О социализме "без атеизма"

Как у многих православных христиан, у меня есть так называемые "авторитеты" внутри моей Церкви (как Русской, так и в целом Православной Церкви). Не буду говорить о святых отцах, ибо это тут всё и так понятно. Я имею в виду обычных священнослужителей, не прославившихся во святых, но пользующихся в той или иной степени авторитетом в Церкви. В своё время я читал труды известного советского священника и миссионера Александра Меня, с упоением слушал лекции профессора и богослова Алексея Осипова... Но больше всех я уважал протодиакона Андрея Кураева, прежде всего потому, что когда-то одна его замечательная книга "Протестантам о православии" помогла мне сделать выбор между баптизмом и православием в пользу последнего.
Отец Андрей всегда казался мне умным, начитанным, логичным, рассудительным и в чём-то своеобразным человеком. Год назад я был в числе тех верующих, которые поддержали о. Андрея в конфликте Казанской семинарии. Но в последнее время я стал замечать, что о. Андрея, как это называется, несколько занесло. Я был немного смущён позицией о. Андрея по присоединению Крыма (поскольку имею другие мнение), но так как этот вопрос не является для меня самым важным и принципиальным, я не придавал этому особого значения. (К тому же, каждый имеет право на своё мнение и видение той или иной ситуации, особенно в таких непростых вопросах.) Сегодня же я попал на статью о. Андрея, опубликованную в его блоге. Название статьи - провокационное: "Идеал Патриарха Кирилла - православный ГУЛАГ".
Впрочем, я вполне ожидал, что развивающийся диалог Русской Православной Церкви с социалистическими силами и очевидный идеологический поворот некоторых наших иерархов в левую сторону вызовет как положительную, так и противоположную реакцию внутри Церкви. Но я не ожидал, что выразителем последней позиции окажется о. Андрей. Приведу цитату из его статьи про "православный ГУЛАГ":
"Вообще тезис "за сталинизм без атеизма" странен: сталинизма и социализма без атеизма история 20 века не знает. С христианско-этической точки зрения проще было бы бросить лозунг "за капитализм без навязывания гомосексуализма". Собственно, таким и был мир (в том числе Российской империи) до недавнего прошлого".
Не буду комментировать слова про сталинизм, поскольку сам сталинистом не являюсь, а даже напротив - вполне антисталинистом (но это уже другая история). А вот утверждение о том, что история прошлого века не знает социализма без атеизма, не столько удивило меня, сколько огорчило. И конечно же, как социалиста, меня не порадовало то, что о. Андрей видит капитализм более совместимым с христианством, чем социализм - идею социального равенства.
Так знает ли всё-таки история XX века "социализм без атеизма"? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, поясню, что в данном случае стоит разуметь под "атеизмом". Едва ли о. Андрей имел в виду атеизм как личный человеческий выбор, ибо это не зависит от того или иного политического или социально-экономического строя. Нетрудно догадаться, что о. Андрей имел в виду насильственное насаждение атеизма и атеизм как часть государственной идеологии. Нам известно, что ранние годы советской власти были запятнаны страшной антирелигиозной борьбой, и далее - атеизм, не будучи формально провозглашённым в качестве идеологической составляющей, поддерживался партийными и государственными органами СССР, постепенно ослабляя свои позиции в поздние времена советской власти и в итоге проигравшего (прошу заметить: до распада СССР). Известно также, что гонения на религию были и в других социалистических странах, где у власти были коммунисты: в Северной Корее, в Кампучии и в первом в мире атеистическом государстве - Албании времён Энвера Ходжи (религия была запрещена на уровне закона).Так есть ли всё-таки примеры не-атеистического социализма в истории XX века? Позволю себе ответить: есть. Но при этом я отдаю себе отчёт в том, что для некоторых (в т. ч. для самого о. Андрея) моя позиция может быть недостаточно убедительной или совсем не убедительной.
Известно, что после Второй мировой войны, в 1949 году восточная часть Германии стала социалистической и до 1989 года существовала как Германская Демократическая Республика. Несмотря на то, что в этой стране также господствующей идеологией был марксизм-ленинизм, и, возможно, имела место атеистическая пропаганда, была и религиозная свобода. Восточная Германия не знала никаких гонений на религию (во всяком случае, таких фактов не известно), и более того - в стране на легальной основе существовала политическая партия под названием "Христианско-демократический союз" (ныне находится у власти в Германии), которая, к тому же, входила в правительство, руководимое Социалистической единой партией Германии. Мне самому лично довелось однажды пообщаться на просторах интернета с женщиной, которая провела детство в ГДР, и она говорила мне, что все храмы в стране были открыты, и свободно продавались предметы культа и религиозная литература. О религиозной свободе социалистической Восточной Германии свидетельствует также музыкальное творчество рок-певца Дина Рида, жившего с 70-х годов до самой смерти в ГДР: в его репертуаре среди прочих были песни на религиозные и околорелигиозные темы.

Чили - есть такая страна в Латинской Америке. В этой стране в начале 1970-х годов были попытки построения социализма под руководством президента Сальвадора Альенде. В этой стране Церковь Католическая Церковь (к которой принадлежало 80% населения) с 1925 года была отделена от государства и редко вмешивалась в политическую жизнь страны. Однако с конца 1960-х годов, следуя указаниям папских энциклик, посвященных социальным вопросам, а также под влиянием социальных течений европейского католицизма, чилийская церковь начала играть важную роль в проведении в стране социальных реформ, и количество социально активных священнослужителей заметно выросло.
И что самое интересное - в 1970 году католическая Церковь Чили официально объявила о неприятии капитализма и отказалась от всех имевшихся у неё ценных бумаг, а также от принадлежавших ей доходных земель и объектов собственности. После 1973 церковь выступала с осуждением пыток, убийств и похищений людей пиночетовскими путчистами, свергшими, при поддержке США, законного президента Сальвадора Альенде и социалистический режим.

Следующий пример, может быть, не самый удачный, но и далеко не самый плохой, на мой взгляд.
В Юго-Восточной Европе есть такая страна - Румыния, которая была социалистической с 1947 по 1989 годы. По румынской Конституции 1965 года всем гражданам страны гарантировалась свобода совести, но при этом со стороны коммунистических властей осуществлялся контроль за деятельностью религиозных организаций. Однако и эти действия осуществлялись в соответствии с Конституцией, согласно которая, помимо свободной организации и свободного действия религиозных культов, предусматривала и государственный контроль порядка их организации и деятельности. "Никакое вероисповедание, никакая религиозная конгрегация или община не могут открывать или содержать иные учебные заведения, кроме специальных школ для подготовки служителей культа", - утверждалось в Конституции. В соответствии с этим, школа была отделена от Церкви в Социалистической Республике Румыния.

Если говорить о религиозной обстановке в социалистической Румынии по факту, то можно сказать, что здесь она была своеобразной, поскольку из всех существовавших на её территории религиозных организаций гонениям со стороны властей подвергалась только Греко-Католическая Церковь. Но о причине этого нетрудно догадаться. Известно, что время Второй мировой войны ГКЦ сотрудничала с нацистами, оттого и её положение на социалистическом пространстве после войны было крайне тяжёлым, и что в СССР, что в Румынии деятельность ГКЦ была подавлялась. Что же касается других религиозных организаций социалистической Румынии (Румынской Православной Церкви, старостильников и др.), то их не постигла такая тяжёлая участь, как ГКЦ. Что интересно, Румынская Православная Церковь юридически даже не была отделена от государства. В соответствии с законом "Об общем устройстве религиозных исповеданий", Церковь формально имела право создавать благотворительные организации, религиозные общества и вести издательскую деятельность (с 1949 г. стали выходить журналы "Orthodoxia" и "Studi Teologice"), владеть движимым и недвижимым имуществом, пользоваться государственными субсидиями и дотациями для священнослужителей и преподавателей богословия.
Следующий пример "социализма без атеизма" - Остров Свободы - Куба. Религию в этой стране также минула участь религии в Советском Союзе и других странах с коммунистическим правительством. В этом стоит отдать должное вдохновителю и лидеру кубинской революции Фиделю Кастро, который когда-то прошёл курс обучения в католических колледжах Кубы, руководимых иезуитами. По сей день Кастро исповедует христианскую веру католического исповедания и не скрывает этого. Ему, в частности, принадлежит высказывание:"Христос... не выбрал богатых для проповеди Своего учения, Он выбрал двенадцать бедных и необразованных тружеников, то есть выбрал пролетариев той эпохи".

В Гаване, столице Кубы с 2008 года действует русский православный храм, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Вот что написано на сайте этого храма: "Наши прихожане говорят: "Все мы уезжали из Советского Союза в безбожное коммунистическое времяЮ, уезжали коммунистами или комсомольцами. Приехав сюда, мы снова попали в социализм, и живём в этом обществе до сего дня. Посещая современную Россию, мы видим, как она духовно преображается, как возрождаются порушенные святыни, строятся новые храмы, меняется отношение людей к Церкви. Конечно, нам приятно, что на Кубе не было гонений на христианство, как у нас на родине"".

И наконец, хочется привести в пример одну из стран третьего мира - Венесуэлу, которая в самом конце XX века, под руководством яркого и харизматичного команданте Уго Чавеса, взяла курс на построение нового социализма. Большинство населения страны относит себя к Римско-Католической Церкви. Глубоко верующим христианином был и Уго Чавес до самой своей смерти в 2013 году. О своей вере он говорил, что черпает в ней вдохновление для своей деятельности. "Считаю, что только возрождение подлинного христианства есть надежда мира и основа справедливой социальной политики", - говорил команданте. Иисуса Христа Чавес считал "первым социалистом", а капитализм называл "путём дьявола и эксплуатации".


Комментарии
Как говорит моя жена: "Мордашка кругленькая - значит красивый!".... Ну это в шутку, кроме "хорошего лица" (доброе).
Да и во времена СССР, особенно в последние десятилетия, почти все верили в Бога, по-крайней мере, если что случалось, взывали к нему: "О БОЖЕ!", отмечали Пасху, Рождество, кто хотел, тот ходил в церковь, никого не преследовали.
их мучит справедливости мираж,
они активно строят Божье царство
и кровь сопровождает их кураж
Игорь Губерман