Призрак сокровищ
Статья написана под впечатлением публикации "Железный молоток возрастом десятки миллионов лет." Речь шла о тайнах и загадках. Я хочу рассказать об одно загадке. Должен признать, что рассказ несколько художественно обработан. Те, кому интересны более близкие к реальности факты, могут поискать по признаку "Oak Island".
Романтика... Ах, кто же не мечтал об этом! Свежий ветер развевает Веселый Роджер. Джентелмены удачи сомнительного происхождения всматриваются в горизонт, не покажутся ли испанские галеоны, набитые золотом. Крючья на абордаж! По бим-бом-брамселям! Пленных не брать! Вот сейчас раздастся деревянная поступь одноногого капитана Флинта и старый попугай с его плеча провозгласит символ веры и смысл жизни: Пиастры! Пиастры! Романтика...
Как и множество других малчишек, плененных этой увлекательной картиной, собрались несколько малчишек на небольшую морскую прогулку с пикником.
Малчишек следовало бы назвать канадцами. Да вот толко Канады в современном пониманиии еще не было, история началась незадолго до принятия конституционного закона. Жили малчики на атлантическом побережьи, недалеко от столицы провинции Новая Шотландия, Галифакса. Как и другим жителям побережья, местная география была им прекрасно известна. Они собрались провести день на близко расположенном острове Оук (Оак). Остов уже посещался ранее и ничего особого из себя не представлял. Почему то, что нашили ребята не было найдено ранее, один бог знает. Приплыв, ребята, разумеется стали играть в пиратов и бандитов, казаков и разбойников и прочие игры, столь милые мальчишеским сердцам. (И почему только никто не играет в приемщиков химчисток, в банковских служащих или в теоретических матетематиков?) Занимаясь обследованием острова на предмет обнаружения пиратов (или казаков, не знаю) они натолкнулись на небольшую поляну, вид которой удивительно вписывался в смысл игры. С большего наклоненного дуба (дубы росли на острове в большом количестве, из за чего он и получил свое имя) свисали гнилые остатки веревки. Под деревом как раз под веревкой в земле имелось неболшое углубление. При ближайшем рассмотрении веревка оказалась блоком (подъемное устройство, хорошо известное всем, кто ходит под парусом). Не нужно было быть мальчишкой, что бы вообразить, что здесь была выкопана яма, потом в яму с помощью блока было нечто опущено и засыпано. Нечто? Разумеется, сундуки с дублонами! В следующий же выходной ребята приплыли на остров с лопатами. Немного поработав, они на глубине около 1 метра натолкнулись на настил из толстых дубовых бревен. Поднять их им сил не хватило, да и дело становилось слишком серьезным, что бы походить на игру. Настилы из бревен в земле просто так не бывают. Короче, ребята рассказали о находке своим родителям.
Родители ребятишек сначала взялись за дело в серьез. Они подняли настил из бревен. Под ним оказался слой странного, похожего на мочалку вещества. Жители Канады, они, конечно, не знали, что это такое. Позже уже было установлено, что это копра, волокно, добываемое из кокосовых орехов. Копать было нетрудно, ствол шахты четко выделялся. Выкопанная в черном грунте, шахта была засыпана желтым песком. Вообще, авторы, повествующие о истории острова Оук, неоднократно выражали сожаление, что раскопками с самого начала не занялись специалисты. Но что жалеть о прошлом? В конце концов в середине19 века еще и археологии как науки не было и кто мог знать, что неболшой островок у побережья Канады хранит Тайну? И главное: кто хотел делиться предполагаемыми сокровищами?
Простые рыбаки, фермеры и работники фабрик в Галифаксе, родители ребятишек углубили раскопки на 3 м. в глубину. Дальнейшие раскопки требовали времени и специального оборудования. Тем временем об острове Оук стали распространяться слухи, привлекшие внимание более профессиональных искателей сокровищ. Последние вошли в контакт с родителями и откупили у них права на раскопки на острове. Кроме того они заручились и официалной лицензией Департамента Недр, который передавал им в собственность все, что они найдут.
Первые раскопки углубились еще на несколько метров и натолкнулись на новый настил из бревен. Настил был поднят, под ним опять обнаружили слой копры и осколок камня, на котором виднелись 2 вырезанных знака. Когда шахта достигла 15 м. глубины, ее начало затапливать в первый раз. Не справившись с водой, первая волна копателей убралась. Остров опустел лет на 10.
Но Тайна и Золото не дают людям покоя. Слухи о острове Оук за эти 10 лет расцвели пышным цветом. Главная версия (ни на чем совершенно не основанная) утвеждала, что на острове находится ни много ни мало, как знаменитый (и не известно, существовавший ли на самом деле) клад самого знаменитого из пиратов, капитана Кидда (известного читающей публике ну хотя бы из повести Эдгара По «Золотой Жук»), который состоял из добычи взятой Киддом за годы грабежа. В те простые времена речь шла об астрономической сумме в 300.000 фунтов (для сравнения золотой запас Великобритании составлял тогда 5 млн. фунтов).
Короче на остров прибыла вторая волна шахтокопателей. На их долю пришлась основная часть интересных находок. Вооруженные техникой, они откачали воду и углубили шахту еще на 10 м. Тут они наткнулись на третий настил из бревен. Под ним оказался новый слой копры. А под ним, как и положено в пиратских романах, был найден скелет. К величаишему сожалению всех позднейших исследователей, скелет исчезв бурных волнах романтикикак впрочем и все прочие находки тоже. Так или иначе, но, по свидетельству шахтокопателей, в глазницах черепа, как и положено по пиратским традициям, лежало по золотой монете. Одна была золотым луидором (Франция) а другая – флорином (Италия) разних лет. Это были первые 2 из четырех золотых монет, вообще когда либо найденых на острове.
Скелет (если он был) лежал на каменной плите, покрытой загадочными значками. Этот камень пролал где то уже в 30х годах нашего века и сохранились его фотографии. Текст был не длинный (около 30 символов), но достаточный, что бы заняться дешифровкой. Данный камень и его дешифровки составляют основу и гордость легенды острова Оук. Кто и каким только способом ни пытался расшифровать злополучную надпись. Язык надписи неизвестен, поэтому существуют английская, латинская, испанская и даже, сделанная ради шутки, русская дешифровка текста. Все они сходятся на том, что надпись гласит: копай глубже, там лежит куча золота.
Когда шахта достигла отметки 35 м., случился второй, уже окончателный, потоп. Все попытки откачать воду не дали результата. Применялись все более и более мощные насосы – тщетно. Тогда были заложены раскопки вокруг главного ствола, в надежде, что вода уйдет в них. Эти раскопки показали, что слои закопанной в землю копрыимеют гораздо большую протяженность, чем это казалось в начале. Когда этим вопросом занялись специально, было установлено (увы, слишком поздно), что остров покрыт своеобразной многослойной дренажной системой. Начинаясь у берега, слои копры уходят на глубину многих метров и подстилают почти всю поверхность острова. По этим слоям, как по губке, вода проникает во все шахты, неизбежно их затопляя. Откачать воду невозможно, как невозможно откачать весь Атлантический океан.
Но люди – существа упорные. Когда с острова убрались профессионалние шахтокопатели, за дело взялись любители. Начались взрывы, появились экскаваторы. Постепенно остров приобрел вид полигона, который долго, но неудачно бомбили начинающие курсанты летного училища. Исчезли дубы, украшавшие остров. По всюду виднелись затопленные водой ямы и люди, копающие новые. Остров стал жертвой романтоков, которые сделали все, на что способны люди в погоне за желтым металлом. Были убийства, были несчастные случаи. Не было главного – находок. Так прошло доволно много времени, почти 50 лет. Охотники за пиастрами наконец то угомонились и за дело взялись археологи. Это уже было после войны. Было предпринято генеральное наступление на Тайну. Первый и пока последний раз целью исследований стало понять Остров, а не ограбить его. Именно тогда исследования выявили существование дренажной системы из копровых слоев. Они же установили, что взрывные работы что то нарушили в дренажной системе и вода пропитала весь остров насквозь, как что даже набольшие ямы тут же затапливались. Объем работ, который был кем то произведен на острове Оук, совершенно исключает капитана Кидда и ему подобных – масштаб не тот. Речь шла о строительном проэкте, не уступавшем постройке крупного порта. Ни один из европейских архивов не содержит и следов, которые можно было бы соотнести с островом Оук. Поэтому былы высказаны гипотезы, что Остров – дело рук ацтеков. Но и к тому нет ни малейших оснований. Тайна осталась Таиной. Кто, когда и зачем создал сложую систему – неизвестно до сих пор.
Тем временем в районе главной шахты произвели бурение. Вынутые керны (образцы пробуренной породы), показали, что и глубже 30 м. имеются настилы из бревен, слои копры и т.п. В одном из образцов, с глубины окло 50 м. была найдена третья золотая монета, испанская. (Четвертая монета была найдена в одном из многочисленных раскопов одним из золотоискателей еще до того) На глубине около 60 м бур провалился в некую пустоту. Дело было уже в 60 годы и в скважину спустили кинокамеру. Видимость в мутной воде была не более 3 метров. Перед камерой сначала проплывали неопределенные тени. Затем в поле зрения попал плавающий предмет, разително похожий на отрубленную ладонь человека. Однако сохранность настоящей ладони предполагала бы абсолютную стерилность среды и отсутствие в воде кислорода. Анализа сделано не было, но это вызывает большие сомнения. Ладонь или что бы там ни было, уплыла, камеру спустили еще немного и увидели дно. Вдали, почти за пределами видимости, исследователи увидели прямоуголный предмет, по размерам могущий быть пресловутым сундуком.
Главная шахта еще с 19 века получила название Денежнои (Моней Пит), символезируя не толко надежды шахтокопателей, но и те средства, которые они потратили. Кстати, подсчитано, что средств, вложенных в Остров разными экспедициями золотоискателей, хватило бы, что бы купить десяток сундуков с золотыми монетами.
С тех пор прошло уже 40 лет. На острове снова растут молодые дубы. Остров является частной собственностью очередных романтиков с большой дороги, которые ищут спонсоров для очередных раскопок. А пока остров стал достопримечательностью. Ствол Денежной Шахты огражден и является туристским объектом. От Галифакса, который стал мегаполисом, до острова – пара часов пути по морю, туристы едут косяком, что бы встретится с тем, что стало такой редкостию в нашем мире: с Таиной.
Комментарии