Виталий Портников
Европейцам пора понять, что для изменения ситуации Украина не может сделать ничего. А Россия может сделать все.
Накануне встречи глав внешнеполитических ведомств в "нормандском формате" в украинских СМИ появилась информация о предложениях представителей ЕС – в частности, еврокомиссара Йоганнеса Хана – предоставить оккупированным Москвой районам Донецкой и Луганской областей особый статус еще до проведения там выборов по украинскому законодательству. Проявить, так сказать, добрую волю.
Я даже не буду обсуждать, действительно ли еврокомиссар делал подобные предложения – пускай и в "рабочем" порядке. Логика подобных идей мне вполне понятна. В европейских столицах никак не могут понять, почему не удается сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс. Может быть, дело не только в нежелании России выводить свои войска, но и в отстутствии доверия? И если Украина продемонстрирует, что готова к "автономии" Донбасса, то в Кремле сразу смягчатся и кризис будет урегулирован сам собой? Ну, хотя бы так, как был урегулирован кризис в Боснии, когда правительство этой страны согласилось с особым автономным статусом районов, в которых сербы устроили этническую чистку мусульман и хорватов? Да, стабильной и счастливой страной Босния после этого не стала. Но война-то закончилась.
Только европейские бюрократы ошибаются. Ошибаются еще и потому, что путают Милошевича и Путина. Диктаторы действительно во многом похожи, Путин пытается подражать Милошевичу с его идеей "всех сербов в одной державе". Однако когда Милошевич отказывался от "своей" части Боснии, он одновременно отказывался и от идеи "великой Сербии". Тогда на смену "сербам в одной державе" пришла идея зачистки собственно территории Сербии от албанцев – вместо объединения под сербским протекторатом всех территорий с сербским населением Милошевич решился на создание этнически однородной Сербии. Это его, в конечном счете, и погубило.
У Путина этот этап развития еще впереди. И понятно, что пока российский президент не решит, что "Россия для русских" - куда более удобный лозунг для успеха, чем идея восстановления СССР, от Украины он не откажется. А значит, и не откажется от "народных республик" - главного инструментария для дестабилизации ситуации в нашей стране.
Путин, который состоялся в рамках коррумпированного олигархического режима и прекрасно знает его правила игры, не может не понимать, что главное – не статус, а деньги. Даже если Украина предоставит Донбассу три особых статуса – и при этом российский оккупант оттуда уберется и будет восстановлен контроль над границей – уже завтра руководители "особых районов" станут марионетками в руках какого-нибудь олигарха, который станет договариваться с Киевом. И вся история "ДНР" завершится, не начавшись. Крым, между прочим, имел вполне себе особый статус в составе Украины, но его руководители были более чем лояльны к любой украинской власти ровно до того дня, пока не поняли, что контроль над полуостровом переменился. А как бы вы поступили на их месте, если бы знали, что денег на пропитание в бюджете автономии нет и не предвидится?
Или, может быть, мы думаем, что после получения Донбассом "особого статуса" экономика региона, оставшаяся в руках олигархов криминальных элементов, начнет развиваться с невиданной силой? Я вас разочарую. Донбасс в случае сохранения за ним "особого статуса" обречен гнить и разлагаться. Единственный шанс спасти этот регион – его реинтеграция без всяких условий, создание временной администрации с прямым подчинением Киеву, люстрация коллаборционистов, экономические реформы и прекращение всякого – кроме столь любимого там гуманитарного – сотрудничества с Россией: никаких телеканалов, никаких "дней дружбы", никаких коррупционных схем, которые там называют взаимовыгодным сотрудничеством – ничего. И замечу, это нужно не Украине. Это – нужно Донбассу. А Украине сейчас хватит и минских соглашений с умиротворением региона и коррумпированием его элит.
Именно потому, что Путин это понимает, с Донбасса он не уйдет иминские соглашения выполнять не будет – пока его к этому не принудит внутриполитическая ситуация в самой России. Европейцам пора понять, что для изменения ситуации Украина не может сделать ничего. А Россия может сделать все. И если они действительно хотят мира – значит, нужно вместе с нами думать не о том, как имитировать переговорный процесс, а о том, как перестать имитировать давление на Россию и приступить к следующим этапам маргинализации ее экономики.
Комментарии
Пункты 1-3 (о прекращении огня и выводе вооружения) - не выполнены. И главная причина, на мой взгляд - отсутствие эффективного механизма контроля. Выход - создание трехсторонних групп по контролю, состоящих из представителей ВСУ, ополченцев ЛДНР и представителей ОБСЕ. Такие группы должны работать по обе стороны линии разграничения и фиксировать все факты обстрелов.
Пункт 4 - не выполнен. И не стремиться к его выполнению именно украинская сторона, не желающая договариваться с ЛДНР об их статусе в составе Украины.
Пункт 5 - не выполнено. А выполнить этот пункт должна именно Украина и больше никто другой.
Пункт 6 - не выполнен, и даже прерваны переговоры по обмену пленными. Причем переговоры остановлены именно украинской стороной.
Пункт 8 - самый болезненный для населения Донбасса. Не выполнен. И выполнить его может только Украина и никто иной.
Пункт 9 - выполнение этого пункта связано с пунктом 11, и поэтому не выполнено (и вообще этот пункт должен выполняться в последнюю очередь)
Пункт 10 - Украина требует вывода из Донбасса "российских войск", хотя их там нет (во всяком случае, еще никому не удалось достоверно доказать их наличие). Опять же, проблема может быть снята работой трехсторонних наблюдательных групп.
Пункт 11 - ну это "итоговый" пункт, в котором перечислены все мероприятия, необходимые для полной нормализации обстановки. Естественно он не выполнен, поскольку предварительно должны быть выполнены предыдущие пункты (кроме п9)
Пункт 12 - Подразумевает принятие закона «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Кто должен принять этот закон, если не Украина? (по согласованию с ЛДНР)
Так кто может "сделать все" для реализации Минских соглашений?