Чему быть, того не миновать

На модерации Отложенный

Есть, то чего могло-бы и не быть, хотя вероятность этого мала.

В свое время советская элита пошла по пути отказа от модернизации советской экономики, от решения проблем эффективности инвестиций, проблем внедрения новых технологий и за счет высоких мировых цен на нефть решила поддерживать экономику СССР. Фактически тогда СССР был встроен в мировой рынок в качестве поставщика сырья. Более того, союзникам СССР, так же было отказано в модернизации, а экономика их подпитывалась постоянными кредитами, гарантом которых был СССР и его нефте-газовая труба. Получаемые средства шли на закупку ширпотреба, а собственная легкая и обрабатывающая промышленность выполняла план по валенкам и галошам, а также станкам с чугунными станинами (одно время план спускался в тоннах).

Складывалась управляющая структура экономики на основе министерств и ведомств, а сама экономическая структура все более тяготела к сырьевым отраслям.

К чему я все это пишу. Просто результат описанных выше процессов мы видим в экономике России сейчас. Мертвая и полумертвая легкая и обрабатывающая промышленность, из которой бывшие руководители министерств и их партийные подельники выкачали все ресурсы и знаменитая нефтянка, принадлежащая все тем же — партийной и промышленной бюрократии.

По сути смены собственника не произошло. Советской партийной и производственной номенклатуре необходимо было закрепить активы в свою собственность на иных, правовых началах. Для этого необходима была смена политического режима и идеологии.

Уже к 80 м вполне буржуазная наша элита нуждалась в легимитизации права частной собственности на буржуазных основаниях.

Процесс этот естественным образом требовал механизма согласования интересов, а с утратой политического влияния компартии таким механизмом становилась либерализация политической жизни. Процесс пошел по вполне классической схеме истории западно-европейских буржуазных государств, когда либеральная идеология являлась духовным фундаментом эмансипации, а затем и прихода к власти буржуазии. Круг замкнулся и Россия, с точки зрения общественно-политической системы, вернулась в 1917 год. И если развитие капитализма в России до 1917 года при сохранении национальной монархии было возможно еще по пути индустриализации с учетом интересов страны, то с 90-х Россия прочно заняла место периферии капиталистического мира.

Мы получили олигархическо-бюрократическую систему с элементами демократии и рыночной экономики, но при этом мы сырьевой придаток капиталистического центра. Все в соответствии с классиками марксизма — капитализм приспосабливает свою перефирию под собственные нужды и пионерами этого процесса идут национальные элиты.

Чего мы хотим?

Наверное хотим все мы, или большинство нас,видеть наше государство экономически развитым, независимым, а народ равноправным участником его управления. Можем ли мы всего этого достичь с помощью участия в существующей мировой экономической системе. Поможет ли нам национализация основных отраслей промышленности или панацеей является свободный рынок. Быть может нам необходим период автаркии с ограничением политических и экономических свобод для мобилизации экономики для очередного прорыва.

Что будем делать ?