Года полтора назад меня тоже заинтересовал этот вопрос, и я провела своё исследование. Изучала опубликованные материалы, встречалась с кинематографистами, депутатами и, мне кажется, нашла ответ на этот вопрос корреспондента.
Вначале хочу привести суждения о нашем кино третьего человека в руководстве России Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и одного из самых ярких и влиятельных кинематографистов Карена Шахназарова, которые, судя по всему, согласны с мнением Антона Гагарина о состоянии современного российского кинематографа.
Режиссёр Карен Шахназаров – генеральный директор концерна «Мосфильм», народный артист России, заслуженный деятель искусств России, сказал в эфире «Русской службы новостей»: «Когда такая страна, как Россия, с таким большим населением производит 60 фильмов в год – это ничто, это смешно. Поэтому когда мы говорим о национальной кинематографии, это вызывает удивление. ЕЁ НЕТ. Франция производит около 400 игровых фильмов. Это страна с населением 60 млн. человек. Швеция с населением 9 млн. человек производит, насколько я помню, порядка 40-50 фильмов. Выйдите на улицу и посмотрите, что идёт в кинотеатрах. Вы увидите, что 90% – иностранная продукция. На мой взгляд, это катастрофа».(http://izvestia.ru/news/587141#ixzz3bpx53zsf)
Валентина Матвиенко в интервью газете «Культура» (№ 18 от 29 мая – 4 июня 2015 г.) утверждает: «С 2000 года финансирование нашего кинематографа возросло более чем в 12 раз. Однако фильмов, где ярко, талантливо, отражены запросы общества, продвигаются ценности патриотизма, нравственности, справедливости, добра, пока немного».
Виноват ли в этом лично министр В.Р. Мединский, который четвёртый год руководит российским кинематографом? Я пришла к выводу, что виноват, чтоименно он довёл до катастрофы наш кинематограф!
Вы знаете, сколько бюджетных денег ухлопал на производство фильмов министр Мединский за последние два года? Не поверите! 13 (тринадцать) миллиардов рублей! А за всё время своего руководства на сегодняшний день общая сумма ушла далеко за двадцать миллиардов и к концу года приблизится к 25 млрд. рублей.
Каким образом В.Р. Мединский, которому Россия выделила такую колоссальную сумму на производство фильмов, привёл национальный кинематограф к катастрофе?
Интересный вопрос! Попробую на него ответить.
Великий режиссёр Альфред Хичкок говорил, что хороший кинофильм невозможно снять без трёх главных условий: первое – сценарий, второе – сценарий, и третье – сценарий.
Министерство культуры и Фонд кино проводят ежегодно отбор Заявок (киносценариев) на получение государственной поддержки производства национального фильма. Порядок отбора В.Р. Мединский установил Приложением № 1 к своему приказу № 115 от 08 февраля 2013 года (http://www.mkrf.ru/dokumenty/order/detail.php?ID=322203). И приказ, и Приложение №1 к нему написаны якобы на основании Федерального Закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 25.12.2012 № 1397 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии» (Российская газета, 2012, № 303). Но ни в Законе, ни в Постановлении нет пунктов, обязывающих киностудии в обеспечение Заявки перечислять полтора миллиона рублей на счёт министерства культуры. Этот пункт в своём Приложении № 1 вопреки Закону и Постановлению выдумал В.Р. Мединский для того, чтобы отсечь от участия в конкурсе «чужие» киностудии пусть даже с талантливыми сценариями.
Несмотря на такое препятствие, в этом году на конкурс (отбор) поступило в Министерство культуры от киностудий 197 киносценариев (http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=635919&SECTION_ID=19543). А это значит, что на счёт министерства поступило только за игровые фильмы около 300 млн. рублей, не считая обеспечения Заявок на документальные фильмы. У вас никакие вопросы не возникают в связи с такими делами В.Р. Мединского, повторяю, вопреки Закону и Постановлению?
Но это одна сторона медали. Другая, – на мой взгляд, пострашнее. В каждом киносценарии 100 или более страниц, значит, в 197 сценариях приблизительно 19 700 (девятнадцать тысяч семьсот) страниц, отпечатанных на компьютере 12 кеглем. Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы прочитать почти 20 тысяч страниц? А Экспертному совету на решение судьбы всех сценариев отводится всего один месяц. В него входят очень занятые люди: продюсеры и режиссёры. Если из них кто-то самый неравнодушный успеет прочитать пять-десять сценариев и то хорошо. Да и то, в основном, читают они своих знакомых по их настоятельной просьбе. Основную часть сценариев бракуют, не читая, если автор и киностудия не относятся к приближённым В.Р. Мединского.
В прошлом году Минкультуры проводило закупки сценариев на 16 тем для субсидирования производства фильмов режиссёров-дебютантов. Поступило 64 сценария. Сотрудники министерства «сумели» прочитать за 11 дней более 6400 страниц текстов сценариев, это более чем по 580 страниц в день ежедневно, выставив каждому сценарию определённые баллы, и это при том, что эти сотрудники не прекращали служебной деятельности, то есть читали сценарии по вечерам по 580 страниц за сутки. Вы этому верите? В результате такого чтения сотрудниками министерства победителем лота «Фильм о поиске своего места в жизни без компромисса с мечтой», на который поступило семь сценариев именно на эту тему, и не по теме один сценарий «Бабоньки»: «Фильм притча, состоящий из 4 новелл, рассказывающий о жизни одиноких женщин, обитателей маленького посёлка». Никаким боком этот сценарий нельзя было прислонить к названной теме, но именно его назвали победителем сотрудники министерства. Вот уже год никаких сведений о фильме или информации о его съёмках в Интернете нет, хотя по Календарно-постановочному плану он должен уже быть в прокате. Невольно возникает вопрос: не поделили ли деньги, выделенные на его производство, между собой чиновники с продюсером, а о фильме просто забыли?
Но чаще всего бывает так, как признаётся один продюсер, получивший субсидию в Минкультуре: «Нам этим кино зарабатывать не надо, деньги возвращать не надо, пофиг на результат – главное отчитаться, сдать», снятый за три копейки фильм. (Статья «Рашка-очаровашка.
Как пилят на «патриотическом» кино»,http://theins.ru/obshestvo/3559). И все об этом знают. Ни для кого не секрет, что приближённые к В.Р. Мединскому продюсеры получают, скажем, 35 (тридцать пять) миллионов рублей на производство, на 10 млн. снимают фильм, а 25 млн. кладут в карман. Вы скажете, что за 10 млн. трудно снять фильм даже на современную тему! Отвечаю! Режиссёр Арсений Гончуков снял за 700 (семьсот) тысяч рублей полнометражный художественный фильм «Сын», который получил первую премию на кинофестивале «Окно в Европу», отмечен наградами кинофестивалей «Киношок», «Волоколамский рубеж», «Святая Анна», «West Virginia Mountaineer Short Film Festival», кинопремий «Страна», «Кинопризыв» и др. «Сын» показан 7 июня этого года по телеканалу и на днях выходит в прокат. Только что Гончуков снял новый игровой полнометражный фильм «Последняя ночь» за 2,5 млн. рублей. Можно представить какой фильм он может снять за 10 миллионов. Но В.Р. Мединский ему этих денег не даёт.
Итак, большинство киносценариев, поступивших на конкурс на получение субсидий в Минкульт и Фонд кино никто не читает. Отказывают кинофирмам без объяснения причин. 13 февраля этого года на встрече с представителями киностудий руководитель правового департамента Фонда кино И.Ф. Ильина на вопрос, почему Фонд кино не сообщает, по каким причинам отклонён сценарий, ответила предельно откровенно и цинично: «Даже если вы представите гениальный сценарий, мы вам откажем, и не ответим почему!». Эта встреча есть в Интернете, посмотрите, если не верите. Так и хочется спросить у И.Ф. Ильиной:«Значит, мой бездарный сценарий вы примете, выделите субсидию, если я…». Прошу читателей продолжить этот вопрос. И такую систему отбора кинопроектов на субсидирование из бюджета ввёл министр Мединский своим приказом.
Насколько мне известно, в апреле этого года депутаты Госдумы сделали запрос в Фонд кино с просьбой предоставить им стенограмму заседания Экспертного совета, на котором решался вопрос, каким киностудиям выделить субсидии, а также давались рецензии на все киносценарии, поступившие на конкурс. Прошло полтора месяца. Ответа нет. Хотя Фонд кино по закону обязан ответить на депутатский запрос в течение месяца. Я держу на контроле этот вопрос, и надеюсь, как только в Госдуму поступит ответ, получить его через знакомых помощников депутатов и прокомментировать в печати.
Мединский распределяет многомиллиардные бюджетные средства на производство фильмов, прикрываясь решениями Экспертного совета, но, как мы видим, члены Экспертного совета физически не могут прочитать тысячи страниц поступивших сценариев, а потому голосуют так, как скажет В.Р. Мединский. Это с одной стороны. Если вы посмотрите состав Экспертного совета и претендентов на получение субсидий в Минкульте и в Фонде кино, то вы увидите одни и те же фамилии. Как распределяли на питчинге два миллиарда рублей в Фонде кино так называемые лидеры нашего кинематографа, вы можете посмотреть в Интернете. Сами представляли проекты, сами защищали, сами же и утверждали их.
Я спросила у одного члена Экспертного совета, очень уважаемого человека, почему он голосует за откровенно слабые проекты, как в недавнем случае 20 мая, описанном Антоном Гагариным. Он мне ответил, что если он не будет голосовать так, как указывает министерство, то на другой же день вылетит из Экспертного совета. Но это, мол, для него чепуха, переживёт. Страшно другое! Министерство при Мединском никогда не выделит в этом случае на его фильм ни копейки, а это профессиональная смерть. Ведь банки не дают кредит на производство фильмов, спонсоров и инвесторов, как было раньше, тоже нет, осталось только государство. И он готов, чтоб получить деньги, не только голосовать за любую нужную Мединскому дрянь, но даже дерьмо есть.
Мединский знает это и сознательно включает в Экспертные советы зависимых режиссёров и продюсеров. Кто должен быть в Экспертном совете? ВГИК ежегодно выпускает по 15 киноведов. Тем, кто окончил ВГИК сорок лет назад, в советское время, когда учили основательно, сейчас по возрасту чуть больше 60 лет. За сорок лет только ВГИК, не считая другие киноведческие вузы, выпустил 600 киноведов. Пусть большая часть, к примеру, 500 человек, ушла из профессии, но 100 человек осталось. Неужели из ста киноведов нельзя отобрать в Экспертный совет двадцать человек? Понимаю, пусть часть из них будет лоббистами каких-то студий, но судьба каждого эксперта не будет впрямую зависеть от министерства. Принять такое решение В.Р. Мединский может за три минуты, но для этого надо работать на интересы России.
Как говаривал Хичкок, чтоб сделать хороший фильм, нужен хороший сценарий. Как мы видели недавно, даже у самых наших заметных фильмов последнего времени «Сталинград», «Батальонъ», «Солнечный удар», о которых много говорилось в СМИ, самое слабое место – это сценарии. Посмотрите критику этих фильмов в инете.
Так, может быть, правду говорят приближённые к В.Р. Мединскому продюсеры, оправдываясь за свои нудные недостоверные фильмы, которые они сняли на бюджетные деньги, что в России нет хороших сценариев? Я прочитала в Интернете рекомендованный в статье Антона Гагарина сценарий «Хлеб и кровь». Согласна, сильная вещь! Но рядом с ним я обнаружила на сайте студии ещё несколько киносценариев(http://nasha-molodezh.ru/pages/film-studio-nasha-molodezh). Один из них «Фермер (Несокрушимый)», упомянут в статье Гагарина как один из лучших на питчинге 20 мая, но отклонённый В.Р. Мединским. «Фермер» – действительно, драматическая история успеха молодого фермера с сильным характером. Начала читать другие сценарии с таким же интересом. И почти все они на объявленную приказом министра Мединского приоритетную тему «История успеха»: «Я – гонщик» – история успеха молодого спортсмена, прошедшего драматический путь от юниора до чемпиона мира; «Большой проспект» – история успеха молодого инноватора, познавшего предательство друзей и любимой, и в конце концов ставшего Героем России (сценарий написан по пьесе «Большой проспект», которая несколько лет идёт с аншлагом в театре «Апарте»); «Я поднимусь» – музыкальный фильм об истории успеха молодого певца Александра Бичёва, который произвёл фурор на последнем шоу «Голос». Можете посмотреть, послушать его в Интернете, прочитать сценарий. Я позвонила в киностудию, спросила, представляли ли они эти сценарии на конкурс в Минкультуры. Мне ответили, что подавали не один раз, и всегда им отказывали без объяснения причин.
Я случайно, благодаря Гагарину, попала на сайт этой киностудии, но убеждена, что и во многих других кинофирмах, «чужих» для В.Р. Мединского, множество замечательных сценариев, которые могли бы прославить наш кинематограф, в которых «ярко, талантливо, отражены запросы общества, продвигаются ценности патриотизма, нравственности, справедливости, добра», о чём безуспешно мечтает Валентина Матвиенко. Но министр Мединский сознательно привёл киноиндустрию России к катастрофе.
Нина ГРУШКИНА
г. БОЛОГОЕ,
Тверская обл.
Комментарии
Назовите хоть одного. Одна серая бездарность, способная лишь снимать очередной чернушно-криминальный сериал или переделывать старые фильмы на новый лад.
Не мог Мединский её разрушить ибо нельзя разрушить то, чего не существует.
Её (киноиндустрию) разрушили ещё в начале 90-х, прошлого века
Если к этому добавить, что оценивать и распределять средства стали сами киношники, результат оказался более, чем предсказуем. Чего стоят затратные фильмы Михалкова на потребу западному зрителю. И произошло это задолго до Мединского. Просто вряд ли даже Министр способен изменить Систему бездуховности и наживы, сложившуюся в киноиндустрии.
Хочу отметить еще одно: искусство кино перестало звать и побуждать человека стать лучше. Оно стало просто тупо отображать жизнь. А этого людям и без кино хватает. На зрелища-однодневки уважающий себя зритель не пойдет. На пустое "элитарное" кино, волнующее только узкий круг тусовки - тоже.
Кстати, где они, ХОРОШИЕ английские и французские фильмы? Остались в далеком прошлом. Тоже Мединский виноват?