Левиафан: «он царь над всеми сынами гордости» (Иов 41:26).
На модерации
Отложенный
Если смотреть фильм с биосоциального (плотского) уровня, то ничего, кроме банальной «чернухи» конечно же в нём не увидишь. Но Звягинцев попытался использовать ситуацию из Библейского Иова, и великолепно выразил сакральные Библейские истины. Правда сам этого, вероятно, не понял, коли объяснял в телевизионном интервью образ «Левиафана» коррупционностью власти и церкви.
Две тысячи лет назад Иисус проповедовал: «не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут» (Мат. 6:19). Ветхозаветного Иова тоже Бог учил, что нет никакой ценности в материальных вещах, они все преходящи. Сегодня у тебя есть дом, жена, ребёнок, ты вроде бы свободен, но завтра, или послезавтра, или через 30 лет, - это не важно, - у тебя это всё отнимется сразу или частями, - это тоже не важно, - и что ты будешь иметь? «Голым ты пришёл на землю, голым и уйдёшь». «Из праха (физической материи) ты соделан – в прах и вернёшься».
В фильме очень выразительно показана непоколебимость безжизненных скал, мощь ледяных волн прибоя, в которых беспомощно и нелепо болтается пустая посудина с яркой окраской, как образ нашей человеческой цивилизации на фоне огромных энергий Природы (Космоса, Бога). У Ларса фон Триера в «Меланхолии», тот же образ бессмысленности и беспомощности всех наших человеческих достижений (шалашик из нелепых жёрдочек) на фоне мощи Универсума. И у Триера и у Звягинцева в фильмах нет Любви (Бога), поэтому остаётся только депрессия, у некоторых даже желание повеситься. Если бы Звягинцев был немного в духовном смысле развит, и немного Любви привнёс в свой фильм (тому же Владыке, который мог произносить в фильме все те же слова, но освящённых духовной мудростью, Любовью), то его с полным основанием можно было бы поставить в один ряд с книгой Иова. Но даже и без этого фильм очень ярко показал, что Бог использует всех атеистов, и всех верующих – «мэра», «Владыку» в своих интересах, и самого Звягинцева тоже.
Некоторые ветхозаветные пророки в Библии, тоже плохо понимали значение своих высказываний и действий, но понимали, что Бог их использует в своих целях. Вот и Звягинцева использовал.
Все творения рук человеческих обязательно прейдут (образ полусгнивших и разваливающихся творений рук человеческих). Сам «Левиафан», как тотальный образ плотских страстей, а не только «коррумпированности власти и церкви», тоже превратится в скелет. Смысл и выход из бессмысленной и бесперспективной плотской жизни в Любви, в духовной Любви. Вот вам Храм, чтобы вспомнили о Любви и Боге! Искали духовных ценностей и не делали трагедию из потери преходящего плотского.
Грех это не «когда ты котёнка поджёг», а когда ты живёшь каждый день своей обычной плотской жизни и не вспоминаешь о Боге (Космосе, и ничтожности человека и человечества на его фоне), и не понимаешь, что в любой момент у тебя всё может быть отнято. И вопрос «за что, Господи?» - это неправильный вопрос. Да ни за что!!! Это нормальный(!), обусловленный естественным законом итог всей биосоциальной жизни. Бывают и более ужасные ситуации, например, Бесланская трагедия! За что?! Или трагедия 11 сентября в Нью Йорке! За что?! Или цунами, землетрясение какое-нибудь - за что?! Каждый день, каждая секунда твоей жизни (и в лишениях, и в тюрьме тоже) - это Чудо!! Люби (верь в Бога), радуйся и благодари ЗА ВСЁ, молись о спасении «прибивающих тебя ко кресту» и будешь уже здесь и сейчас (!), а не после смерти, в Раю.
Библия – это психотерапевтическая книга на все времена. Живя в Духе, возможно пережить любые испытания, оставаясь Человеком в высоком смысле и не прибегая к алкоголю и другим суррогатам «облегчения» жизни.
Если Андрею Звягинцеву дано будет вырасти в духовном смысле, то будет у нас второй Андрей Рублёв. Молюсь за это.
Комментарии