Ум, ЦИК и совесть нашей эпохи

На модерации Отложенный

Депутаты вчера обсудили итоги прошедших 11 октября выборов с председателем Центризбиркома (ЦИК) Владимиром Чуровым. После двух часов дебатов каждая из сторон лишь укрепилась в осознании собственной правоты. Лидеры трех оппозиционных партий заявили, что будут добиваться отставки главы Центризбиркома, а сам господин Чуров, покидая Думу, попросил партийцев впредь не беспокоить его в ходе выборов звонками с просьбой "добавить полпроцента или процент".

Главу ЦИКа депутаты пригласили на заседание по требованию фракций КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России", которое они выдвинули среди прочих 14 октября, покинув зал пленарных заседаний в знак протеста против фальсификаций итогов региональных и муниципальных выборов. Впрочем, у депутатов нет правовых возможностей "вызвать на ковер" кого бы то ни было. Единственная доступная им процедура — "правительственный час", в рамках которого и был приглашен на Охотный ряд глава ЦИКа.

По думскому регламенту, приглашенный обязан представить исчерпывающую информацию на заданную депутатами тему. Господин Чуров так и сделал. Думцы получили полную информацию о прошедших 11 октября выборах в 75 регионах — правда, исключительно в виде цифр. В непрерывном потоке статистки глава ЦИКа упомянул два факта, которые, по его мнению, "обусловили рост электоральной активности": это поправки президента в избирательное законодательство и "эффективная работа правительства по сохранению социально-экономической стабильности в стране".

Той же "линии" господин Чуров пытался придерживаться и при ответе на вопросы. "Масштабы фальсификаций выборов в Мосгордуму очевидны даже слепому и глухонемому",— заявил коммунист Владимир Улас. Глава ЦИКа ответил, что "невозможно отвечать на предположения", и принялся рассказывать, сколько тысяч избиркомов сформировано в Москве и сколько тысяч наблюдателей было в столице. Когда представители ЛДПР сообщили, что на выборах в Тульской области "выносная урна" использовалась с такой интенсивностью, что туляки на дому голосовали со скоростью один бюллетень в 20 секунд, господин Чуров рассказал о законодательной норме, позволяющей использовать такие урны.

Такое начало диалога не понравилось вице-спикеру от ЛДПР Владимиру Жириновскому. Он напомнил господину Чурову смысл его визита: "Мы вас позвали сюда говорить о нарушениях, которые мы выявили, а вы нам даете технические цифры". Лидер ЛДПР, чья фракция делегировала господина Чурова в ЦИК, заявил, что фракция отзывает свою рекомендацию.

На помощь главе ЦИКа пришли единороссы, у которых имелись свои претензии к оппозиции. Сергей Неверов сообщил, что в Тверской области "наблюдателем от КПРФ была девочка 12 лет", а в Брянской области коммунисты направили в избирком "гражданина, который имеет две судимости и находится в федеральном розыске". Господин Чуров подтвердил, что такой "факт был обнаружен и наблюдатель был удален".

Но оппозиционеры не сдавались.

"На 40 участках в Марий Эл подсчет голосов начался только в 24 часа ночи",— сообщил депутат от КПРФ Валентин Шурчанов. "Вы не оставили ни одной жалобы в избиркомах",— ответил господин Чуров.

"Совесть у вас есть или нет?

— поинтересовался депутат Коган (ЛДПР), возмущаясь бездействием ЦИКа в отношении нарушений, допущенных на выборах в Ульяновской области. "А от вас жалоба по Ульяновску есть или нет?" — парировал глава ЦИКа.

А вопрос Галины Хованской ("Справедливая Россия") он и вовсе оставил без ответа. Госпожа Хованская пыталась выяснить, являются ли "секретными" книги, в которой каждый избиратель расписывается за полученный бюллетень (оппозиция сейчас добивается доступа именно к этим книгам, чтобы доказать факты фальсификаций явки). Глава ЦИКа лишь напомнил, что у всех участников выборов "есть один год для подачи в суд соответствующих заявлений".

Задав по пять вопросов от каждой фракции (ответы на которые прерывались то аплодисментами единороссов, то шумом и свистом оппозиции), депутаты перешли к выступлениям. Вадим Соловьев, возглавляющий юридическую службу КПРФ, перечислил в своем докладе наиболее характерные факты нарушений и пообещал внести в Госдуму от имени трех оппозиционных фракций проект постановления с требованием отставки господина Чурова с поста главы ЦИКа. "Стыд и позор — вот все, что вы делаете!" — бросил Владимир Жириновский единороссам, заявив, что их власть ждет такой же финал, какой постиг "царскую власть и советскую власть".

"Стыд и позор!" — эхом ответил ему единоросс Вячеслав Володин, по словам которого, оппозиция проиграла выборы потому, что "в тяжелейших условиях кризиса отвернулась от избирателей", не пожелав, в отличие от "Единой России", поддержать антикризисные меры президента и правительства. Эмоциональностью и громогласностью господин Володин вчера практически не уступал господину Жириновскому.

Удивил вчера палату и самый тихий из фракционных лидеров Николай Левичев ("Справедливая Россия"), который тоже кричал. "Здесь душно,— объявил справоросс о Госдуме.— Поэтому мы и ушли, если кто не понял. Вернулись, а зал никто и не думал проветрить. Та же надменность и та же самоуверенность".

Но эмоции оппозиции не поколебали спокойствия господина Чурова, который в заключительном слове, поблагодарив депутатов за встречу, напомнил, что ЦИК "открыт для всех партий". На будущее он попросил партийцев не беспокоить его "в день голосования, в ночь голосования, и на следующий день после голосования просьбами добавить полпроцента или процент". "Ни одной кнопки, меняющей волю избирателей, в ЦИКе нет",— заявил господин Чуров.

В ЦИКе однозначно комментируют требования об отставке Владимира Чурова: ее не будет, потому что для этого нет юридических оснований. "Юридически отзыв председателя ЦИКа в такой форме не предусмотрен",— заявил господин Чуров. Он напомнил, что глава ЦИКа является должностным лицом, избранным коллегиальным органом — комиссией, а, кроме того, его выдвижение подтверждено голосованием всей Госдумы, а не какой-либо фракции. Позиции Владимира Чурова будут подтверждены на самом высоком уровне: 27 октября он приглашен к президенту Дмитрию Медведеву для отчета о прошедших выборах. Скорее всего, в Кремль глава ЦИКа захватит так называемую Зеленую книгу (о нарушениях и жалобах).