Чем грозят российскому рынку новые санкции

Страны G7 могут ужесточить санкции против России, о чем заявила на саммите в Баварии канцлер ФРГ Ангела Меркель. Насколько высока вероятность новых санкций и в чем они могут выразиться, разбирался «Рамблер.Финансы». 

Участники саммита G7 в Германии пришли к выводу, что санкции будут продлены и далее, а также могут добавиться новые санкции, если ситуация на востоке Украины ухудшится. По словам американского президента Барака Обама, и США, и европейские страны готовы поддерживать санкции против России, пока Минские соглашения не будут реализованы. Правда, там же Ангела Меркель уточнила: «Мы готовы при необходимости к новым санкциям против России, но мы этого не хотим». Обама также печально описал ситуацию в нашей стране – указал, что в России начался экономический спад, а то, что саммит проходит без России говорит об изоляции страны от всего мира.


При этом, президента России Владимира Путина на G7 не позвали, хотя главной темой обсуждений там была именно Россия и санкции. Председатель Европейского совета Дональд Туск немного ранее говорил, что Россия не может стать участником саммита, пока она ведет себя агрессивно по отношении к Украине. По этому поводу пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отметил, что «президент России концентрируется на работе в других, гораздо более эффективных сейчас форматах, которые отражают реальную расстановку всех балансов в мировом экономическом пространстве». А по поводу санкций Дмитрий Песков отметил, что на G7 ничего нового не прозвучало.


Правда, стоит отметить, что в России к вероятности введения новых санкций относятся скептически – и не только на уровне власти, но и на уровне бизнес и экспертного сообщества. Может быть, потому что уже привыкли жить в новой «санкционной» реальности. А может быть, все же в условиях санкций не очень выгодно развиваться всем странам, поэтому ждать новых экономических ужесточений вряд ли стоит.


«На текущий момент вероятность введения против РФ новых, более жестких санкций достаточно низкая», - комментирует ситуацию Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ». По его словам, условия ужесточения стандартные – ухудшение ситуации на Украине. «В целом, эта формулировка западных стран практически не изменилась за год, таким образом, можно констатировать, что пока на саммите G7 не было принято каких-либо новых решений или соглашений, - поясняет эксперт. - Более того, мы не видим в условиях снятия или расширения санкций никаких условий по Крыму, что на руку нашей стране».


«Не думаю, что новые санкции будут носить некий глобальный характер - вроде ограничения на экспорт энергоносителей или отключения России от SWIFT, - продолжает Игорь Нестерович, начальник отдела валютно-финансовых операций банка «Кольцо Урала». - И по этой причине ожидаемые санкции вряд ли обрушат рубль».


Если же все-таки порассуждать по поводу возможных дополнительных санкций против РФ, то здесь, по оценкам экспертов, наиболее вероятно расширение секторальных санкций, с возможным распространением на наиболее крупные и тесно связанные с государством частные компании. Также может быть ужесточение в сфере вложения в ценные бумаги и/или инвестиционные проекты российских компаний. «Не исключено возвращение к вопросу об отключении российских банков от SWIFT, - комментирует Антон Сороко. - Естественно, для отечественного финансового рынка такое развитие событий крайне негативно, так как в условиях отсутствия притока средств внешних инвесторов, ликвидность здесь оставляет желать лучшего».

 

Сильного влияния на кредитные рейтинги аналитики не ожидаем – по оценкам профессионального сообщества, «большая тройка» в 2014 году пересмотрела суверенный рейтинг РФ с «запасом», на случай падения цен на нефть ниже отметки в $40/баррель, так что в течение 2015 года даже более вероятно повышение оценок кредитоспособности РФ.


Наибольшее влияние на курс российской валюты, по мнению Игоря Нестеровича, будут по-прежнему оказывать существующие ограничения на рефинансирование долга в иностранной валюте, повышающие спрос на доллары США, а также ситуация на нефтяном рынке. «При наиболее сильном ужесточении санкций, а также негативной динамике на сырьевых рынках курс рубля вполне может вернуться к отметке к 65 рублей за доллар», - подытоживает Антон Сороко. 

 

Все печально?

 

«Вероятность оспаривания новых санкций лицом, попавшим в санкционный список, напрямую зависит от того, насколько санкции способны повлиять на деятельность соответствующего лица. Также важно понимать, о каких именно санкциях идет речь. Если американские санкции обжаловать практически бесперспективно, то санкции ЕС успешно оспаривались во многих случаях. На примере споров по иранским санкциям видно, что заявители добились положительных судебных решений в 15 делах из 42 рассмотренных Общим судом ЕС в 2013 году. Не всегда за выигранным делом следовало исключение из санкционного списка, поскольку нередко, формально выполнив решение суда, Совет ЕС принимал новое решение о включении заявителя в санкционный список.

Тем не менее, ряд лиц сумели добиться отмены санкций ЕС судебным путем», считает Алексей Панич, партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills.

 

По его мнению, существуют различные способы оспаривания санкций, однако в отношении санкций ЕС наиболее распространенным является подача жалобы в Общий суд ЕС. Рассмотрение жалобы занимает от 18 до 24 месяцев. Формальным ответчиком по таким делам выступает Совет ЕС.


На текущий момент G7 рассматривает продление существующего пакета санкций, уточняет заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова. «Если говорить о потенциальном расширении ограничений, то вероятно, речь пойдет о попытке отключении России от SWIFT. Теоретически возможны рекомендации для зарубежных компаний уйти с российского рынка и отказаться от поставок российских энергоресурсов. Но реализация этих санкций серьезно ударит по самим странам, в первую очередь, по ЕС, для которого пока не существует альтернативы российским энергоносителям», объясняет Желаннова. Добавляя, что SWIFT уже неоднократно заявляли о том, что мера по отключению российских банков реализована не будет, поскольку организация является политически независимой и не поддается политическому давлению. В случае введения этих мер, Россия, конечно, может пострадать, но ничего фатального не случится, уверена она.


«У России есть возможность введения ответных мер – запрет, к примеру, на поставку титана, что нанесет непоправимый ущерб авиастроительной отрасли. Продолжение запрета на доступ к западному долгосрочному долговому рынку уже не оказывает серьезного влияния, хотя ситуация и стала бы более благоприятной, если бы запреты сняли. ЦБ предоставляет достаточное количество ликвидности, пусть и по сравнительно более высоким ценам. Инвестиционные рейтинги теоретически могут быть понижены, однако это будет явно политически ангажированным ходом и восприниматься будет соответственно. Рубль и основные индексы финансового рынка будут реагировать снижением на любое ухудшение геополитической ситуации», предупреждает она о вероятных рисках.


«Перечень дополнительных санкций, которые могут использовать ЕС и США, довольно широкий. Это и различные ограничения на использование российских энергоресурсов, и отключение России от системы международных банковских переводом, и рекомендации по запрету инвестиций в РФ со стороны ближайших партнеров. Но с нашей точки зрения дальнейшее расширение санкционной программы возможно только в случае существенного обострения геополитической обстановки, а это, как нам кажется, маловероятно», соглашается с ней Дмитрий Кипа, руководитель аналитического департамента QB Finance.


По мнению Кипы, самой жесткой мерой для экономике РФ может стать частичный запрет на покупку российских энергоресурсов, но этот сценарий практически исключен, поскольку у ЕС очень высокая зависимость от российского газа, и Вашингтон вряд ли найдет поддержку Брюсселя в этом вопросе. Усиление давление на российскую банковскую систему с точки зрения ограничения доступа к рынкам западного капитала, без сомнения, негативно скажется на российской экономике, но власти уже показали, что способны справится с этим вызовом, поэтому драматического развития событий он не ждет.


«Инвестиционные рейтинги РФ могут быть снижены, что негативно отразится на долговом рынке и инвестиционной привлекательности российских эмитентов, но на данный момент такой сценарий развития событий не очень реалистичен, - считает Кипа. А курс рубля находится под сильным давлением из-за санкций, но значительно более существенный фактор - это конъюнктура на сырьевых рынках. Как мы видели, даже в условиях санкций спекулянты использовали рубль в операциях carry trade, когда с их точки зрения он оказался перепродан относительно цен на нефть. Соответственно, для курса рубля определяющим будет оставаться нефтяной фактор».


«Новые санкции могут стать разнообразными, предупреждает начальник аналитического отдела ИФК "Солид" Олег Шагов. И считает что они окажутся болезненными, если будут направлены на российские компании и банки, активно участвующие во внешнеторговых операциях. Например, если Россию отключат от международной системы финансовых транзакций SWIFT, то объем экспортно-импортных операций на какое-то время упадет в разы. Неприятным сюрпризом для компаний, вовлеченных во внешнеторговые сделки, может стать внезапная заморозка их финансовых активов на Западе. В принципе, не исключен и запрет на обращение ценных бумаг российских компаний на западных финансовых рынках.


Введение санкций будет грозить усугублением проблем - углублением рецессии в экономике, увеличением дефицита бюджета, ускорением девальвации рубля, всплеском инфляции, ростом безработицы и социальной напряженности. А также оттоком капитала из России, ростом напряжения в отечественном финансовом секторе, повышением процентных ставок, дефолтами и банкротствами российских компаний и банков, предупреждает Шагов. Что в конце концов приведет к тому, что в результате применения Западом новых санкций российская валюта опять окажется под давлением и, скорее всего, через какое-то время котировки доллара к рублю вновь поднимутся до исторически максимальных значений.