В одном из горных кишлаков на пути к Шуробаду нам устраивают встречу с известным полевым командиром таджикских моджахедов. Речь в итоге, конечно, заходит о наркотиках.
— Понимаете, россияне главным образом обвиняют во всем нас, но ведь это смешно, — говорит крепкий, спортивного вида мужчина с аккуратно подстриженной бородкой. — Смешно, потому что за охрану границы всю ответственность несут они. Но главное даже не в этом. Основные средства доставки наркотиков в Россию находятся в руках ваших военных. Прежде всего — аэродромы. Ответь мне: какая таможня проверяет военные самолеты, которые летят из Таджикистана в Россию? Правильно — нет такой таможни.
Действительно, даже российская пресса писала, со ссылкой на источники в ФСБ, что один из главных каналов поставок героина в Московский регион лежит через подмосковные аэродромы, принадлежащие военным и внутренним войскам.
— Даже если принять за основу, что задерживается 10 процентов от всего потока, то получается: 300 — 400 тонн героина ежегодно все-таки проходит в Россию, — продолжает с мягкой улыбкой моджахед. — А это 50 «КамАЗов». Таджики просто не могут провезти это все в своих желудках: не хватит ни таджиков, ни поездов — в Астрахань из Таджикистана ходит единственный поезд раз в неделю. Иных наземных путей нет. Пассажирские авиарейсы из Душанбе проверяются очень тщательно. Думайте сами: остаются только военные каналы доставки.
Слова полевого командира напоминают мне давнюю историю, которую пытаются забыть и российские пограничники, и таджикское начальство. Несколько лет назад командир президентской гвардии Рахмонова полковник Худойбердыев силами своего отряда задержал российский транспортный самолет в тот самый момент, когда на душанбинском аэродроме в него пытались загрузить почти тонну героина. Говорят, что именно с этого момента Худойбердыев и стал государственным преступником Таджикистана. Больше о полковнике ничего не слышно, а у Рахмонова нет теперь личной гвардии.
Впрочем, конечно, моджахед кое в чем явно кривит душой. Ежегодно российские спецслужбы отлавливают 3 — 4 тысячи наркокурьеров. Если посчитать, то получится, что тонн десять героина к нам все-таки пытаются завезти самостоятельно, минуя военно-транспортную авиацию. Не так уж и мало.
Глотателей наркотиков, чьи желудки заряжены героином, снимают практически с каждого самолета и поезда. Причем тщательная проверка, о которой говорил полевой командир, осуществляется главным образом лишь в Москве. На авиарейсах, например Ходжент — Уфа или Ходжент — Сургут, задержания происходят крайне редко.
Я задаю соответствующий вопрос своему собеседнику — полевому командиру, и он вынужден с явной неохотой признать:
— Если говорить о чисто «таджикских» поставках, то здесь ключевое слово «хлопок», — моджахед смотрит в глаза, и следа не осталось от улыбки. — Один из самых крупных каналов поставок в Россию героина — в тюках с хлопком. Запах обработанного волокна настолько специфичен, что даже собаки не могут учуять груз. Поэтому он спокойно проходит и через Узбекистан, где оборудован единственный пункт выборочной кинологической проверки, и дальше… Насколько я знаю, главный пункт приема нелегального груза в России — таможенные терминалы в Ивановской области. Но… Моджахеды и полевые командиры не занимаются поставками хлопка в Россию. Все это производство скуплено людьми из окружения Рахмонова и мэра Душанбе. Мало того, внешнеторговая деятельность может осуществляться только через республиканскую биржу — таков закон. А биржей руководит зять Рахмонова: только он решает, кому и за сколько предприниматель может продать собственный хлопок. Вот и думай, кто несет ответственность в Таджикистане за ваших наркоманов. Нас — оппозицию — к этому куску и близко не подпускают…
Неторопливая беседа под бессчетное количество пиалушек зеленого чая затягивается далеко за полночь. Остается еще один вопрос: возьмутся или нет моджахеды за оружие хотя бы для того, чтобы взять под контроль наркотрафик, и какую роль во всем этом могут сыграть российские войска и пограничники?
(Продолжение — в следующем номере)
Марат ХАЙРУЛЛИН, наш спец. корр., Таджикистан
11.12.2003
--------------------------------------------------------
2. Вот что более чем информированный Антон Суриков (тот самый, что прославился организацией "конференции Волошин-Басаев -Суриков" накануне "заказного похода" в Дагестан) рассказывал в 2001г. про ключевую роль российских военных в героиновом транзите:Цитата:
--------------------------------------------------------
Схема такая: таджики закупают товар в Афганистане, с помощью военных он перевозится через Пяндж, затем транспортной авиацией и воинскими эшелонами отправляется в Россию. Здесь его продают оптом криминальным группировкам.
- Можете ли вы назвать фамилии российских военных, которые "дружат" с мэрией?
- Нет смысла, я ничего не могу доказать. Только выдам источник информации, а этого я не хочу делать. Это высокопоставленные люди, и их немного - от пятидесяти до ста человек. Серьезную выгоду из них имеют человек 20 - 30, это те, чьи доходы исчисляются десятками тысяч в год, не исключаю, что кое-кто имеет и миллионы долларов. Сейчас килограмм героина в Афганистане стоит 900 долларов, в России его цена колеблется от шести до 15 тысяч долларов за килограмм. Вот и считайте. Могу сказать, что ежегодный доход наркомафии в Таджикистане составляет до 100 миллионов долларов. Такие масштабы стали возможны только лишь потому, что российские военные оказались вовлечены в незаконный оборот наркотиков.
--------------------------------------------------------
Да, 8 лет назад масштабы были - почти любительские... То ли дело нынешняя "игла"-"вертикаль"!
3. А вот - свежая обобщающая картинка от "Неправительственного совета национальной безопасности России":
Афганский героин в России22.05.12
---------------------------------------------------------
Управление ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime — UNODC) в среду, 21 октября, опубликовало отчет "Наркомания, преступность и мятежники.
Транснациональная угроза афганского опия".
В этом документе, в частности, говорится, что Россия стала крупнейшим национальным рынком сбыта героина и потребляет пятую часть от всемирного объема производства этого наркотика.
Эксперты ООН сообщают, что за последние 10 лет количество наркоманов в РФ увеличилось в 10 раз, и в настоящее время они потребляют от 75 до 80 тонн афганского героина в год. Это в 4,5 раза больше, чем совокупное потребление героина в США и Канаде и почти в два раза больше, чем в Китае, который является вторым по величине рынком сбыта наркотика (45 тонн). Объем российского рынка героина оценивается в 13 миллиардов долларов США ежегодно. По сведениям UNODC, в России сейчас около полутора миллионов героиновых наркоманов — столько же, сколько в всех остальных европейских странах вместе взятых. Наркотики поступают в Россию через Центральную Азию. Больше всего (около 50 тонн в год) через Казахстан. Туда, в свою очередь, героин ввозится через Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизию. Кроме того, существует воздушный путь в Россию напрямую из Пакистана и стран Средней Азии, а также морской и воздушный каналы из стран Африки.
В ООН посчитали, что российскими правоохранительными органами изымается лишь 4 процента героина, поступающего в страну. Это значительно меньше, чем в Иране (20 процентов) и Пакистане (17 процентов).
Одним из важнейших факторов, способствующих распространению и транзиту наркотиков, эксперты ООН называют коррупцию. Они отмечают, что уровень коррупции высок как в самом Афганистане, который является основным поставщиком наркотиков, так и в странах его окружающих. Причем в России коррупция, по их данным, выше, чем в Иране и Пакистане. Согласно опубликованному докладу Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, около 15 млн жителей планеты являются опиумными наркоманами.
В документе говорится, что ежегодно от употребления опиатов погибает 100 тыс. человек.
При этом в России от героина ежегодно умирает 30 тыс. человек. Потери России от наркотиков
Эта цифра превышает число убитых советских военнослужащих за все время афганско-советской войны 1979-1989 годов.
По данным авторов доклада, на Россию приходится самый высокий в Восточной Европе процент населения, применяющего опиум и его производные. По оценкам ООН, эта цифра составляет 1,68 млн человек или 1,6% жителей страны в возрасте от 15 до 64 лет. При этом общее число наркозависимых россиян, по разным оценкам, составляет от 1,5 до 6 миллионов, говорится в докладе ООН.
По данным международной организации, Россия выделяется среди государств Европы по распространению ВИЧ-инфекций у лиц, употребляющих наркотики с помощью инъекций.В документе приведены сравнительные показатели в этой области разных российских городов: в Бийске 74% всех наркоманов заражены ВИЧ, в Санкт-Петербурге — 32%, в Москве — 12,4%.
Наиболее активная деятельность европейских подпольных производителей наркотиков зафиксирована в России – 62%, Польше – 13%, Голландии – 10%. В докладе дается оценка масштабов зарегистрированных преступлений, связанных с распространением, хранением и применением наркотиков.
Для России эта цифра в среднем по сумме данных за разные годы превышает 400 тысяч. Для сравнения, в Великобритании за тот же срок совершается порядка 200 тыс. преступлений, имеющих отношение к наркотикам, в Украине – около 64 тысяч.
По данным экспертов ООН, Афганистан является монополистом нелегального производства опиума.
Нынешний объем мирового рынка опиума эксперты оценивают в 65 млрд долларов.
Примерно 160 млн долларов из этих средств, как утверждается в заключении ООН, ежегодно идет на финансирование международного терроризма.
Согласно докладу, опубликованному Управлением ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, Афганистан производит 92% всего опиума в мире.
Это означает, что ежегодно из страны вывозится примерно 3,5 тыс тонн опиума.
Как отмечается в докладе ООН, коррупция, беззаконие и отсутствие контроля на афганских границах привели к тому, что всего 2% произведенного в Афганистане опиума удается захватить непосредственно в стране. Основная масса опиума вывозится через Пакистан, страны Центральной Азии и Иран. При этом Иран перехватывает примерно 20% ввезенного на его территорию афганского опиума, Пакистан – 17%, а Россия – менее 5%.
Источники: Политикантроп, Всемирный доклад ООН по наркотикам
---------------------------------------------------------
Российская газета:В Вене эксперты ООН обнародовали доклад, цифры которого шокируют - Россия потребляет более 20% производимого в мире героина. Из страны-транзитера РФ превратилась в конечный пункт поставок наркотиков, а количество наркоманов в нашей стране за последние 10 лет выросло в 10 раз. По разным данным, около 2,5 млн. россиян являются героиновыми наркоманами, из числа которых ежегодно умирают 30-40 тысяч человек ...
См. также:
Путлеризм со шприцом. Смертность от передозировок наркотиками в РФ выросла в три раза за два года
Теперь и в Крыму: На полуострове значительно возросли потоки героина под "крышей" российского ОБНОН, а наркозависимых перестали лечить
Комментарии