Головы

Тут наши патриоты открыли для себя с удивлением преступления британского колониализма в их весьма неаппетитном виде (см. фото).


Зрелище, разумеется, уродское. Однако комментарии к этому в высшей степени характерны:

"Настоящий джентльмен, не то что варвары с России"
"А теперь эти люди учат нас как жить"
"Цивилизация, блин... Просвещённая Европа."
"и эти люди имеют наглость учить нас правам человека"

... и так далее. Широко известный Ахтямка даже выдвинул тезис о том, что корни немецкого нацизма растут из Англии: мол, это англичанка научила гитлеровцев делать абажуры из человеческой кожи и сушить головы. При этом патриоты нашли очередной повод для национальной гордости: почему-то у них само собой подразумевается, что в России-то головы не пилили и уж тем более не коллекционировали. И где-то в этот момент я вспомнил, где же читал о подобном милом обычае:

Генерал Засс, командующий правым флангом нашей линии, был в то время грозой горцев, и так как он жил в крепости Прочноокопской, в трех верстах от станции, то и Нарышкины, и я часто с ним виделись. С первого моего знакомства с Зассом меня поразила его рыцарская физиономия. Он высок ростом, имеет светло-голубые глаза и огромные висячие усы. В доме его постоянно преобладает какая-то таинственность, и я часто мысленно воображал себя в каком-нибудь ливонском замке, в сообществе тевтонского рыцаря XV века. Часто случалось, что при гостях его таинственно вызывают, шепчут ему на ухо... Бывало, адъютант молча войдет в комнату, наклонится к Зассу, отрывисто произнесет какое-нибудь слово и исчезнет на краткое кивание головой таинственного начальника. В его комнатах постоянно и во всех углах встречаешь людей с загадочными лицами. Может быть, во всем этом и крылось что-нибудь в самом деле важное, а может быть, Засс нарочно окружал себя тайной, чтобы сохранить к себе поболее уважения и страха, - два чувства, сильно действующие на толпу.

Однажды мы были у генерала, и он был как-то особенно с нами любезен, но вдруг исчез. Прождав его довольно долго, мы осведомились о хозяине и узнали, что <он> ушел за Кубань, узнав, что горцы в сборе. В разговоре с Зассом я заметил ему, что мне не нравится его система войны, и он мне тогда же отвечал: «Россия хочет покорить Кавказ во что бы то ни стало. С народами, нашими неприятелями, чем взять, как не страхом и грозой?..

Тут не годится филантропия, и А. П. Ермолов, вешая беспощадно, грабя и сожигая аулы, только этим и успевал более нашего. Еще до сих пор имя его с трепетом произносится в горах, и им пугают маленьких детей».

В поддержание проповедуемой Зассом идеи страха на нарочно насыпанном кургане у Прочного Окопа при Зассе постоянно на пиках торчали черкесские головы, и бороды их развевались по ветру. Грустно было смотреть на это отвратительное зрелище.
Раз Засс пригласил к себе m-me Нарышкину, и она согласилась с условием, что неприятельские головы будут сняты. Засс исполнил ее желание, и мы все были у него в гостях. Взойдя как-то в кабинет генерала, я был поражен каким-то нестерпимым отвратительным запахом, а Засс, смеючись, вывел нас из заблуждения, сказав, что люди его, вероятно, поставили под кровать ящик с головами, и в самом деле вытащил пред нами огромный сундук с несколькими головами, которые страшно смотрели на нас своими стеклянными глазами. «Зачем они здесь у вас?» - возразил я. «Я их вывариваю, очищаю и рассылаю по разным анатомическим кабинетам и друзьям моим профессорам в Берлин».

(Н. И. Лорер. Записки моего времени)

Вот такая вот офигительная история. Дело, как вы понимаете, даже не в конкретном генерале. Дело в отношении. Эта главка в воспоминаниях декабриста Лорера носит название "Генерал Засс и анекдоты о нем". Анекдоты. Забавные истории. Знаете, у всех ведь бывают свои причуды, да? Кто-то любит стихи Баркова, кто-то - нюхательный табак, а кому-то нравится собирать человеческие головы, и общество, в общем-то, не исключая и Лорера, довольно снисходительно относится к причудам милого лапушки Засса. Мадам Нарышкина, нежная душа, потребовавшая убрать с глаз долой неаппетитную коллекцию, в целом не гнушается составить компанию обаятельному маньяку. Нормально, русские (а так же татарские и остзейские) дворяне над своими же крепостными и не такое творили, это сегодня маратки, родства не помнящие, рассказывают нам о первозданной чистоте "русских варваров". Колониализм - он везде одинаков, как и геноцид, это любой, кто изучает историю не только по картинкам из жежешечки, подтвердит.

Впрочем, будь мы в старом моем журнале с несколькими сотнями читателей, я охотно отдал бы голову на отсечение и последующее копчение, что этим же вечером как минимум полдесятка скорбных главой набежало бы сюда доказывать, что нельзя сравнивать и это все совсем другое дело.

http://doloew1917.livejournal.com/12414.html