Фото: tourweek.ru
Сергей ТанакянАвтор статьи
Энергопрофицит Армении и недавний бум инвестиций в энергетическую отрасль никак не сказались на уровне тарифов для населения страны. Поэтому протестные акции в Ереване и других армянских городах на первый взгляд кажутся закономерным следствием социальной безответственности властей и неэффективного менеджмента энергетиков.
Но до тех пор пока Армения критически зависит от поставок сырья для производства электроэнергии, рассчитывать на существенное снижение тарифов явно не приходится. А уже в ближайшем будущем страна может стать энергодефицитной – если не удастся увеличить срок эксплуатации Армянской АЭС, истекающий в 2016 году.
Цена вопроса
Чтобы понять всю степень драматизма ситуации с энерготарифами в Армении, можно сравнить эту страну с таким регионом Северного Кавказа, как Дагестан. Основанием для такого сравнения служат сопоставимые средние доходы населения, зафиксированные официальными органами статистики.
В январе-феврале средняя номинальная зарплата в Армении составляла 173 тысячи драмов (примерно 366 долларов по текущему курсу). В Дагестане по итогам прошлого года средняя зарплата равнялась 18,4 тысячи рублей (337 долларов по текущему курсу ЦБ РФ).
Структура потребления первичной энергии в Армении. Источник: moluch.ru
Но в Дагестане тариф на электроэнергию для населения составляет 2,2 рубля (самый низкий в России уровень), а в Армении новые тарифы, вызвавшие протестные акции (48,78 драма, или 5,58 рубля), существенно выше, чем даже в богатой Москве, где жители платят 5,05 рубля за кВт*ч.
Особенно резко высокие энерготарифы бьют по армянским пенсионерам. Средняя пенсия в стране составляет 40 тысяч драмов (порядка 4600 рублей), то есть за каждый потребленный кВт*ч обычный армянский пенсионер должен отдавать примерно 0,1% своей пенсии.
В Армении почти исключена массовая практика хронических неплатежей за электричество, характерная для республик СКФО
Если развивать сравнение с российским Северным Кавказом, нужно отметить, что в Армении практически исключена массовая практика хронических неплатежей за электричество, как в Дагестане, Ингушетии и Чечне. Контроль за энергоплатежами в Армении налажен довольно жесткий – для отключения электричества достаточно нескольких дней просрочки.
Ситуацию усугубляет то, что в городах Армении фактически отсутствует центральное отопление, и жителям приходится самостоятельно отапливать квартиры газом либо электричеством. К счастью, нынешняя зима в Ереване была теплой.
Система электроэнергетики Армении. Источник: m-economy.ru
В противном случае погода могла бы внести свою лепту в протестные настроения еще раньше, усилив недовольство населения девальвацией драма и ускорением инфляции. Еще тогда некоторые эксперты прогнозировали, что это может вызвать всплеск протестных настроений в Армении, и они не заставили себя ждать.
Профицитный товар
Нынешнее повышение энерготарифов в Армении – уже третье за последние два года. Рост стоимости электричества для населения выглядит тем более странно, что страна является энергопрофицитной, то есть производит энергии больше, чем потребляет.
Здесь опять же напрашивается сравнение с Дагестаном, богатым гидроэнергетическими ресурсами. Руководству этой республики удалось добиться от федерального центра самых низких тарифов в стране, причем время от времени дагестанские власти заявляют, что и этот уровень для республики – с ее избытком энергетического потенциала – слишком высок. В Армении же даже в условиях профицита энергомощностей тарифы в последние годы не снижались, а росли.
В прошлом году, как сообщил в середине января министр энергетики и природных ресурсов Армении Ерванд Захарян, в стране было произведено 7750,0 млн кВт*ч электроэнергии. Это несколько меньше, чем, например, в 2012 году, когда выработка достигла 8036,2 млн кВт*ч, но в любом случае энергии с избытком хватало для внутренних потребностей.
Министр энергетики и природных ресурсов Армении Ерванд Захарян. Фото: 1in.am
Согласно официальным данным, в прошлом году на внутреннем рынке Армении было потреблено 4915,83 млн кВт*ч электроэнергии, годом ранее – 4840,91 млн кВт*ч. Армения остается страной с низким уровнем потребления электроэнергии.
По данным международного энергетического агентства (IEA), в год средний житель страны потребляет 1678 кВт*ч – это значительно меньше среднемирового уровня (2933 кВт*ч) и сопоставимо с такими государствами, как соседний Азербайджан, Узбекистан, Египет или Монголия.
Благодаря значительному профициту электроэнергии Армения имеет хорошие возможности для ее экспорта в соседние страны. В 2013 и 2014 годах объем поставок энергии на внешние рынки составил 1305,3 млн кВт*ч (порядка 17% от общего объема производства).
Приманка для инвесторов
Пару лет назад эксперты отмечали, что энергетика Армении способна увеличить экспорт электроэнергии до 4-5 млрд кВт*ч даже без дополнительных инвестиций – просто за счет большей загрузки уже существующих энергомощностей, которые использовались в стране лишь на треть. Это могло дать стране дополнительно более 200 млн долларов в год.
На протяжении последних лет именно энергетика рассматривалась в качестве одной из самых привлекательных отраслей для инвестиций в экономику Армении, прежде всего в сегментах гидрогенерации и альтернативной энергетики. К примеру, в 2012 году в Армении действовали 134 малых ГЭС. Еще 69 находятся в стадии строительства.
Реализация этих проектов должна была увеличить долю малой гидрогенерации в энергобалансе страны с 8% до 14%. Кредиторами ГЭС выступали западные финансовые институты, предоставлявшие средства на весьма выгодных условиях.
Эксперты отмечали, что Армения способна увеличить экспорт электроэнергии до 4-5 млрд кВт*ч без дополнительных инвестиций
Кроме того, довольно серьезные вложения делались в нетрадиционные виды генерации – солнечную и ветряную. В прошлом декабре исполнительный директор Союза работодателей Армении Гагик Макарян заявил, что в 2015 году объем западных вложений в эти сегменты должен составить 1,5-2 млрд долларов.
Ветряная электростанция «Лори-1» на Базумском хребте, в Пушкинском перевале. Фото: wikipedia.org
Не осталась без внимания инвесторов и традиционная генерация. В 2010 году был завершен первый этап модернизации Ереванской ТЭЦ, на техническое перевооружение второго блока планировалось привлечь кредит в 450 млн долларов.
В 2013 году с участием российского президента Владимира Путина был запущен пятый энергоблок Разданской ТЭС, модернизация которого обошлась в 465 млн долларов.
Сети в долговой яме
Однако оптимизм инвесторов никак не сказывался на энерготарифах для населения, которые из год в год продолжали расти. Одновременно обострялись финансовые сложности внутри самой отрасли.
Как сообщил в начале года Ерванд Захарян, из-за неэффективного использования финансовых средств у энергокомпаний Армении образовалась кредиторская задолженность в размере 23,8 млрд драмов (свыше 50 млн долларов по текущему курсу).
Главным слабым звеном в армянской энергосистеме оказалась компания «Электрические сети Армении» (ENA) – стопроцентная «дочка» российской «Интер РАО ЕЭС» (кроме того, этому холдингу принадлежит крупнейшая в стране Разданская ТЭС).
Разданская ТЭС обеспечивает около 40% производимой в Армении электроэнергии. Фото: wikipedia.org
Прошлый год ENA закончила с убытком 10,636 млрд драмов (22,5 млн долларов), а в 2013 году убыток составлял 9,886 млрд драмов. При этом долг генерирующим компаниям за приобретенную электроэнергию достиг 13 млрд драмов (27,5 млн долларов). Кроме того, уровень потерь энергии в армянских сетях составил 14,5% при прогнозном уровне 2%.
Комментируя итоги прошлого года, гендиректор ENA Евгений Бибин признал, что сетевая компания находится в трудном финансовом положении, которое препятствует реализации инвестиционной программы.
Гендиректор ENA Евгений Бибин. Фото: arka.am
При таких убытках и долгах привлечь новые кредиты на строительство и реконструкцию сетей невозможно. А следовательно, единственный путь получить хоть какие-то средства – это повышение тарифов. Здесь, кстати, тоже просматриваются вполне уместные аналогии с российской энергетикой.
Отечественные сетевики так же регулярно жалуются на то, что тарифные ограничения не позволяют им заниматься реализацией инвестпрограмм, а нехватка собственной прибыли загоняет сетевые компании в долги.
У энергокомпаний Армении образовалась кредиторская задолженность в размере свыше 50 млн долларов
Не так давно стало известно о серьезных финансовых проблемах у ряда региональных «дочек» «Россетей» – «Ленэнерго», МРСК Юга, МРСК Северного Кавказа и «Кубаньэнерго», которые руководство сетевого холдинга предложило федеральным властям решить за счет докапитализации на общую сумму 65 млрд рублей. Но возможности Армении в покрытии убытков энергокомпаний, разумеется, несопоставимы с российскими.
Канакерская ГЭС – одна из восьми электростанций на Севан-Разданском каскаде. Фото: wikipedia.org
В начале года удручающее финансовое положение национальной сетевой компании стало для правительства Армении поводом для создания совместно с «Интер РАО ЕЭС» рабочей группы по разработке программы финансового оздоровления ENA.
В конце февраля сообщалось, что президент страны Серж Саргсян и глава «Интер РАО» Борис Ковальчук (сын близкого к Владимиру Путину бизнесмена Юрия Ковальчука, председателя совета директоров банка «Россия») должны подписать соглашение, которое позволит добиться реструктуризации текущих кредитов и получения новых. Стоимость инвестиционной программы ENA на этот год оценивалась в 8,4 млрд драмов.
Глава «Интер РАО» Борис Ковальчук. Фото: president.kg
Однако это соглашение так и не было подписано. Зато из финансовой отчетности «Интер РАО» за прошлый год известно, что выручка группы в сегменте «Армения» за прошлый год выросла на 4,4 млрд рублей (или 42,2%) – до 14,7 млрд рублей. Это было обусловлено ростом тарифов на электроэнергию в июле 2013 года и в августе 2014 года, ростом числа потребителей и объема транспортировки электроэнергии, а также снижением курса рубля относительно армянского драма.
Атомный фактор
У сетевиков в истории с тарифами, впрочем, своя правда. В качестве основных причин регулярного повышения тарифов в течение последних лет называются системные проблемы отрасли, никак, по мнению сетевой компании, не связанные с ее деятельностью.
Среди причин подорожания электроэнергии для потребителей перечисляются снижение выработки электроэнергии на ГЭС, увеличение сроков ремонта Армянской АЭС в городе Мецаморе и нарушение балансового режима в энергосистеме. «Повышение тарифа – это вынужденная мера», – констатируют в компании.
17 июня, всего за несколько дней до начала протестных акций в Ереване, на армянском телевидении с комментарием грядущего повышения тарифов выступил один из топ-менеджеров ENA Абгар Будагян.
Не исключено, что главные проблемы в армянской энергетике еще впереди, учитывая неясное будущее Армянской АЭС
Как следовало из его слов, основной причиной этого стала январская девальвация драма, в результате которой увеличилась стоимость топлива для ключевых объектов энергогенерации Армении – атомной электростанции и двух крупных ТЭС, Разданской и Ереванской. Несмотря на радужные перспективы гидроэнергетики и альтернативных источников, именно эти три объекта обеспечивают львиную долю производства энергии в Армении, а топливо для них приходится импортировать (атомное – из России, газ – из России и Ирана) и платить за него в долларах.
«Если у кого-то есть волшебная палочка, посредством которой он может приобрести дешевое ядерное топливо, пусть он это сделает», – заявил в телеинтервью Абгар Будагян.
Один из топ-менеджеров ENA Абгар Будагян. Фото: hayojax.am
Он также пояснил, что из-за колебания курса драма Армянская АЭС и тепловые электростанции понесли убытки, не заложенные в текущем тарифе. При этом представитель сетевой компании категорически отверг обвинения в том, что рост тарифов стал следствием неэффективности управления.
К этой точке зрения присоединился и эксперт ереванского офиса Всемирного банка по вопросам энергетики Артур Кочнанян, полагающий, что тяжелое финансовое положение ENA нельзя объяснять неэффективным менеджментом. По его мнению, главная проблема компании заключается в нарушении баланса энергосистемы, из-за которого приходилось приобретать электроэнергию по более высокой цене.
Но не исключено, что главные проблемы в армянской энергетике еще впереди, учитывая неясное будущее Армянской АЭС, которая уже много лет находится под угрозой закрытия.
Армянская АЭС обеспечивает около 30 % производимой в стране электроэнергии. Фото: wikipedia.org
После трагического землетрясения 1988 года станцию, чудом не пострадавшую, законсервировали, но в 1995 году ее пришлось вновь запустить. В противном случае экономика Армении, оказавшаяся в изоляции в результате карабахского конфликта, могла вернуться в каменный век.
С тех пор требования вновь законсервировать сейсмоопасную АЭС, способную производить до 50% электроэнергии страны, звучали с самых разных сторон. В частности, на этом настаивают Евросоюз, Азербайджан и Турция.
Россия занимает противоположную позицию: в 2013 году в ходе переговоров Владимира Путина и президента Армении Сержа Саргсяна говорилось, что госкорпорация «Росатом» разработает проект по продлению срока эксплуатации 2-го энергоблока Армянской АЭС до 2026 года. Однако на данный момент он продлен лишь до 2016 года, когда должен закончиться ресурс второго энергоблока мощностью 400 МВт.
Комментарии