Антуан де Сент-Экзюпери про маленького ... Моцарта

На модерации Отложенный

 



Сегодня 115 лет со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери. Первое, что приходит в голову при его упоминании это слова из "Маленького принца": "Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил". Но трудно понять, про кого эта повесть, если не прочитать его другое произведение "Планета людей".

Конечно, я бы рекомендовал прочесть его целиком. Но для тех, кому «не хватает времени», приведу наиболее интересные выдержки. Актуальность их до сих пор поражает. Полагаю что теперь эти строки стали ещё более актуальными.

Про попсу.
Однажды в  России  я слышал -  на заводе  играли  Моцарта.  Я  об  этом
написал. И  получил  двести ругательных писем. Меня не  возмущают  те,  кому
больше  по  вкусу кабацкая  музыка. Другой они  и  не  знают. Меня возмущает
содержатель кабака. Не выношу, когда уродуют людей.

Про манипуляцию общественным мнением.
Чтобы  понять  человека,  его  нужды  и стремления,  постичь  самую его
сущность, не надо противопоставлять друг другу ваши очевидные истины. Да, вы
правы. Все вы правы. Логически можно доказать все что угодно. Прав даже тот,
кто во  всех несчастьях человечества вздумает  обвинить  горбатых.  Довольно
объявить войну  горбатым - и мы сразу воспылаем ненавистью к ним. Мы  начнем
жестоко  мстить горбунам за все их преступления.  А среди горбунов, конечно,
тоже есть преступники.


Про опасность неоязычества
Можно   откопать   забытых   деревянных   идолов,   можно    воскресить
старые-престарые мифы, которые, худо ли, хорошо ли, себя уже показали, можно
снова внушить людям  веру  в  пангерманизм  или  в  Римскую  империю.  Можно
одурманить  немцев  спесью,  от- того  что они  - немцы  и  соотечественники
Бетховена.  Так можно вскружить голову  и последнему трубочисту.  И это куда
проще, чем в трубочисте пробудить Бетховена.
Но эти идолы - идолы плотоядные.




Про истину и здравый смысл
Истина не лежит на  поверхности. Если на этой почве, а не на какой-либо
другой  апельсиновые деревья пускают крепкие корни  и приносят щедрые плоды,
значит, для апельсиновых деревьев эта  почва и есть истина.  Если именно эта
религия,  эта  культура,  эта  мера  вещей,  эта  форма деятельности,  а  не
какая-либо  иная  дают  человеку  ощущение   душевной  полноты,  могущество,
которого  он в себе  и не подозревал,  значит, именно  эта мера  вещей,  эта
культура, эта  форма  деятельности и  есть истина человека. А здравый смысл?
Его дело - объяснять жизнь, пусть выкручивается как угодно.

Про «спящих» героев.
На те же порывы  и стремления способен едва ли не каждый человек. Всем нам знакомы
лавочники, которые  в грозный  час кораблекрушения или пожара вдруг проявили
нежданное величие духа.  И они не обманываются, они понимают, что свершилось
нечто важное, переполнившее душу: тот пожар так  и останется лучшим  часом в
их жизни. Однако больше случая не представилось,  не оказалось благоприятной
почвы, они не обладали той верой, теми убеждениями, что требуют подвига, - и
вновь они  погрузились в  сон,  так и  не  поверив  в  собственное  величие.


Как «спящие» герои пытаются проснуться.
Когда  приходит пора диким уткам  лететь в  дальние страны, на  всем их
пути  прокатывается  по  земле  тревожная   волна.  Домашние  утки,   словно
притянутые летящим треугольником, неуклюже подскакивают  и хлопают крыльями.
Клики тех,  в вышине, пробуждают  и в  них что-то давнее, первобытное. И вот
мирные  обитательницы фермы на краткий миг становятся перелетными птицами.


Про любовь.
Мы  дышим полной грудью лишь тогда,  когда связаны с нашими  братьями и
есть у нас  общая цель; и мы знаем по опыту: любить - это не значит смотреть
друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении.

Товарищи
лишь те, кто единой связкой, как альпинисты, совершают восхождение на одну и
ту же вершину,  -  так они и  обретают  друг друга.


Про свободу.
Мы  хотим  свободы. Тот, кто работает киркой,  хочет, чтобы в каждом ее
ударе  был смысл.  Когда  киркой работает  каторжник, каждый  ее удар только
унижает каторжника,  но  если  кирка  в  руках изыскателя,  каждый  ее  удар
возвышает изыскателя.  Каторга не  там, где работают  киркой. Она  ужасна не
тем, что  это тяжкий труд.  Каторга там, где удары кирки лишены смысла,  где
труд не соединяет человека с людьми. А мы хотим бежать с каторги.


Про культуру и гениальность
У тех,  для  кого  культура  сводится  к  затверженным
формулам, представление  о ней  самое убогое. Последний школяр на  отделении
точных наук знает о законах природы куда больше, чем знали Декарт и Паскаль.
Но способен ли школяр мыслить, как они?


Про смысл жизни и счастье
Когда  мы  осмыслим  свою  роль  на  земле,  пусть  самую  скромную   и
незаметную, тогда лишь  мы  будем счастливы.  Тогда лишь  мы  сможем  жить и
умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.



Про обещанного мною в заголовке, маленького Моцарта.
Сажусь напротив спящей семьи. Между отцом и матерью кое-как примостился
малыш. Но вот он поворачивается во сне, и при свете ночника я вижу его лицо.
Какое  лицо!  От  этих  двоих родился  на свет  чудесный  золотой  плод. Эти
бесформенные тяжелые кули  породили чудо изящества и обаяния.  Я смотрел  на
гладкий  лоб,  на  пухлые  нежные губы  и  думал:  вот  лицо музыканта,  вот
маленький Моцарт,  он  весь  -  обещание! Он совсем как маленький  принц  из
сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал
самые смелые  надежды!  Когда в саду, после  долгих поисков, выведут наконец
новую  розу, все садовники приходят в волнение. Розу  отделяют  от других, о
ней неусыпно  заботятся,  холят ее  и лелеют.  Но люди растут без садовника.
Маленький Моцарт,  как и  все, попадет под тот же чудовищный пресс. И станет
наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречен.
Я вернулся в свой вагон. Я говорил себе:  эти люди не страдают от своей
судьбы. И  не сострадание меня мучит.  Не  в том дело, чтобы проливать слезы
над вечно  незаживающей язвой.  Те, кто  ею поражен,  ее  не чувствуют. Язва
поразила  не отдельного человека, она разъедает человечество. И не верю я  в
жалость. Меня  мучит забота садовника. Меня мучит не  вид нищеты, -  в конце
концов  люди свыкаются  с  нищетой, как  свыкаются с  бездельем. На  Востоке
многие поколения живут в грязи и отнюдь не чувствуют себя несчастными. Того,
что меня мучит, не  излечить  бесплатным супом  для  бедняков. Мучительно не
уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но  в каждом из этих
людей, быть может, убит Моцарт.



И, -- выводы.


Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.


Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.

«Планета людей», в своей основе, очень похожа на «Маленького принца». Только эта книга уже для повзрослевших, про реальные, а не вымышленные события. Может именно поэтому, большинство с упоением говорят про «Маленького принца». Ведь читая её легче не просыпаться, чем читая «Планету людей».