ГЛОНАСС не ошибается: что знают российские спутники?

На модерации Отложенный

 
 

   В испытательном центре российской глобальной навигационной спутниковой системы корреспонденты еженедельника «Красная звезда» нежданно-негаданно узнали вектор движения России.

 

                              Некапризная система 

 

    Полковник Александр Кожинов не медлит с ответом ни секунды. - Наша космическая навигационная система может исчезнуть только в случае глобальной катастрофы и только вместе с американской NAVSTAR - GPS. Александр Леонидович - начальник испытательного центра ГЛОНАСС Главного испытательного космического центра имени Г.С. Титова (ГИКЦ) в подмосковном Краснознаменске. В его хозяйстве 24 обеспечивающих штатную работу ГЛОНАСС орбитальных спутника и несколько резервных. За работой системы на боевом дежурстве постоянно наблюдают три десятка офицеров Войск воздушно-космической обороны в ГИКЦ и около сотни специалистов на точках по всей стране. - ГЛОНАСС - система некапризная, - говорит полковник Кожинов. – Но, как любая техника, требует пристального присмотра.

 

 

                          Долгоиграющий «Ураган»

 

   Спутниковая система навигации определяет географические координаты объекта, а также скорость и направление его движения. Без навигации сегодня уже молоковозы и троллейбусы из гаража не выйдут. Но военным она нужна в первую очередь. Случись война, мирная с виду технология будет задействована для наведения высокоточного и обычного оружия, ориентирования на местности подразделений, проведения разведопераций. Обладание глобальной навигационной спутниковой системой дает серьезное преимущество перед противником, не имеющим таких технологий. Сейчас гарантированную возможность навести крылатую ракету точно в цель имеют только Россия и США. К ним уверенно подтягивается Китай со своей системой Beidou. В перспективе может довести до ума свой аналог Galileo Евросоюз.

 

   - В нашей стране создание ГЛОНАСС началось практически одновременно с созданием в США NAVSTAR - в середине 1970-х, - рассказывает полковник Александр Кожинов. - Но прагматичные американцы решали военные задачи и одновременно разрабатывали GPS для гражданских потребителей. А наши спутники первого поколения «Ураган» работали только на оборону. А еще у нас была перестройка…

 

   14 декабря 1995 года российская спутниковая группировка ГЛОНАСС была развернута до штатного состава - 24 космических аппарата (КА). А в начале 2000-х работающих спутников осталось всего шесть, новые на орбиту не запускались.  - Несколько «Ураганов» нас выручали, - вздыхая, вспоминает Александр Кожинов. - При гарантийном сроке в три года они протянули по восемь лет.

 

                     Наши спутники с орбиты не «сползают»

 

 

   Боевое дежурство офицеров, обеспечивающих работоспособность группировки ГЛОНАСС, зрелищностью не поражает. Где-то в космосе тихо летают современные КА «ГЛОНАСС-М» и «ГЛОНАСС-К», а здесь, на Земле, - мониторы компьютеров и видеоэкраны на стенах с выведенной на них цифирью.

 

   Оживились люди в погонах, только услышав мой провокационный вопрос: почему многие автомобилисты считают, что GPS дает точность координат лучше? Для нас сразу вывели на монитор сравнительные показатели «кучности стрельбы» двух систем. Точки на экране, показывающие работу ГЛОНАСС, держались на экране действительно ближе друг к другу.

 

   - А значит, координаты мы выдаем точнее, - сказали специалисты, - а насчет приемников сигналов у гражданского населения - это не к нам, мы - люди военные.

 

 

   Полковник Александр Кожинов объяснил, что основное отличие от американской системы в том, что спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса с вращением Земли. Они работают на геостационарных орбитах, и это обеспечивает им бо́льшую стабильность. Группировка ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. А летающие по геосинхронным орбитам американские КА постоянно «сползают» с космической «дорожки», и их приходится постоянно на нее «подтаскивать».

 

   - У нас минимальная коррекция даже после прохождения гравитационных дыр, - с гордостью сказал Кожинов.   Таких дыр на нашей безопасной Земле оказалось целых две - Памир и Анды. Они притягивают к себе не только альпинистов, но и космические аппараты…

 

                                     QUO VADIS?

 

 

   Неожиданное открытие ждало нас во время беседы с начальником одного из структурных подразделений испытательного центра ГЛОНАСС полковником Сергеем Васьковым.  Основываясь на точнейших измерениях из космоса, полковник Васьков раскрыл главную тайну текущих международных процессов. Одна из сопутствующих задач его отдела - определение движения земных тектонических плит. Я спросил его прямо: куда движется Россия? Сергей Владимирович коротко ответил: «На восток». Чтобы подтвердить этот вектор движения России, полковник, щелкнув компьютерной мышью, вывел на дисплей карту со стрелками и столбики цифр. Оказывается, в прошлом году город Москва продвинулся в восточном направлении ровно на 24,5 миллиметра. Этой информации средств объективного контроля российской глобальной навигационной спутниковой системы можно верить - ГЛОНАСС не ошибается.

 

Александр Хохлов