Солнечное хитросплетение

О канадском Cirque du Soleil в России уже много лет знали по восторженным рассказам путешественников. И даже заочно любили его — все-таки цирк в советские времена был одним из самых популярных развлечений граждан. Но создатели Cirque du Soleil пошли в свое время на эксперимент: из традиционного цирка они смело выгнали всех животных и столь же смело распахнули двери, во-первых, новым технологиям, во-вторых, другим жанрам. Так родился особый вид искусства, который, собственно говоря, и нужно называть Cirque du Soleil: высококачественное развлечение, соединяющее в себе черты традиционного цирка, мюзикла, современного танца, вокала и драматического театра, ведь и представления проходят хотя и в шапито, но не на привычной круглой арене, а на полукруглой сцене.

Да и описания характеров, задействованных в спектакле, позволяют предположить, что создатели этого цирка знакомы с системой Станиславского. Вот, например, что написано о Наставнике, одном из главных персонажей шоу "Варекай": "Его кожу задубило солнце многих столетий, а его доброта и мудрость напоминают о любимом прадедушке — старый мудрец, чье предназначение — вдохновлять на перемены".

Такое глубокое проникновение в суть характера не каждый репертуарный театр предпринимает. Как не каждое костюмное шоу может похвастаться такими яркими, иногда кажущимися уже на грани вкуса, расцветками и прихотливыми, фантастическими фасонами одежд. Как не каждый мюзикл может позволить себе такой живой звук и создание таких музыкальных номеров.

Руководители Cirque du Soleil очень гордятся тем, что их шоу (всего их путешествует по миру 20) не просто собрания цирковых эпизодов, а спектакли с сюжетами. Костяк истории представления "Варекай" (слово это на цыганском языке означает "где бы то ни было" или "где угодно") — рассказ о красавце Икаре, упавшем прямо с неба в таинственный лес, где живут фантастические живые существа. Юноша переживает разные приключения и в конце концов даже обретает личное счастье. На самом деле никакой серьезной критики драматургическая структура этого представления, поставленного известным канадским режиссером Домиником Шампанем, не выдерживает. Сюжет об Икаре лишь повод для показа различных номеров. Но номера эти столь поразительного качества и исполнительского блеска, что о сюжете забываешь.