.А.Журавскому письмо, в котором высоко оценил его работу.

Лучше бы денег профессор бы подкинул.

Несмотря на хроническую нехватку средств, станция расширяла свою деятельность. Были открыты маслозаводы в усинских селах Новик-Бож и Колва, откуда масло отправляли в Архангельск. Урожаи выведенного здесь местного сорта лука оказались настолько велики, что многие сотни пудов его вывозили на продажу. Немало успехов имела станция и на поприще изучения культурно-исторического прошлого Печорского края. Найденные в экспедициях предметы быта и культуры старообрядческого населения Пижмы, Усть-Цильмы и других селений явились украшением экспозиции петербургского Этнографического музея имени Петра I. Уникальное собрание древних костяных самоедских поделок - от молотка, изготовленного из позвонка мамонта, до иголки - было отмечено денежными премиями, медалями и почетными грамотами Академии наук и Географического общества. Заметим, что за 60 лет существования Императорского Русского географического общества его наград удостоились всего 26 человек.

14 ноября 1908 года в Санкт-Петербурге, в здании министерства сельского хозяйства, на Всероссийском совещании по организации сельскохозяйственного опытного дела доклад А.В.Журавского был с энтузиазмом встречен корифеями отечественной агропромышленной науки: Д.Н.Прянишниковым, В.В.Винером, В.В.Зеленским, В.П.Горячкиным, К.Д.Глинкой, Е.Ф.Лискуном и другими. После совещания Андрея Владимировича пригласили к премьер-министру П.А.Столыпину. Петр Аркадьевич внимательно выслушал молодого ученого и всецело поддержал разработанную им программу промышленного и социального развития края: организация ветеринарно-бактериологической станции для борьбы с сибирской язвой, освоение нефтяных месторождений Ухты, строительство двух железных дорог - Северо-Печорской и Печорской. На нужды станции на ближайшие шесть лет было обещано отпустить более 280000 рублей.

Вот чего так добивался Журавский еще сто лет назад. Железная дорога проложена вплоть до Ямала. Правда сделали это не царь и не Столыпин.

На нефтяных промыслах Печорского края, о чем писал Журавский.

12 января 1909 года А.В.Журавского в Царскосельском дворце принял император Николай II. Надо полагать, тому немало способствовал недавний выход из печати (Архангельск, 1908) ряда важных социально-экономических работ Андрея, названия которых говорят сами за себя: "Печорская естественно-историческая станция при Императорской Академии наук. Ее задачи и история возникновения"; "Приполярная Россия. Нефть в бассейне Печоры"; "Приполярная Россия в связи с разрешением общегосударственного аграрного и финансового кризиса (экономический потенциал Севера)"; "К проблеме колонизации Печорского края"; "Климат и урожай на Печоре".

Тундра как и сто лет назад, с борта вертолета, с тех самых мест по которым вышагивал Журавский

Особо здесь следует выделить оригинальный труд под названием "Самоедское право. Материалы для законодательных предположений": свод юридических актов, регламентирующих жизнь и принципы хозяйствования коренных народов Русского Севера, а также их взаимоотношения с губернской администрацией. Весной 1909 года Переселенческое управление начало через архангельские банки перечислять деньги на нужды станции.

Однако местные чиновники, несмотря на то, что деньги выделялись правительством, считали неразумным тратить столь значительные суммы на "пустые затеи" Журавского. Поэтому на имя Андрея Владимировича из Архангельска оказалась перечисленной всего 21000 рублей (между тем из Петербурга уже выехала многочисленная Северо-Печорская экспедиция). Более того, прибывшая в сентябре комиссия Главного управления землеустройства и земледелия решила закрыть станцию. В губернском центре, да и в Петербурге не всеми приветствовались идеи А.В.Журавского. Его взглядов не разделяли некоторые известные российские ученые - профессор К.Ф.Жаков, будущий академик Л.С.Берг; в последние годы их стал критиковать и Ф.Н.Чернышев. Отнюдь не приветствовали деятельность А.В.Журавского архангельский губернатор И.В.Сосновский и многие чиновники его администрации. Хотя в защиту Андрея Владимировича выступили такие авторитеты, как океанолог и картограф Ю.М.Шокальский, Б.Б.Голицын, основоположник российской климатологии А.И.Воейков, начальник Главного управления землеустройства и земледелия князь Игнатьев, работу экспедиции и финансирование станции прекратили.

Одна из главных причин состояла в том, что противники Журавского в деле освоения природных богатств Русского Севера ориентировались не на русские, а на английские, шведские и норвежские фирмы и компании.

Случаем, нечего не напоминает?

Перекачка большой и тяжелой нефти Печорского края. единственные в мире нефтяные шахты находятся здесь на Ярегском титано-нефтяном месторождении. Такого состава нефти нет нигде больше в мире.

Но вопреки всему. 1 января 1911 года в Усть-Цильме открылась новая станция - сельскохозяйственная опытная. Фактически это было прежнее учреждение, только под другим названием. Летом сюда приехали первые дипломированные специалисты - помощник агронома и две выпускницы высших сельскохозяйственных курсов. В том же году Печорская сельскохозяйственная станция участвовала в Санкт-Петербургской агровыставке и удостоилась золотой медали "за развитие овощеводства в арктической зоне". В 1912 году на станции начались постоянные метеорологические и агрометеорологические наблюдения.

Хотя в 1913 году И.В.Сосновского на посту архангельского губернатора сменил С.Д.Бибиков, с которым А.В.Журавский как будто смог найти общий язык, все же в губернской администрации у Андрея Владимировича оставалось множество недругов. Они не могли смириться с тем, что он настойчиво продолжал отстаивать приоритет русских промышленников и предпринимателей перед иностранцами в области освоения природных богатств Русского Севера. Масла в огонь подлила серия фельетонов А.В.Журавского "Северные авантюристы", где высмеивались бюрократический стиль и продажность местных начальников. В конечном счете это привело к трагической гибели ученого-энтузиаста, патриота Андрея Владимировича Журавского. 15 августа 1914 года в Усть-Цильме на пороге созданной им станции его застрелил агент жандармского управления Н.И.Задачин, работавший здесь писарем.

Вот и весь логический конец всех странных людей. Это вид с последнего пристанища Журавского.. разве стоило ради этого ложить свою жизнь, когда была квартира в столицах, и теплое место в кабинетах?  

Итог устремлений всех странных людей, дорога в никуда

От Столыпина и царя к убийству жандармским управлением, на пороге своего детища. И что кто нибудь об этом вспомнит..

К удивлению да.. местные жители села Усть-Цильма до сих пор ухаживают за могилой молодого ученного..32 лет не было ему..

Очень высокий берег Печоры, на месте последнего пристанища Журавского 

могила очередного Мальчиша-Кибальчиша, как в сказке находиться на высоком берегу реки Печора, что бы все проходящие и пролетающие суда могли отдать дань памяти странному человеку, променявшего свою жизнь на Север и Арктику.

На скорбное место ведет, вот такая лестница, это где то её середина..

Что бы мы, его потомки могли пользоваться его трудами..

Говорят странные люди, что А.В. Журавский явил всем нам пример самоотверженной и плодотворной работы на благо всего общества. Именно благодаря таким людям происходят поистине великие свершения.

 Ледяной мост через реку Печора, с естественной подсветкою..