Лукашенко будет просить деньги у Лаврова?

На каких условиях российский МИД будет выделять кредиты союзникам?

Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества переименован в Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР). Функции Секретариата Фонда переходят от Интеграционного комитета ЕврАзЭС к Евразийскому банку развития, а функции депозитария фонда — к Министерству иностранных дел России, отметили в банке.
— Слово «антикризисный» портит вывеску: получается, что Евразийский союз постоянно находится в кризисе, из которого нужно выходить. А вот слово «стабилизация» ободряет – можно вести экономику более стабильно, — оценивает изменение названия доктор экономических наук профессор Борис Желиба.

плакат

Однако то, что депозитарием станет МИД России, эксперт считает странным.  Депозитарий — место, где хранятся деньги, ценные бумаги и другие ценности.

— Передача функций депозитария МИДу означает, что он и будет решать, кому и куда направлять средства. Это свидетельствует об усилении политизации процесса, — отмечает Борис Желиба. — Наряду с экономическими условиями, которыми обставлял свои кредиты Антикризисный фонд, все большее звучание будут приобретать политические факторы.

Смена вывески, по мнению экономиста, происходит именно сейчас, потому что обостряется ситуация в Евразийском экономическом союзе, при создании которого заявлялось, что это даст увеличение ВВП в каждой стране-участнице.

— А на практике мы видим падение товарооборота, падение ВВП участников ЕАЭС. Все идет в минус, — констатирует эксперт. — Западные санкции оказались настолько существенными и болезненными, что сворачиванию экономики России, а за ней и экономик всех стран-участниц ЕАЭС, особенно белорусской, конца не видно.

Может ли в новых реалиях Беларусь рассчитывать на более быстрое получение кредита от ЕФСР?

— Переговоры ведутся. И здесь все решать будет не экономика, а политическая воля российского руководства, в частности, Путина, — уверен эксперт.

Последний, шестой транш предыдущего кредита Антикризисного фонда должны были перечислить еще полтора года назад. Но россияне напомнили о нескольких экономических пунктах, которые белорусское руководство обещало, но не выполнило, включая стопроцентную оплату ЖКХ и транспорта.

— Дадут или не дадут? И в Беларуси, и в России все зависит от воли  одного человека, — комментирует Борис Желиба. — Но ситуация в России уже такова, что считать приходится каждый рубль. Беларусь остро нуждается в 2 миллиардах долларов. Впрочем, Россия уже дала отсрочку на сумму в 1 миллиард 200 миллионов, которую мы должны вернуть в этом году.

По оценке эксперта, это позволит белорусскому руководству протянуть до конца года, не залезая в новые серьезные долги, и провести выборы.