22 июня – день скорби и гордости за наш народ

Евгений ПОПОВ

ГОД 70-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Это очень правильно, что в России не забыли этот черный день — день, когда «Киев бомбили, нам объявили…». Фашистская Германия подло нарушила все международные договоры, без объявления войны напала на нашу Родину. Победа досталась нашему народу дорогой ценой… Что же касается поражений Красной Армии в начальный период войны, то обличители забывают простую вещь: причиной военных неудач может стать или слабость своих Вооружённых Сил, или военная мощь противника.

Мощь армии выражается не только в количестве боевой техники, скорости и маневренности истребителей или грузоподъёмности бомбардировщиков, длине стволов танковых пушек и толщине брони танков. В первую очередь, это уровень организации и подготовки войск к предстоящим боевым действиям.

Вермахт 1939 — 1941 годов, с лёгкостью громивший всех противников, был очень силён, а на России споткнулся, остановился и, огрызаясь, вернулся туда, где зародился. Если разгром Польши стоил немцам 16 663 убитых и пропавших без вести, наступление на Западном фронте и разгром Франции в мае-июне 1940 года — немногим более 45 тысяч, то первая же неделя боёв против СССР обошлась германским войскам в 22 900 убитых и пропавших без вести, что превышает их потери за всю польскую кампанию. К концу августа 1941 года потери на Восточном фронте превысили все немецкие потери, понесённые с начала II Мировой на всех других фронтах.

 Сразу попытаюсь понять мотивы поведения И. Сталина на его отказ провести предварительную мобилизацию и/или самому напасть на Германию.

 Сталин полагал, что Германия не повторит ошибки 1914 года. Однако аналогично размышлял и Адольф Гитлер, а заодно с ним практически вся военно-политическая верхушка III Рейха, уверенные в силу этого, что Советский Союз чувствует себя в безопасности от нападения, а значит и не окажет существенного сопротивления.

Планируя нападение на СССР, фюрер вовсе не собирался воевать на два фронта. Он намеревался в кратчайшие сроки разгромить Советский Союз, чтобы развязать себе руки для решительного наступления на Великобританию, а заодно вывести из игры США.

31 июля 1940 года Гитлер сформулировал цели и задачи войны против СССР следующим образом: «Мы не будем нападать на Англию, а разобьем те иллюзии, которые дают Англии волю к сопротивлению. …Надежда Англии — Россия и Америка. Если рухнут надежды на Россию, Америка также отпадет от Англии, так как разгром России будет иметь следствием невероятное усиление Японии в Восточной Азии».

Главным импульсом всей военной политики Гитлера являлась старая, ещё наполеоновская идея, разбить Англию, разгромив Россию.

Для достижения поставленных целей военную кампанию требовалось провести в максимально сжатые сроки. «Блицкриг» — не желаемое, а вынужденное решение, единственно возможный для Германии путь к победе над Советским Союзом и в целом к достижению мирового господства.«Операция имеет смысл только в том случае, если мы разобьем это государство одним ударом», — утверждал Гитлер, и здесь он был совершенно прав.

 Удар был чудовищно силён, и он не достиг силы только благодаря стойкости Красной Армии. Так, по словам начальника оперативного отдела Верховного главнокомандования вооружёнными силами Германии генерал-полковника А. Йодля, «окружённые русские армии оказывали фанатическое сопротивление, несмотря на то, что последние 8 - 10 дней были лишены какого либо снабжения. Они питались буквально корой и корнями деревьев, так как отошли в непроходимые лесные массивы и попали в плен уже в таком истощении, когда были едва ли в состоянии передвигаться».

Гитлер исходил из искаженных, а подчас фантастических представлений о военном и экономическом потенциале СССР, хотя я думаю он и не подозревал, что его внешняя разведка «Абвер» давала ту информацию, которой он хотел верить, а не ту, которая была в действительности.«Следует ожидать, — заявлял фюрер в беседе с командующими армиями 5 декабря 1940 года, — что русская армия при первом же ударе немецких войск потерпит еще большее поражение, чем армия Франции в 1940 году».

Неудивительно, что первые недели войны на Востоке преподнесли политическим и военным руководителям III Рейха массу неприятных сюрпризов. 21 июля Гитлер признался в приватной беседе, что если бы его заранее проинформировали о том, что русские произвели такое большое количество вооружений, то он не поверил бы и решил, что это дезинформация.

4 августа фюрер снова удивляется: сведения о производстве Советами танков, которые ему докладывал Гудериан, соответствуют действительности, и честно признаётся, что принять решение о нападении на СССР ему было бы значительно труднее, если бы он не сомневался в их достоверности. Короче, всё по пословице: кого Юпитер хочет погубить, того он лишает разума. В том же августе 41-го Геббельс делает поразительное признание в своём дневнике: «Мы серьезно недооценили советскую боеспособность, и, главным образом, вооружение советской армии. Мы даже приблизительно не имели представления о том, что имели большевики в своем распоряжении».

В верхушке рейха вряд ли существовали сомнения на сей счет. Уже 29 ноября 1941-го министр вооружений Тодт заявил фюреру: «В военном и военно-политическом отношении война проиграна». А ведь время «Ч», используя терминологию русской (советской) армии, для Берлина еще не наступило. Спустя несколько дней после заявления Тодта, как будто подтверждая его мысли, 5 декабря Красная Армия перешли в контрнаступление под Москвой. Минула еще неделя, и Германия, после нападения Японии на Пёрл Харбор, как её союзник, объявила войну Соединенным Штатам. То есть замысел войны — разгромить Советский Союз, нейтрализовав тем самым США и развязать руки Японии, чтобы в конечном счете добиться капитуляции Великобритании, рухнул окончательно.

Современные немецкие военные историки и битые генералы Вермахта в своих мемуарах в большинстве своём считают, что к мировой войне Германия была не готова, хотя всё-таки делают заявку на недостаточную, по их мнению, подготовку к агрессии. Краткое резюме их выводов:оглядываясь назад, можно без преувеличения сказать, что экономически война была проиграна Германией еще в 1940-1941 годах. Ни мощь вооруженных сил, ни производительность военной промышленности не были доведены до наивысшего возможного уровня, и потерянное тогда время уже не могло быть наверстано. Оказывается, готовились плохо, ни слова нет о неприемлемости нападения.

Вот о танках, количеству которых так удивлялся фюрер, мы сейчас и поговорим, поскольку основным скальпелем всех наземных операций Вермахта с 1939 года были танковые части.

Это только в военных компьютерных играх танки идут на танки, в реальной войне танк с танком практически не воюет. Танк — это машина, придуманная для того, чтобы помочь пехоте преодолеть оборону противника в виде стрелков, пулеметчиков и артиллеристов, засыпающих вражеских наступающих солдат пулями и снарядами. То есть танк – это машина прямой грубой силы, которая может в разумной степени игнорировать противодействие противника, обстреливающего его пулями и снарядами, а если сказать проще, то иметь определённый запас неуязвимости от огня противника.

 Встречные массовые танковые сражения в 1941- 1942г.г. были редкостью. Гораздо чаще танк натыкался на батарею противотанковых пушек, ведущих по нему огонь, или пехотинцев с ПТР …и тогда вопрос о толщине его брони был куда важнее, чем то, какого калибра у него пушка.

Поэтому просто предлагаю оценить количество танков с противоснарядной защитой в армии вторжения на 22 июня 1941 года и сравнить с танками РККА…

 Итак, по состоянию на 22 июня 941года на границе имелось*:

11111111111

— средних Т- IV — 439 штук. Лобовая броня — 30 мм или 50 мм. 

"Результаты обстрела немецкого танка T-IV из 45-мм пушки обр. 1934 г. …45-мм бронебойный снаряд, при стрельбе из пушки обр. 1934 г., пробивает лобовую броню толщиной 50 мм с предельной дистанции 50 метров".

— средних Т- III — 976 штук. (более 700 танков с броней с лобовой броней 50 или 60 мм) "Результаты обстрела немецкого танка Т-III из 45-мм пушки обр. 1934 г. бронебойным снарядом… 45-мм бронебойный снаряд 60 мм лобовой брони не пробивает на любой дистанции."

— штурмовых орудий на базе Т- III (StuG III) — 252 штук. Лобовая броня до 50 мм. Броня бортов - до 30 мм. Выводы: предлагаю посмотреть абзацем выше.

 — легких танков 38(t) с 50 мм лобовой броней — не менее 275 машин. «Результаты обстрела чехословацкого танка „Прага“ 38Т из 45-мм пушки обр. 1934 г. бронебойно-трассирующим снарядом… 45-мм бронебойно-трассирующий снаряд лобовую броню 50 мм пробивает (ТОЛЬКО) с дистанции 200 метров." 

— САУ на базе трофейного французского танка 35R(f) — 93 штуки. Броня корпуса до 30-40 мм. Броня рубки — 20-25 мм.

— тяжелых огнеметных танков на базе французских В-1bis -24 штуки. Лобовая броня 60 мм.

Броня корпуса — до 60 мм. Танк исключительно живучий — так, например один из французских B-1bis в бою в мае 1940 года получил 140 попаданий, и при этом не был выведен из строя ни один жизненно важный модуль машины.

— средних танков "Сомуа" S-35 - 33 штуки. Лобовая броня 56 мм (башня) и 36 мм (корпус)

— легких пехотных танков "Гочкис" H-35\39 — 41 штука. Лобовая броня — 40-45 мм.

Броня борта — до 44 мм.

— не менее 250 танков T-II с усиленной броней. Начали его делать с лобовой броней в 15 мм, но уже к 1941году он был модернизирован, новые танки делали с лобовой броней в 30 мм, а на старые накладывали дополнительные 20 мм броневые плиты....

Точное число танков T-II с лобовой броней от 30 мм и более на 22 июня 1941года на границе установить трудно.

Однако, учитывая производство танков с усиленной броней и модернизацию уже имеющихся — как минимум 250 танков T-II c лобовой броне 30-35 мм были на границе.

И, кстати, 30-мм броня в сочетании с 20 — мм танковой пушкой и бронебойным подкалиберным снарядом позволяли уничтожать самые массовые танки РККА БТ и Т-26 на дальних дистанциях боя....об этом варианте посмотрим ниже по тексту.

— огнеметных на базе Т-II — 84 штуки. Лобовая броня - 30 мм. Броня борта — до 20 мм. 

— Т-28 - 2 штуки. Лобовая броня — 30 мм. Танк средний,…но не очень современный: его 30 мм броню наша 45-ка пробивала с расстояния в 500-700 метров. Тем не менее, для того что бы вывести танки с ПРОТИВОСНАРЯДНОЙ броней, в этом случае, как и в тех что ниже…нужна была именно пушка.

— R-35 - 76 штук. Лобовая броня - 40 мм. Броня борта - до 40 мм.

ИТОГО - КАК МИНИМУМ 2545 танков и САУ Вермахта и германских союзников имели противоснарядное бронирование и могли противостоять с разной степенью успешности противотанковой артиллерии. Всего же танков, если сюда приплюсовать и с противопульной броней, командирских и т.д., на стороне Германии насчитывалось 3900 штук.

А РККА? Читатель, может мне напомнить, что на 22 июня 1941года в РККА в Приграничных округах было 12 208 танков. Но, есть один маленький нюанс – это толщина брони (лобовой).

Т-27 - 10 мм

«Плавающие танки» Т-37, Т - 38, Т- 40 - от 8 до 15 мм

Т-26 – 15 мм, данные танка смотрите в таблице внизу.

БТ – до 22 мм, данные танков смотрите в таблице внизу.

РККА имел средних и тяжёлых танков с противоснарядным бронированием на 22 июня 1941года:

— 892 — Т-34, данные смотрите внизу в таблице.

— 504 – КВ, данные смотрите внизу в таблице. Читать дальше