Злые духи революции
Может ли литература влиять на социально – экономическую ситуацию в стране? Ещё как может! Великий русский философ Николай Бердяев духами русской революции 1917 года назвал Гоголя, Достоевского и Толстого. Взять хотя бы Гоголя. Бердяев пишет: » У Гоголя нет человеческих образов, а есть лишь морды и рожи, лишь чудовища, подобные складным чудовищам кубизма. В творчестве его есть человекоубийство». Наши революционеры нашли этим русофобским взглядам своё продолжение. Мол, надо менять людей, надо всё разрушить и начать жить по-новому. А поскольку вместе с Гоголем похожую идеологию изображения русского человека в литературе исповедовали и другие известные писатели, к примеру, Щедрин, Чернышевский, А. Белый, включая Чехова, в произведениях которого нет и малейшей любви к человеку, в обществе, естественно, «гроздья гнева» только крепли. В послереволюционные годы наша литература и другие искусства предложили людям противоположные взгляды – оптимизм, героику, патриотизм. Русский человек, наконец – то, был показан во всей своей красе.
И страна неслучайно развивалась с таким подъёмом, какого не было во все предыдущие века. Хрущёвская оттепель, Брежневский застой, Горбачёвская перестройка, Ельцинская вольница вернули нас к унижению нации писателями, киношниками, художниками. Вновь, как в Гоголевские времена, на передний план в художественных произведениях выступили слабые, издёрганные, а чаще всего не вызывающие никакого уважения люди, которые только и могут, что пить по - чёрному, убивать, предавать… Имеет ли право такой человек на существование? Вопрос риторический. Вот на этой русофобской идеологии и строят свою политику наши либералы, а наши писатели вместе с деятелями кино и других искусств, включая живопись и театр, вольно или невольно им помогают морально добить человека, привести его к мысли, что России опять необходима революция… Размышления Н.Бердяева о духах революции и сегодня актуальны как никогда. Критики и плакальщики на ниве русской культуры вредны и опасны. Почему же тогда им так у нас вольготно? Вопрос, как говорится, на засыпку.
Комментарии
Вопрос не на "засыпку", а с примитивной подсыпкой. Ответ один - у нас так вольготно всем этим плакальщикам от литературы, потому что рыба гниет с головы.
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дергает его...
"Скажи: зачем без цели бродишь?
Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.
На стройный мир ты смотришь смутно;
Бесплодный жар тебя томит;
Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет".
-- Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он --
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.
Это из "Египетских ночей". А. С. Пушкина.
Тут все ответы на Ваши вопросы, Владимир.
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Просто по той причине, что жить в обществе и быть свободным от общества невозможно.
Разве может быть что-то более светлое, чем морские романы А. Грина? Ну а "Чук и Гек" А.Гайдара - одна из самых добрых книг советской литературы. Но как быть с их авторами? А.Грин (Гриневский) по воспоминаниям был довольно жалкой личностью. А. Гайдар- Голиков в Гражданскую наводил ужас своей жестокостью даже на бывалых чекистов. Объяснение: авторы жили в обществе и не были от него свободны.
Давайте теперь вернемся в современность и вспомним замечательные и умные книги Людмилы Улицкой. Но иначе как мерзостью невозможно назвать ее недавнее выступление в Австрии на вручении какой-то литературной премии? И Л.Улицкая тоже не свободна от общества.
Но вот творчество этих авторов оказалось свободным от отвратительной действительности.
Удивительно.
Есть старый советский анекдот. Учительница в школе проводит диктант: "Пишем..:.Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... Иванов! Ты что тянешь руку?!
- Марья Ивановна, Вы же говорили нам, что Бога нет?"
- Иванов, так и сыра тоже нет. Нам что, диктант теперь не писать?!"
Это правило хорошо заметно, например, в игре джазовых квартетов ( Оскар Петерсон "You look good to me" -рекомендую!). Музыканты по очереди свободно импровизируют. Но гармонические правила джаза очень жесткие, и если один музыкант начинает импровизацию, то остальные отказываются от возможности играть что вздумается и следуют правилу гармонического круга неукоснительно. Только в этом случае достигается эффект свободного исполнения. "Свобода" импровизатора покупается "необходимостью" остальных трех музыкантов.
Но от этого она не перестает быть свободой!
Если, к примеру,мы говорим о свободном владении русским словом А. С. Пушкиным, то приводим в пример онегинскую строфу. Немыслимо, как ограничивая себя столь жесткими правилами этой рифмы, автор мастерски легко и буквально играючи беседует с читателем! Мы ведь "не слышим" этих 14 строк, срифмованных специальным образом! Это и есть проявление свободы творчества и противоречивости свободы как явления .
Только вот всякая необходимость предполагает определённые рамки. В вашем случае это законы джазового исполнения. Музыканты их строго придерживаются. Не вижу здесь полной свободы. А вот мастерство - да, вижу. Именно мастер, филигранно владеющий музыкальным инструментом, способен так сыграть композицию, что мы можем испытать наслаждение от его свободного творчества.
Тоже самое мы в видим и в случае с Пушкиным. Строго придерживаясь законов стихосложения, он так мастерски владеет словом, что мы можем только восторгаться его свободным творческим полётом.
Вот такая свобода существует. И она подвластна только Мастерам.
Как писал Ницше:"Не вокруг творцов нового шума, — вокруг творцов новых ценностей вращается мир; он вращается неслышно"